Беларусь может перейти на импорт нефти от одного поставщика.

 
 

Белорусские органы государственного и отраслевого управления прорабатывают возможность перехода с 2014 года к поставкам нефти от единого поставщика, однако должны проработать механизмы обеспечения надежности таких поставок, считают представители нефтеперерабатывающей отрасли республики.

"Введение института спецпоставщика нефти, а вернее, наделение этим статусом одной из крупнейших российских нефтяных компаний, при наличии определенных договоренностей на правительственном уровне, могло бы быть полезным как для белорусского рынка, так и для будущего российского партнера", - заявил агентству "Интерфакс-Запад" представитель отрасли.

Он отметил, что белорусская сторона в настоящее время продолжает переговоры об условиях работы на белорусском рынке российской ОАО НК "Роснефть".

Статус спецпоставщика

В начале второй декады сентября состоялась встреча президента "Роснефти" Игоря Сечина с главой белорусского государства. При этом И.Сечин заверил президента республики Александра Лукашенко, что компания выполнит свои контрактные обязательства по поставкам в нынешнем году нефти на белорусские НПЗ.

В свою очередь А.Лукашенко заявил, что рассчитывает на заключение с российской стороной договоренностей об обеспечении поставок нефти в страну в необходимых объемах. "Тем более, не думаю, что вы хотите, чтобы на ваш традиционный рынок пошли какие-то другие нефтепродукты, выработанные из чужой нефти. Не думаю, что нам это надо делать. Нам выгода от работы с вами очевидна", - сказал президент. Он также заявил о готовности белорусской стороны поставлять для нужд "Роснефти" продовольственную и промышленную продукцию. Эта инициатива была поддержана И.Сечиным.

Несколькими днями позднее концерн "Белнефтехим" заявил, что договорился с "Роснефтью" о скоординированной работе в области поставок нефти на белорусские НПЗ в 2013-2014 годах. В ходе переговоров по этой тематике также были обсуждены возможности поставок природного газа "Роснефти" на предприятия концерна, в том числе для ОАО "Гродно Азот" для последующей переработки.

Сторонами были сформированы рабочие группы для реализации этих намерений.

"Сейчас стороны обсуждают возможность предоставления "Роснефти" статуса специмпортера, с тем, чтобы в 2014 году компания могла поставлять в Беларусь до 50% от общего объема первичной переработки нефти", - сообщил собеседник агентства. Остальные объемы нефти, как предполагается, будут самостоятельно закупать белорусские НПЗ либо государственные давальцы.

Таким образом, пояснил источник, не исключается, что в 2014 году "Роснефть" станет фактически единственным российским давальцем.

Как стало известно во вторник из материалов "Роснефти", компания в 2014 году планирует перевезти с Мозырского НПЗ на Украину до 3 млн тонн мазута. По мнению белорусских участников рынка, эти намерения "отчасти подтверждают планы компании о работе в Беларуси исходя из получения ею статуса спецпоставщика". "Эти объемы перевозок касаются мазута, который будет произведен "Роснефтью" на МНПЗ из собственных ресурсов. Если сравнивать их с суммарным годовым объемом производства мазута на МНПЗ, понятно, что речь идет о том, что "Роснефть" будет фактически единственным поставщиком ресурса для завода", - пояснил собеседник агентства.

Так сколько же мы просим?

Собеседник агентства также сообщил, что белорусская и российская стороны продолжают переговоры о поставках нефти на 2014 год. "Белорусская сторона намерена запросить у РФ возможность импорта 24 млн тонн нефти", - сказал источник.

По его словам, эти объемы сформированы исходя из технических возможностей белорусских НПЗ, с учетом введенных в 2013 году новых технологических установок и планов модернизации на 2014 год. В данной связи представитель отрасли отметил, что белорусская сторона еще летом текущего года заявляла о таких планах по импорту. "Эти планы не изменились, нет причин их менять, ведь и белорусская сторона, и российские компании заинтересованы в максимальной загрузке мощностей белорусских НПЗ, которые модернизированы и выпускают продукцию высокого качества", - сказал источник.

Таким образом, по его словам, в 2014 году на долю "Роснефти", при условии получения ею статуса спецпоставщика, может прийтись порядка 12 млн тонн нефти.

При этом источник не исключил, что белорусские НПЗ смогут закупать самостоятельно нефть также из ресурсов "Роснефти".

В то же время собеседник агентства напомнил, что компания намерена наращивать поставки нефти через ВСТО, "поэтому может сложиться дефицит объемов на белорусском направлении, но эта проблема решаема".

К обоюдной выгоде

Представитель отрасли также подчеркнул, что такое сотрудничество может быть выгодно как Беларуси, так и российской компании.

"Если статус спецпоставщика "Роснефти" будет предоставлен, Беларусь получит возможность импорта газа как сырья для "Гродно Азот" на привлекательных условиях - а это около 5 млрд кубометров в год, - а также возможность поставок продукции для нужд "Роснефти", что в сложных условиях экспорта позволит существенно разгрузить склады белорусских предприятий", - сказал собеседник агентства.

Он также обратил внимание, что для "Роснефти" является стратегически важным сотрудничество с Мозырским НПЗ, поскольку сейчас компания прорабатывает возможность усиления своего присутствия на украинском рынке, куда МНПЗ традиционно поставляет большие объемы нефтепродуктов.

"Единственный вопрос, который может возникнуть, это то, как будет в этих условиях складываться работа других российских компаний на внутреннем рынке Беларуси. К примеру, тот же "ЛУКОЙЛ" имеет в Беларуси собственную сеть АЗС, которую обеспечивает произведенным на условиях процессинга на НПЗ республики топливом", - отметил источник.

Однако, по его словам, "вопрос распределения квоты может быть решен между российскими компаниями путем переговоров, каких-либо переуступок объемов или другими схемами". "У компаний всегда были неплохие взаимные отношения. К тому же, думается, этот вопрос будет учтен белорусской стороной при разработке итоговых документов", - сказал источник.

Он также подчеркнул, что заключение такого рода соглашений не противоречит белорусско-российским документам, оговаривающим условия поставок российской нефти в Беларусь и экспорта нефтепродуктов из республики на срок до конца 2015 года.

Обеспечить свою безопасность

В то же время белорусские аналитики обращают внимание на то, что переход на работу с единым поставщиком энергоресурсов может быть небезопасным для страны. "Уход от диверсификации поставок, да еще в такой сложной, в том числе и в политическом плане, отрасли, как нефтепереработка, может иметь свои негативные последствия", - отмечают эксперты.

Они подчеркивают, что Беларусь, заключая с "Роснефтью" соответствующие соглашения, должна тщательно оговорить в документах права и обязанности сторон, а также процедуру разрыва отношений и степень ответственности сторон за неисполнение взятых на себя обязательств.

"Сегодня звучат мнения о том, что Беларусь якобы страхует себя поставками продукции в адрес "Роснефти" и высоким техническим потенциалом МНПЗ, в котором "Роснефть" через "Славнефть" владеет активами. Но, во-первых, это даже не контрольный пакет, а во-вторых, у "Роснефти" достаточно перерабатывающих активов", - заметил профильный эксперт. Кроме того, он обратил внимание, что поставки белорусской продукции будут, безусловно, выгодны российской НК, "но, в любом случае, компания сможет переключиться на другие каналы поставок довольно безболезненно, для белорусской стороны же это будет шоком".

Профильный эксперт также отметил, что здесь для Беларуси будет важно сохранить хорошие партнерские отношения с другими российскими компаниями, которые традиционно поставляют нефть в Беларусь. "Механизмы, как это можно сделать в новых условиях, сейчас прорабатываются", - сказал он.

Собеседник агентства также отметил, что с уходом от поставок азербайджанской и венесульской нефти Беларусь исчерпала ресурс диверсификации поставок. "Звучали заявления президента страны о том, что он давал поручение закупать нефть на мировом рынке по мировым котировкам. Это реальные схемы, но нужно понимать, насколько они невыгодны белорусской стороне", - заметил аналитик.

По мнению большинства белорусских экспертов, "оформление твердых партнерских отношений с единым поставщиком будет де-факто идти постепенно, по мере того, как белорусская сторона убедится в надежности нового партнера"