Вам нравится название улицы, на которой вы живете? Мне название моей улицы - не очень. Проспект КИМа – это что такое? Нет, это не в честь какого-нибудь знаменитого корейца, типа Ким Ир Сена или англичанина Кима Филби, агента советской разведки. КИМ – это всего лишь аббревиатура: коммунистический интернационал молодежи, то есть международная молодёжная организация, созданная в 1919 году как секция Коминтерна. Свое нынешнее название сей проспект получил в 1933 году. Коминтерн… молодежное звено… Поди объясни это молодежи… Ну, КИМа и КИМа… Зато легко запомнить.
И все-таки, согласитесь, лучше жить в Петербурге на проспекте КИМа, чем, скажем, на улице Белы Куна, венгерского и советского политического деятеля, председателя Крымского ревкома с ноября 1920 года, активного участника массовых казней в Крыму. По официальным советским данным число жертв тамошнего террора оценивалось в 52 тысячи человек, по современным неофициальным – вдвое больше.
Особенно много одиозных топонимов, а точнее годонимов ( от др. греч. одос –улица) в Невском районе Санкт-Петербурга – там вокруг проспекта Большевиков собрались приснопамятные борцы за советскую власть – Подвойский, Антонов-Овсеенко, Шотман, Коллонтай, Чудновский, Крыленко, Дыбенко и пр.
Заглянем в биографию последнего – а то ведь живут люди на улице его имени, заходят каждый день на одноименную станцию метро, а что про него знают?
Итак,
Павел Ефимович Дыбенко (16(28) февраля 1889 -29 июля 1938) – русский революционер, советский политический и военный деятель, 1-й народный комиссар по морским делам РСФСР, командарм 2-го ранга (1935).
Своим взлетом к вершинам власти этот богатырского сложения малообразованный матрос, выходец из крестьянской семьи, обязан исключительно своей жене А. М. Коллонтай, дочери царского генерала, бывшей в кругу ближайших сподвижников Ленина. Именно она знала тайну связи большевиков с Германским генеральным штабом, это она занималась транспортировкой немецких денег для организации Октябрьского переворота, она же руководила вооруженным захватом Александро-Невской лавры, за что и была предана «анафеме» русской церковью.
Историки пишут:
В первые часы после захвата Зимнего дворца Дыбенко выполнил весьма деликатную операцию по изъятию в Министерстве юстиции судебного дела "о немецких деньгах для партии большевиков", что открыло Временное правительство. Дыбенко изъял, а Ленин и Коллонтай уничтожили документы германских и шведских банков, которые проливали свет на революционную аферу.
5 января 1918 года в день открытия всенародно избранного Учредительного собрания, когда в его поддержку на улицы Петрограда вышло до 60 тысяч демонстрантов, на углу Невского и Литейного демонстранты были расстреляны матросами-братишками под началом Дыбенко. Затем он же разогнал и Учредительное собрание. Так Россия лишилась возможности пойти по совсем иному пути…
В феврале 1918 года Дыбенко командовал отрядом моряков под Нарвой, но бежал «без напора со стороны немцев».
В результате сей плачевной акции его отряд был разоружен, а сам командир исключен из партии и лишен всех своих постов. Но самое удивительное, что именно это позорное поражение от вяло наступавших немцев под Нарвой ( 18-20 февраля) стало впоследствии отмечаться как день рождения в победных боях Красной Армии ( 23 февраля – «мужской праздник» советских времен)
Однако «близость к телу» спасла тогда Дыбенко, как будет еще не раз спасать. Из его дальнейших подвигов следует прежде всего вспомнить кровавую баню, который он устроил в Крыму весной 1919 года, будучи там наркомом по военным и морским делам. Тогда и возникло словцо «дыбенковщина» - символ беспредела.
В 1919 году Коллонтай писала о своем мачо с парабеллумом: "Дыбенко несомненный самородок, но нельзя этих буйных людей сразу делать наркомами, давать им такую власть. Они не могут понять, что можно и что нельзя. У них кружится голова".
В 1921 году Дыбенко под началом Тухачевского был одним из руководителей беспощадного подавления Кронштадтского восстания. Называют до 15 тысяч жертв. Смертные приговоры санкционировал и Дыбенко. Тухачевский писал: "Я пять лет на войне, но не могу вспомнить, чтобы когда-нибудь наблюдал такую кровавую резню".
Впрочем, эта парочка еще раз консолидировано выступит уже в другом кровопролитии – в уничтожении восставших крестьян Тамбовской губернии, в том числе с помощью химического оружия…
Далее в жизни Дыбенко будет еще много чего интересного, но, пожалуй, хватит. И едва ли удивительно, что в 1938 году наш командарм отправит на расстрел своего маршала и в том же году будет расстрелян сам. Оба были реабилитированы, ибо преступниками по законам советской власти не считались. Но Россия, правопреемница СССР, не может быть правопреемницей преступлений.
Справка:
«“Улица Дыбенко” - конечная станция Правобережной линии Петербургского метрополитена. Станция открыта 1 октября 1987 года в составе участка “Проспект Большевиков” – “Улица Дыбенко”. Наименование получила из-за расположения на улице Дыбенко. В проекте станция носила названия “Красных комиссаров” и “Весёлый посёлок”. В 2007 году и метрополитен, и Топонимическая комиссия Петербурга подтвердили, что в 2006 году было подготовлено решение о переименовании станции в “Весёлый посёлок”. Решение могло вступить в силу только при условии подписи губернатора . В итоге предложение о переименовании было отклонено».
Вы, конечно, уже догадались , что в 2007 году губернатором Санкт-Петербурга была Валентина Ивановна Матвиенко.
Вот цитата из недавнего блога на Эхе Москвы нынешнего лидера партии «Яблоко», которая не раз поднимала вопросы адекватности городской топонимики:
«Просто у нас по 90-летней привычке умеют чтить “героев” революционного криминала и самозванства. Это – неизжитая часть коммунистического наследия в массовом сознании. И на городских улицах – в виде палачей в их названиях и памятниках».
Теперь у Питера новый губернатор, и Топонимической ( с большой буквы) комиссии пора бы вернуться к давно наболевшему.
Игорь Куберский Писатель, журналист
Дыбенко и Матвиенко
09 ноября 2013, 19:27
Комментарии