Литва борется с "сезонным обострением" проверенным способом.

За заявлением Департамента госбезопасности Литвы о том, что Россия якобы готовит компромат против республики и ее президента, стоит намерение литовских властей отвлечь внимание населения от внутренних проблем страны и мобилизовать электорат перед президентскими выборами в мае 2014 года, полагает эксперт Анатолий Иванов

В конце прошлой недели в литовские СМИ просочилась секретная справка Департамента государственной безопасности республики, в которой главная спецслужба предупреждает высших руководителей страны о том, что Россия якобы готовит волну компромата против Литвы и ее президента Дали Грибаускайте.

Этому предшествовала череда всевозможных скандалов вокруг российско-литовских отношений: проблемы литовских перевозчиков на границе с Россией, запрет молочной продукции, передача "Человек и закон" о вильнюсских событиях 13 января 1991 года (после этого в Литве на три месяца была запрещена трансляция Первого канала), снятие орденов с логотипа газеты "Комсомольская правда в Литве".

С чем связано обращение Департамента государственной безопасности Литвы к русофобской риторике, "Голосу России" рассказал главный редактор еженедельника "Литовский курьер" Анатолий Иванов.

- Когда происходят такие события, сразу думаешь, а с чем они связаны? Какое-то важное международное событие или, может быть, выборы в Литве? Ваша точка зрения на этот счет?

- Моя точка зрения на этот счет полностью совпадает с точкой зрения профессора МГУ Елены Шестопал. Сезонное обострение в Прибалтике связано с необходимостью отвлекать внимание людей от насущных проблем и переключать его на какие-то внешние фобии.

В данном случае разыгрывается любимая карта литовской власти - русофобская карта. Это беспроигрышная карта, которая помогает мобилизовать электорат. Особенно если рассматривать эту проблему в контексте предстоящих в мае 2014 года президентских выборов.
- Все-таки это связано с выборами?

- Трудно сказать. Я позволю себе украсть у вас буквально полсекунды. В Вильнюсе прошла совершенно шикарная пресс-конференция, которую провел бывший первый руководитель Департамента госбезопасности Литвы, подписант Акта о независимости, бывший депутат Сейма Зигмас Вайшвила, в общем-то, достаточно заслуженный перед государством человек.

Зигмас Вайшвила, которому усиленно пытаются приклеить этикетку агента КГБ, выдвинул предположение, что президент Даля Грибаускайте могла сотрудничать со спецслужбами Советского Союза.

Отсюда ее сумасшедший карьерный рост в советское время, отсюда ее непонятная позиция во времена обретения независимости. Все, что сейчас она делает, Зигмас Вайшвила характеризует как служение интересам России.
- По его мнению, Даля Грибаускайте - агент Кремля?

- По крайней мере, такое предположение прозвучало. К сожалению, он не привел никаких документов, ничем это не подтвердил. Но общий фон, на котором эта идея прозвучала, достаточно любопытен.

Что характерно, у нас первый председатель парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне покойный Витаутас Петкявичус - выживший из ума писатель, а первый руководитель Департамента госбезопасности - агент КГБ. Какие-то странные закономерности, согласитесь.
А как общество относится ко всему тому, что происходит в последние месяцы? Я имею в виду эту антироссийскую кампанию.
Литва борется с "сезонным обострением" проверенным способом
- Общество наэлектризовано. Даже люди, которые были безумно далеки от каких-то политических симпатий и антипатий, на бытовом уровне проявляют нервозность. Это чувствуется буквально везде: в магазинах, поликлиниках, общественном транспорте. Такое впечатление, что бензин разлит, осталось поднести спичку.
- Вы вначале сказали, что это не только в Литве, это во всех странах Прибалтики. Действительно, в последнее время опять началась война с памятниками советской эпохи, с памятником Воину-освободителю. Причем это и в Литве, и в Эстонии, и в Латвии. Действительно, это сезонное обострение? Эта кампания началась сразу после распада СССР, потом вроде немного затихла. Что сейчас происходит?

- Прошло более 20 лет. Особых результатов не достигнуто. Более того, эмиграция, которую даже патриоты называют исходом, которую сравнивают с большим ужасом, нежели советская депортация, - это все накладывает свой отпечаток.

Мы можем ехать на автомобиле по Литве часа полтора и совсем не встретить людей - пустое государство со всеми вытекающими последствиями. Отсутствие промышленности, изуродованное, изнасилованное сельское хозяйство, очень низкий уровень жизни - вот истоки бытовой агрессии.