Быстрый день

Военный трибунал в Нюрберге уделил внимание работе пятой колонны.Но делалось опять же это выборочно.

Обвинители со стороны США и Англии доказали участие пятой колонны в аншлюсе Австрии,захвате Судетской области,Норвегии и Югославии.

Но в работе обвинителей западных стран была одна особенность—чем больше значимость захвата,тем меньше дается материала по пятой колонне.

Практически обходят стороной участие 5-й колонны в захвате Франции и конечно же никак не упоминают её подрывную деятельность в СССР

Очевидно что 5-ю колонну в больших странах решили поберечь для более важных дел—контролю за европой и уничтожением СССР

Не удивительно что никто из тех кто взращивал нацизм в Германии и Франции не понёс ответственность…

ОПЯТЬ ОДНО И ТОЖЕ

То что происходило в момент оккупации Дании,до боли сильно напоминало то что происходило во Франции и СССР

Скажут—как можно сравнивать Данию и СССР?...конечно же разный масштаб.Но методы работы одни и теже

Как и в СССР—все спали,никто ничего не ожидал(несмотря на признаки агрессии) и конечно же….были проведены военные учения.

Датские военные провели учения по «отражению натиска вражеского десанта» и были отправлены мирно спать….

Военно-тактические учения—необходимая и уже традиционная мера перед организацией поражения вооруженных сил или террористического акта

9 АПРЕЛЯ

9 апреля 1940 года жители столицы Дании Копенгагена были разбужены ранним утром: над крышами домов с ревом проносились самолеты. Что это могло значить? Что случилось?

Люди оделись быстрее обычного и выбежали на улицу. На всех главных перекрестках они увидели солдат в незнакомой военной форме; некоторые из них угрожающе хлопотали около пулеметов.

Немцы! Невероятно! Откуда они свалились? Неужели война, вторжение? Что же предпринимает правительство? Где войска обороны? Разве они не оказали сопротивления?

По мере того как тянулся этот бесконечный день (9 апреля), выяснялись все новые подробности; оказалось, что на рассвете был оккупирован не один только город Копенгаген.

Немцами были захвачены все пункты страны, имевшие жизненно важное значение для ее обороны.

ДАНИЯ

Немцы считали оккупацию Дании не самостоятельной операцией, а лишь частью операции по овладению Норвегией.

План захвата Норвегии, в значительной мере основанный на использовании воздушнодесантных войск, являлся достаточно рискованным.

Риск мог оказаться еще более значительным, если бы немецкое командование не смогло в случае надобности поддержать свои войска в Южной Норвегии с датских аэродромов, расположенных в северной части Ютландского полуострова

Генерал Гальдер в свой дневник 21 февраля 1940 года:

“Военно-воздушные силы требуют занятия Дании. Надо выделить для этого необходимые войска!”,

В тот же самый день генерал фон Фалькенхорст получил приказание Гитлера разработать детальный план оккупации Дании и Норвегии

Предварительная работа проводилась уже с середины декабря созданным для этой цели небольшим штабом. Через восемь дней Фалькенхорст представил проект оперативного плана Гитлеру, который одобрил его, за исключением той части, которая касалась Дании.

Гитлер хотел иметь в Копенгагене “внушительную группировку сил” и потребовал выделить с этой целью большее количество войск, чем намечалось в плане

Фалькенхорст внес соответствующие коррективы. Руководить действиями немецких войск в Дании назначили генерала фон Каупиша. Вся работа проводилась в обстановке величайшей секретности

Немецкий оперативный план был чрезвычайно прост. Данию следовало оккупировать внезапно.

О НАПАДЕНИИ ЗАРАНЕЕ ЗНАЛИ

В воскресенье 7 апреля датский посол в Берлине отправил шифрованную телеграмму:

“Узнал, что 4 апреля большое количество транспортов вышло из Штеттина. Двигаются на запад. Место назначения не выяснено; известно лишь, что подход к нему ожидается 11 апреля”

Датский министр иностранных дел д-р Мунх сразу же запросил штабы армии и флота, требуя уточняющей информации. Датский флот не заметил на море ничего подозрительного, а между тем речь шла о транспортах, вышедших из порта еще три дня наза

Утром 8 апреля стало известно, что правительства Англии и Франции направили в Осло ноты. В них сообщалось, что в норвежских прибрежных водах установлены минные заграждения с целью воспрепятствовать подвозу железной руды в Германию.

Во что выльются последствия данного мероприятия? Кабинет министров Дании пребывал в нерешительности, не представляя, что он, в сущности, должен предпринять. Воздушная разведка сообщила, что немецкий флот продвигается на север.

Следует ли объявлять мобилизацию? Датский министр иностранных дел сообщил о высказываемых опасениях немецкому послу фон Ренте-Финку.

В 8 часов вечера того же дня премьер-министр Стаунинг собрал совещание, на котором присутствовали министры иностранных дел, обороны и финансов, а также лидеры четырех важнейших политических партий.

Совещание пришло к выводу, что в случае военного столкновения на территории Норвегии Германия, вероятно, предъявила бы некоторые требования к Дании. Принимая во внимание, что страна является почти совершенно безоружной, пришлось бы пойти на удовлетворение выдвинутых требований.

Эта точка зрения была предусмотрительно доведена до сведения немецкого посла.

9 апреля в 4 часа утра фон Ренте-Финк явился в датское министерство иностранных дел и заявил, что имеет инструкции просить свидания с министром в 4 часа 20 минут. Дежурный чиновник был уверен, что речь идет о 4 часах 20 минутах пополудни, однако ему быстро разъяснили его ошибку.

В то время как немецкий посол вручал ультиматум д-ру Мунху, вооруженные силы Германии уже приступили к действиям.

ПЯТАЯ КОЛОННА РАБОТАЛА С ЭНТУЗИАЗМОМ

В датской столице многочисленные правительственные учреждения оказались захваченными немцами еще утром 9 апреля.

Жившие в Копенгагене немцы с большим рвением и энтузиазмом показывали солдатам дорогу и служили переводчиками. Радио, почта, телеграф, телефон, железные дороги сразу же оказались под немецким контролем.

Немцы знали точно, куда им следует направляться. Об импровизации не могло быть и речи.

Сказывалась секретная информация полученная от высших должностных лиц Дании

БЛИЦКРИГ

Датское правительство, уступая силе, вынуждено будет немедленно капитулировать. Немцы предполагали использовать при этом минимальное количество войск — не более двух дивизий со средствами усиления плюс одну бригаду.

Одну дивизию и бригаду предполагалось использовать для оккупации (в течение одного дня) всего Ютландского полуострова до его северной оконечности включительно. Вторая дивизия внезапным ударом должна была захватить все важные пункты и объекты на островах Зееланд, Фюнен и Фальстер.

Одновременно с началом наступления датскому правительству следовало предъявить требование о капитуляции.

Ранним утром того же дня самолеты немецкой авиации должны были совершить демонстративный полет над Копенгагеном, а если простая демонстрация оказалась бы недостаточно эффективной — сбросить на город бомбы.

Немецкий посол в Дании фон Ренте-Финк должен был вручить датскому правительству ноту точно в назначенное время.

ЗАГАДКА НЕМЕЦКОГО ДЕСАНТА

Совершенно естественно, что для военных специалистов было чрезвычайно важно знать---где и каким образом можно высадить десант и какое сопротивление встретят немцы со стороны датских войск.

Многие сведения по этому вопросу уже имелись в Берлине--их предоставили в распоряжение Фалькенхорста и Каупиша.

Каулиш позже писал:

“Документация по Дании и датским вооруженным силам оказалась весьма полезной,однако кое-что требовалось уточнить”.

С конца февраля по конец марта с помощью Германия добывала сведения по Дании.

Агенты выезжали в Данию для выполнения определенной задачи и сразу же после этого возвращались в Германию

Разведка использовала также завербованных датских граждан.

После войны датским властям удалось установить имена 16 таких агентов

Каупиш назвал “чрезвычайно ценными” донесения, которые выслал ему из Копенгагена немецкий авиационный атташе подполковник Петерсен.

НАЦИСТЫ В ДАНИИ

Возникала важная проблема: не допустить разрушения датчанами основных мостов на шоссейных и железных дорогах.

Для решения этой задачи органы разведки выделили небольшое специальное подразделение; в ночь на 8 апреля ему удалось просочиться через границу и своевременно выйти к намеченным объектам

Наиболее важный из объектов, железнодорожный мост у Падборга, оказался, кстати говоря, незаминированным, так что посылка людей была излишней предосторожностью

Численность немецкого национального меньшинства, проживавшего в Северном Шлезвиге, достигала 30 000 человек

В 1932 году здесь возникли национал-социалистские организации. К концу 1938 года многие экономические и культурные ассоциации местных немцев входили в центральную организацию немецкого национального меньшинства (Deutsche Volksgruppe).

В политическом отношении эта организация контролировалась нацистской партией (NSDAP Nordschleswig), в составе которой насчитывалось около 2000 членов

Данная организация развивалась при содействии Берлина.

Лидер нацистской партии северного Шлезвига Меллер ничего не знал о связях указанных 16 человек с органами немецкой разведки. От него скрывали также срок немецкого вторжения, хотя он (по слухам) и догадывался о какой-то подготовке

Тот факт, что из Германии высылалось специальное подразделение для предотвращения возможного подрыва мостов, по-видимому, подтверждает решение немецкого командования не ставить в известность проживавших в Северном Шлезвиге немцев о предстоящей операции. Гитлер считал сохранение тайны основным залогом успеха.

СОПРОТИВЛЕНИЯ НЕ БЫЛО

Город Эсбьерг, расположенный на западном побережье Ютландского полуострова, немцы захватили (не встретив сопротивления) с помощью экипажей нескольких кораблей, вошедших в порт.

Датчане не оказали противодействия и при захвате моста через Малый Бельт в районе Миддельфарт, где ранним утром высадился немецкий батальон

Расположенный на восточном побережье острова Фюнен порт Нюборг был оккупирован на рассвете 9 апреля десантным отрядом, который состоял из двух офицеров, 18 старшин и 140 человек рядового состава немецких военно-морских сил.

Отряд прибыл в гавань на миноносце и двух тральщиках. Швартовы миноносца принимал полусонный вахтенный матрос с датского военного корабля--он не подозревал того, что подошедший к пирсу миноносец являлся немецким.

Немецкий десантный отряд быстро направился в город, жители которого еще спали. В качестве проводника немцы использовали какого-то случайно встреченного железнодорожника.

УЧЕНИЯ И ОТДЫХ

Успешно осуществился немецкий план и в маленьком порту Корсёр, расположенном на побережье острова Зееланд. Здесь в порт вошли два парохода с немецкими войсками. Ориентировка облегчалась тем, что навигационные огни, а также уличные фонари не были погашены.

Очевидно, на острове не подозревали о надвигавшейся опасности.

Накануне дня вторжения датский гарнизон проводил учения по условному отражению десанта, атакующего Корсёр.

Когда же началась действительная высадка немцев, гарнизон мирно спал

КОПЕНГАГЕН

Важное место в немецком плане отводилось внезапному захвату Копенгагена. Требовалось занять все ключевые пункты города с такой быстротой, чтобы подавить в зародыше всякую мысль о сопротивлении, которая могла возникнуть у датского правительства.

Один батальон с техническими средствами усиления перебрасывался по морю к пристани, расположенной ближе других к городу.

Немцам необходимо было точно установить, где можно ошвартовать судно “Ганзештадт Данциг”, предназначенное для перевозки батальона, а также выяснить, каким образом удобнее всего захватить городскую цитадель. Там предполагалось организовать временный командный пункт немецких десантных войск.

Надо было также иметь в своем распоряжении радиостанцию. Она не только обеспечила бы связь с Германией, но и давала бы возможность широко оповестить о капитуляции Дании.

Собранные органами немецкой разведки сведения относительно положения в районе порта и цитадели оказались недостаточно полными. В связи с этим майор Глейн, командир батальона, на который возлагалась задача захватить городские укрепления, получил распоряжение провести лично дополнительную разведку.

ВСЕ СПАЛИ СПОКОЙНО

Один из четырех нацистов, помогавших Циммерману, работал шофером у фирмы, торговавшей каменным углем. Без разрешения хозяев он взял грузовик и в условленное время направился в порт.

Нигде не было видно ни одного солдата и жители Копенгагена спали, все было спокойно

Явились в порт также Циммерман и Тиле. Никто из прибывших не знал, что именно должно произойти.

Однако один из них писал позднее, что “его догадки оправдались”, когда в 4 часа 20 минут к причалу Лангелиние подошло судно, с которого стали соскакивать на берег вооруженные немцы, и что он был “рад принять активное участие в оккупации Копенгагена”

Пароход “Ганзештадт Данциг” сумел войти в порт беспрепятственно; впереди него шел немецкий ледокол “Штеттин”. С крупного форта, расположенного как раз напротив входа в гавань, суда заметили и навели на них луч прожектора.

Через пять минут таможня и полицейский участок в районе порта очутились в руках немцев. Ближайшие к пристани северные ворота цитадели оказались запертыми: их пришлось подорвать. Южные ворота были раскрыты.

Немцы бросились в атаку через оба входа, захватили врасплох караулы и овладели телефонной станцией; через десять минут после начала высадки они уже хозяйничали повсюду. Ошеломленных датских солдат разоружили и заперли в подвалах форта.

Сюда же доставили начальника датского генерального штаба, министра внутренних дел Дании и английского торгового атташе, арестованных на улицах города. Слабую контратаку, которую пыталась осуществить охрана королевского дворца Амалиенборг, немцы отбили

Тем временем Циммерман доставил в цитадель радиостанцию; ее вскоре собрали и подготовились к передачам. Тиле направился, как было условлено, к артиллерийским казармам; он находился вблизи казарм до половины седьмого, но никаких признаков тревоги не обнаружил

Благодаря беспечности датчан Химер беспрепятственно связался в 6 часов утра по телефону со штабом фон Каупиша и приказал направить в Копенгаген эскадрилью бомбардировщиков, чтобы оказать добавочное давление на датское правительство

Последнее вскоре (6 часов 30 минут) капитулировало. Датская радиостанция Калунборга не работала, но немцы смогли сразу же возвестить о капитуляции, пользуясь своим передатчиком, доставленным в цитадель.

Немецкие технические специалисты, прибывшие вместе с батальоном, заняли датские радиостанции и главный почтамт,личный состав немецкого отдела спецпропаганды взял под контроль телеграфные агентства и типографии газет

Группа работников Управления разведки и контрразведки, прибывшая в Копенгаген на том же пароходе “Ганзештадт Данциг”, приступила к арестам английских и французских шпионов— короче говоря, немцы быстро осуществляли программу действий, намеченную планом внезапного нападения.

ИТОГИ

С датской стороны насчитывалось 36 убитых и раненых военнослужащих с немецкой стороны — “примерно 20”

По завершении операции фон Каупиш мог с полным основанием заявить, что народ и вооруженные силы Дании оказались полностью застигнутыми врасплох.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Этим успехом Германия обязана опять же бездействием властей Дании,союзников и информации поставляемой высокопоставленными чинами Дании о состоянии вооруженных сил