Какая польза Путину от Сноудена

Главная / Колонки

Сегодня 

2588просмотров

Николай Клименюк: Какая польза Путину от Сноудена

 

<dl class="media image">Иллюстрация: CagleCartoonsИллюстрация: CagleCartoons</dl>
<big>+</big>T<small>-</small>

В Германии все большую популярность приобретает идея предоставить политическое убежище Эдварду Сноудену. Во главе кампании — издательский конгломерат Der Spiegel, в поддержку идеи уже высказались десятки разных известных людей, среди которых — даже заслуженные политики консервативного толка. После разоблачений о прослушке телефона канцлера Меркель американскими спецслужбами и сообщений о том, что в посольстве США действует центр по перехвату коммуникаций в берлинском правительственном квартале, кажется, никто уже не воспринимает в Германии Сноудена как преступника или предателя. 

Одновременно все чаще звучит конспирологическая теория, что Сноуден — проект Путина, который только и мечтает, как бы поссорить Америку с Европой. Смысл этой теории таков: Сноуден в России, и это неслучайно. Как минимум он должен был дать Путину что-то в качестве оплаты за гостеприимство. Информация от Сноудена, которая становится общественным достоянием, гласит теория, проходит фильтр ФСБ. Консервативное немецкое издание Die Welt назвало историю с прослушкой телефонов Меркель «крупнейшей аферой Путина». Spiegel-Online не оставляет от этой теории камня на камне (большую часть материалов Сноуден передал журналистам до того, как попал в Россию и т. д.), но все же признает: Путин втайне радухудшению немецко-американских отношений, ведь именно этого он добивается с начала своего первого президентства, а в 2002 году даже агитировал за независимость Германии от Америки в бундестаге. 

Информация о прослушке действительно осложнила отношения между Германией и США, но поводов для злорадства тут немного. Многие догадывались, а сейчас все знают наверняка, что американско-немецкая дружба была несколько странной. Все-таки крупномасштабный шпионаж — это не по-товарищески.

Прослушка сама по себе не только повод для вполне справедливого возмущения, но и симптом существенного дисбаланса в партнерских отношениях. А разоблачения Сноудена — это как раз повод этот дисбаланс устранить. Что может случиться, если Германия предоставит убежище Сноудену? Скорее всего, ничего страшного. Будет дипломатический скандал, обмен резкими заявлениями. На некоторое время отложится подписание договора о свободной торговле. Возникнут какие-нибудь сложности в сфере военного сотрудничества. Но никак невозможно себе представить, что какой-нибудь американский Онищенко найдет смертельно опасных для людей божьих коровок в продукции немецких автомобильных концернов, а его германский коллега запретит айфоны и кока-колу. Никто не будет ловить и депортировать граждан друг друга, грозить введением визового режима и сокращением какого-нибудь жизненно важного экспорта. Не будет вообще ничего, что может как-нибудь повлиять на повседневную жизнь и экономические отношения.

Система отношений между странами Запада вообще не предусматривает таких конфликтов, а уровень экономической и всякой другой интеграции делает их просто самоубийственными. Для того чтобы Америка с Германией поссорились в том смысле, в котором слово «ссора» понимает Путин, во главе одной из этих стран должен как минимум стоять политик, похожий на самого Путина или, в крайнем случае, на Джорджа Буша-младшего. Ни Обама, ни Меркель не склонны к конфронтации ни во внутренней политике, ни в международных делах. Соединенные Штаты заинтересованы в хороших отношениях с Германией не меньше, чем Германия. И самое страшное, что может случиться, если Берлин предоставит убежище Сноудену, — это внутриполитические сложности, которые возникнут у Обамы. Консерваторы будут требовать жестких мер в отношении Германии — зная, что Обама не может принять этих мер, как не мог бы поступить на его месте любой другой президент, независимо от его партийной принадлежности. Политический комфорт Обамы и Демократической партии — единственное, что может серьезно пострадать, если Германия примет Сноудена. Кризис двусторонних отношений, который за этим последует, быстро разрешится, и после него Германия станет более влиятельной, а отношения США с европейскими партнерами — более партнерскими и демократическими. Если разоблачения Сноудена кому-то и выгодны, так это Германии и лично Ангеле Меркель. Едва ли это те мечты, которые, по мнению немецких конспирологов, мечтает коварный Путин.