Внук Сталина о фильме «Сын отца народов»

На модерации Отложенный

Меня несколько раз спрашивали мнение о фильме "Сын отца народов" посвященный Василию Сталину. Я признаться пытался начать его смотреть, но так и не смог. Даже первую серию не осилил. Зато попалось мнение сына Василия Сталина, который посмотрел и остался крайне недовольным тем, как современные киношники обошлись с его отцом. Прочитал. Понял, что что не зря время сэкономил.

Внук Иосифа Сталина: «Когда меня спрашивают, бываю ли я на могиле отца, я отвечаю, что хоронил его в Казани»

- Александр Васильевич, всю минувшую неделю в прайм-тайм страна смотрит по Первому фильм о вашем отце Василии Сталине. Естественно, любопытно, как вы оцениваете уровень достоверности фактов и характеров в ленте «Сын отца народов»?

– В этом фильме ошибки на каждом шагу. Давайте начнем с того, что, мне кажется, если бы я ставил спектакль по пьесе, рассказывающей о жизни высшего света в Англии или из жизни японской бедноты, я бы, наверное, изучил эпоху, пересмотрел бы массу фотографий, посмотрел бы хронику. Что касается авторов фильма «Сын отца народов», они не попадают в эпоху, о которой они рассказывают, абсолютно. Они во время не попадают. Фильм снят отвлеченно, о некоем таком Робин Гуде. Правда, актер, исполняющий роль Василия Сталина, хорошо играет. Но люди, которые снимали это кино, они не представляют, что за жизнь была у Светланы Аллилуевой, у моей мамы Галины Бурдонской, у отца. Где они жили, в какой среде, как они одевались, какие между ними были взаимоотношения, как они разговаривали друг с другом. Это все исключено в этом фильме совершенно. Поэтому даже при большом желании этот сериал претендовать на правду не может.

– Такое ощущение, что создатели фильма никогда не видели фотографий Галины Александровны…

– Да, у меня есть много ее снимков. У меня даже хранится платье, в котором она замуж выходила. Никогда моя мама, как лохушка, не ходила в цветастых платьях с воротничками. У меня даже фотографий таких нет. Мама так даже в худшие времена не одевалась, она была человеком из другого контингента. Она была иная, она в чем-то была схожа характерами с моим отцом. В фильме я вижу какую-то сиротку, которую взяли из какой-то подворотни… Когда я все это увидел, мне перестало быть интересно. Повторюсь и скажу, что быт в этом фильме взят из каких-то странных фильмов, которые появляются в наше время о 30-х и 40-х годах, где все представляются не очень умными людьми. А это было не так. Значит, в этих фильмах уже нет никакой правды.

НИКОГДА МОЙ ОТЕЦ НЕ МОГ ПОВЫСИТЬ ГОЛОС НА СТАЛИНА

– Но Василий Сталин в этом фильме вызывает сострадание.

– И у меня он вызывает сочувствие и сострадание. Не могу сказать, что жалость, хотя и жалость, наверное, тоже. Жалость, потому что он был талантливый, сильный человек, жизнь которого пошла коту под хвост. Это, конечно, вызывает сочувствие. Но он жил в определенное время, драматичное время, и те взаимоотношения со Сталиным, которые показаны в фильме, они абсолютно фальшивые. Никогда мой отец не мог повысить голос на Сталина, об этом речи быть не могло. Он не мог себе позволить забегать к Сталину по каждому поводу, это тоже было не принято.

– Вы сейчас единственный из детей Василия Сталина?

– Да, у отца было четверо детей, я и моя сестра Надя, и двое детей – сын и дочь – во втором браке с Екатериной Тимошенко. Троих нет в живых. Кроме меня никого не осталось.

– А что вы можете сказать о правдивости изображения других персонажей?

– Когда я посмотрел целую серию о героических подвигах Алексея Каплера в Сталинграде, был удивлен. Ну откуда это? Нет, я этого не понимаю. Повторюсь: было определенное время, был определенный человек – Сталин, и мой отец Василий Сталин тоже попал в эту мясорубку, как и многие. Плохая была тогда страна или хорошая, я сейчас не хочу это обсуждать, сейчас дело не в этом. В фильме отец почему-то все время ругается, скандалит и кричит, что он – Вася Сталин. Но так не было, они были по-другому воспитаны. Возникает ощущение, что только и делал, что совершал какие-то эскапады, пил водку и устраивал скандалы. Но этого тоже не так было. Была тяжелая поденная работа на фронте, был риск. Мама мне об этом рассказывала, она постоянно летала к нему на фронт, постоянно, а не так, как это показано в фильме, что она прилетала к нему один раз и с белым воротничком уехала обратно. Она летала на фронт по нескольку раз в месяц и подолгу там жила. У меня такое ощущение, что фильм слеплен из баек людей, которые сами при этом никогда не присутствовали. Слеплен из рассказиков, сплетен, пришедших через пятые-десятые руки. И от этого все становится обыкновенной вампукой. Какой были на нашем телевидении фильмы о Валентине Серовой или Людмиле Зыкиной, например.

«НИНА КАРМЕН НЕ БЕГАЛА С РЫЖЕЙ ЛИСОЙ ЧЕРЕЗ ПЛЕЧО ПО МОСКВЕ»

– Меня царапнул эпизод с кинооператором Романом Карменом. Неужели Кармен мог вот так запросто позвонить Сталину и сказать, что его сын украл у него жену?

– Насколько я помню эту историю, Кармен передал Сталину письмо.

– Письмо – это все-таки не ночной звонок…

– Ну, Роман Кармен в фильме тоже на реального Кармена не похож, он здесь, скорее, напоминает какого-то головореза. Кармен был умнейший, интеллигентнейший, хитрейший человек и человек красивый. Его жена Нина была одной из самых красивых женщин Москвы. И, конечно, с рыжей лисой на плечах она бы не бегала. Вот все эти детали создают неправду, словно нам показывают жизнь каких-то фантомов. Перед тем, как я начал смотреть этот сериал, я как-то немного волновался, было удивительно, что никто мне, работая над сценарием, не позвонил, не попросил консультации, не захотел фотографии посмотреть, хотя у меня масса всего есть. Но когда я начал смотреть фильм, меня как-то отпустило, я почувствовал, что все это несерьезно. И не про то совсем. Никуда не углубившись, ничего не поняв… Ну, такая халтурка.

– Удивительно, ведь сценаристом фильма является известный драматург Эдуард Володарский, человек небесталанный…

– Он не бесталанный, а очень талантливый.

– Тогда почему так произошло? Почему человек не обратился к вам, ведь найти вас в Москве – это элементарно.

– Вы задаете мне вопрос, на который я ответить не могу. Я думаю, что людям это не нужно. Им правда не нужна. Они придумали что-то и рассказывают то, что придумали.

Думаю, что время правды придет. Об отце уже снято столько фильмов и один страшнее другого.

– Когда вы думаете об отце, что вам вспоминается?

– В моем детстве, я не хочу об этом говорить, он был тяжелым человеком. Он пил и не всегда был приятен. Но когда я ездил к нему в тюрьму, когда он вернулся, и моя сестра Надя возила его отдыхать, когда я занимался его делами, вот здесь у меня к нему возникает сострадание. Он тогда уже ничего не мог сделать, ничего изменить. А когда становишься старше, я сейчас старше отца на 30 лет, невольно думаешь, что, Боже мой, в этом человеке была огромная энергия, он был талантливым человеком, смелым, рисковым, в чем-то авантюрным, у него было много хорошего, но все, чем его одарила природа, прошло мимо, и все закончилось 8-летним заключением. И мгновенной смертью в ссылке в Казани неизвестно от чьей руки. В том, что его убрали, в этом я даже не сомневаюсь.

– То есть вы полагаете, что это все-таки была неестественная смерть?

– Да. Меня лишний раз убедил в этом документальный фильм, который был показан после двух первых серий «Сына отца народов». Он мне понравился. Ну, за какими-то исключениями, как всегда. В фильме прозвучала верная мысль, что Василия Сталина, таким, каким он был, сделала система, и она же его убрала. Уничтожила.

ДОЧЕРИ НУЗБЕРГ ЖДУТ СВОЕГО ЧАСА

– На могиле Василия Иосифовича в Казани всегда было много цветов, даже сейчас, когда там нет его праха, люди несут туда цветы и венки. Для чего семье Нузбергов понадобилось перевозить его прах в Москву? У вас есть какое-то логическое объяснение?

– Конечно, есть. Они ждут своего часа, эти дочки Марии Нузберг, и поэтому им очень важно, что на кладбище в Москве в одной могиле похоронены мой отец и их мама.

– Но зачем им это?

– Ну, а кто знает, куда повернется история? Девочки же эти жили на каких-то виллах в Грузии, Мария Нузберг получала в Москве квартиры. Кто знает…

– Да, практичные люди…

– Это все наше семейство было абсолютно непрактичным, а это другие люди.

– А когда прах Василия Иосифовича переносили из Казани в Москву, вашим мнением как единственного ныне оставшегося в живых законного сына Василия Сталина не поинтересовались?

– Нет, не поинтересовались. Я много раз говорил об этом в интервью, участвовал в телепередачах. Нет, меня никто не спросил. Конечно, это входило в их общий план, это неслучайно. Все-таки думаю, что Мария Нузберг была связана с известными органами. Если бы была другая фамилия, но не Сталин, наверное, все было бы по-другому. Поэтому не считают нужным позвонить, когда снимают фильм, когда переносят прах моего отца. Меня часто спрашивают, бываю ли я на могиле отца в Москве, я всегда отвечаю однозначно: я своего отца вместе с сестрой Надей хоронил в Казани. Мой отец лежит там. А что за памятник поставили в Москве и что за косточки туда бросили, я понятия не имею.

«НАМ НЕ РАЗРЕШИЛИ ПЕРЕЗАХОРОНИТЬ ОТЦА НА НОВОДЕВИЧЬЕМ»

– Ваша семья никогда не просила разрешения перенести прах Василия Сталина в Москву?

– Просила. Моя сестра Надежда Сталина просила, наша тетя Светлана Аллилуева тоже обращалась. Они получали отказы. Наша семья просила разрешения похоронить Василия Сталина на Новодевичьем кладбище рядом с его матерью – Надеждой Аллилуевой. Нам отказали. А Нузбергам разрешили.

– В эти дни, когда демонстрируется фильм, кто-то из друзей или родственников Василия Иосифовича звонил вам, делился впечатлениями?

– Его друзей нет в живых, они все были старше его. Родственники звонят, звонил Александр Аллилуев, он и уговорил меня просмотреть, завершится просмотр, мы встретимся, поговорим. Смотрю, благо, что болею и не хожу в театр на репетиции. Если бы не болел, и смотреть бы, наверное, не стал. Я был готов к тому, что это будет вампука.

– Вам не показалось, что и образ Сталина в фильме несколько комичен?

– Все время его образ рисуют как бы разоблачающим пером. Я не знаю, каким он был, я же его не видел, я могу оценивать Сталина только по рассказам, тех, кто с ним близко общался. Орущий Сталин? Такого быть не могло! А в фильме Сталин все время орет. Светлана рассказывала, что она видела его кричащим один раз в жизни, когда ему попали в руки ее письма к Каплеру.

– В такой ситуации, учитывая разницу в возрасте Светланы Иосифовны и Каплера, редкий бы отец сдержался.

– Конечно. А в фильме и Сталин кричит, и мой отец на него орет. А это было исключено. Тем более что это было во время войны, а в этот период дети до него были допущены раз в два года.

– У вас никогда не было желания поставить фильм о Сталине или об отце?

– Никогда не было, нет. И быть не может.

– Почему?

– А зачем? Не надо этого совершенно, и играть мне его не надо, хотя меня звали сто раз. Этого не нужно делать. Это пошлость. Такая пошлость с большой буквы. Сталин принадлежит истории, из которой его не изымет никто, как бы ни старался. При всех его чудовищных поступках, чертах характера, были и другие поступки. История все просеет. И не мне этим заниматься, так же, как и этим людям, которые хотят сделать на этом определенный капитал. Это серьезная проблема. Даже если бы я пытался совершенно объективно в этом разобраться, меня все равно бы обвинили в необъективности. Поэтому зачем? Надо быть мудрее и оставить это истории.

PS. А "Пепел" я еще только одну серию осилил и на 3-й бросил. Глупость происходящего и унылые потуги авторов изобразить Кровавую Гэбню оскорбляют мое чувство прекрасного. Это же получается, что если бы капитан Красной Армии не перепугался и не убежал, то мог бы в тюрьме перетерпеть и выйти на свободу с чистой совестью. А так вместо него вор-медвежатник побои перетерпел, был оправдан и стал офицером Красной Армии. Что логично подводит нас к мысли, что по сравнению с вором-медвежатником, капитан Красной Армии трус и тряпка, ну и вор само собой - у подельников Пепла общак увел и не отдает. В общем, в топку пролетарского бронепоезда.

Тут на очереди к ознакомлению какой то опус под названием "Убить Сталина", где немцы коварно хотят убить Сталина в Москве осенью 1941 года, а доблестные агенты Кровавой Гэбни будут спасать кровавого диктатора. Аннотация доверия не внушает, но может хоть там будет что-то вменяемое.