Светлые минуты Джо Дассена

На модерации Отложенный

Ровно 75 лет назад появился на свет Джо Дассен, самый знаменитый «американец в Париже», талантливый певец, обаятельный и любимый миллионами. После смерти Дассена прошло уже 33 года, но его песни до сих пор звучат свежо и трогательно.


Джозеф Айра Дассен появился на свет 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке в семье актера еврейского театра (в будущем кинорежиссера) Джулиуса (Жюля) Дассена, выходца из многодетной еврейской семьи эмигрантов из Одессы, и скрипачки Беатрис Лонер, дочери венгерских евреев. 

В 1940 году Жюль Дассен с семьей перебрался в Голливуд, стал ассистентом великого Хичкока, а потом и режиссером. За фильмы о безработных и симпатии к коммунистам Жюль во времена маккартизма попал в черные списки и не мог найти работу. 

«Неблагонадежная» семья в 1945 году вынуждена была покинуть Америку, скиталась по Европе, пока не обосновалась в Париже. Как только отец Джо Дассена стал преуспевающим режиссером, он ушел от жены-скрипачки к популярной актрисе Мелине Меркури.

Развод родителей юноша Дассен пережил очень болезненно. Ошеломленный, одинокий, он долго не мог найти себе места и решил вернуться в Штаты. В США он был предоставлен сам себе: мыл посуду в забегаловках, убирал мусор, хотел пойти в армию, но был забракован на вербовочном пункте: врачи нашли у него шумы в сердце.

Поступив на факультет культурной антропологии университета Анн-Арбор (Мичиган), Дассен изучал фольклор индейцев Аризоны. Получив диплом, затосковал и отправился в Париж. 

В 1963 году Джо Дассен начал карьеру певца. Важную роль в начале его творческого пути сыграла совместная работа с Жаком Пле, с которым были записаны первые песни. В 1965 году Джо Дассен записал ставший «золотым» диск Les Dalton, заглавная песня которого стала первым из множества его хитов. В Лондоне Дассен записывает шесть новых песен, две из которых, Les Champs-Elysees («Елисейские поля») и Le Chemin De Papa («Путь отца»), становятся хитами. 

По возвращении Дассена в Париж события вокруг него завертелись с сумасшедшей быстротой: записи на телевидении и радио, вечеринки с друзьями, алкоголь и наркотики, интервью, не говоря уже о бесконечных концертах.

Такие колоссальные перегрузки, испытываемые Джо, не могли не сказаться на здоровье певца: вирусный перикардит и последовавший за ним инфаркт вывели Джо из строя на месяц. 

На концерте в Канне в июле 1980 года певцу становится плохо прямо на сцене. Он бледнеет, хватается за микрофон, прерывая песню, и произносит: «Простите, что-то мне нехорошо!» Публика в тревоге затихает, Джо нетвердыми шагами уходит за кулисы, где ему делают укол. Спустя несколько минут, стиснув зубы, Джо встает на ноги и, со словами «люди пришли слушать меня, я должен петь для них», выходит на сцену вновь. Пораженная публика устраивает ему бурную овацию, и под шквал аплодисментов Джо Дассен прямо за кулисами теряет сознание. Его отвозят в больницу, где врачи диагностируют сильный сердечный приступ.

Выйдя из госпиталя, Дассен решил восстановить силы на Таити, но в аэропорту Лос-Анджелеса с ним случается новый приступ. На Таити Джо прибыл совершенно разбитым и подавленным. Чтобы поддержать певца, к нему прилетели многие дорогие люди: его мать Беатрис Лонер-Дассен, сыновья и друг Клод Лемель. Джо пытается забыть о проблемах, но отдохнуть в компании близких он смог совсем недолго. 20 августа 1980 года в ресторане «У Мишеля и Элиан» в Папеэте он падает без сознания. Реанимация не дала никаких результатов. В этот же день врачи констатировали смерть. Дассену было неполных 42 года.

Беатрис Лонер вспоминала: «Я находилась в глубоком шоке, словно в другом измерении, не могла ни делать что-либо, ни даже думать о чем-либо. Решение о проведении еврейского религиозного обряда перед отправкой тела Джо в Соединенные Штаты было принято друзьями сына. Служба проходила в морге Папеэте. Похоронили Джо на еврейском участке кладбища Hollywood Forever в Лос-Анджелесе». 

Еврейская часть этого кладбища окружена белой стеной и высокими силуэтами кокосовых пальм на темно-лазурном небе. В другой части кладбища находятся могилы Рудольфа Валентино, Поля Муни, Дугласа Фербэнкса-младшего, Чарли Чаплина-младшего. На могилах редко увидишь цветы. Покой и тишина под палящим солнцем.

В последний год своей жизни Джо Дассен успел побывать в Москве — всего три дня. Тогда Госконцерт предложил ему большое турне по Советскому Союзу. Дассен согласился. Подготовка шла полным ходом. Но
 большим гастролям не суждено было состояться. 

В одном из интервью Дассен сказал: «Человек в нашем обществе одинок. Это трагедия и человека, и общества. Его нужно подбодрить. Нужно дать ему возможность вспомнить светлые минуты своей жизни, понадеяться на новые. Вот о чем я пою...»