Может, хватит рекламировать «социальное государство»?

На модерации Отложенный

Белстат опубликовал цифры о миграции населения. К нам по-прежнему едет больше, чем уезжает. Однако существует и странная тенденция. К нам едут рожать. По крайней мере, по данным Белстата.

Итак, в прошлом году в Беларусь приехало жить 18 тысяч человек, а уехало почти 9 тысяч. Это по данным Белстата. При этом, конечно, не учитываются «сезонные рабочие» типа рванувших на заработки строителей и прочих рабочих других специальностей, которые уезжают из страны пачками. Это – прибывшие-уехавшие на более-менее постоянной основе.

Есть и ошибка подсчета: «убывший» не считается таковым, если он не выписался из квартиры. Он по прежнему тут, в стране.

Таким образом, по подсчетам Белстата, в прошлом году в страну приехало 18.040 новых жителей. Больше «понаехавших» к нам из России (8.560 человек, или 47%) и Украины (2.258 человек, или 13%). Далее следуют Казахстан и Туркменистан. Каждый третий приезжий - гражданин Беларуси. Зачастую это студенты, которые отучились в зарубежных вузах.

В то же время из страны выехало 8.712 человек. Наибольшее количество уехавших - в ту же Россию (5.493 человека, 63%) и Украину (703 человека, 8%). На дальнейших позициях Германия, Израиль, Литва, США и Польша.

Но если посмотреть на возраст иммигрантов, то получается невероятное явление. Каждый шестой приезжий – это младенец! Ежегодно младенцев и малышей (0 - 4 года) привозили по 600 человек, а в прошлом году - уже 3 тысячи. А уезжают прежде всего 25-29-летние белорусы с высшим образованием.

То есть, в Беларусь приезжают для того, чтобы рожать, растить детей, учить их здесь и так далее. А как только эти дети выросли и выучились, они уже сами решают эмигрировать. Причем, эмигрируют в расцвете сил, с высшим образованием и кое-каким опытом работы, учитывая, что вуз люди заканчивают в среднем в 23 года.

Это получается, что Беларусь принимает родителей и детей, учит их и лечит, а потом подросшие дети неблагодарно покидают страну?

Как сказал корреспонденту социолог, бывший министр труда Александр Соснов, дети сюда сами не едут – их везут. «Ведь, если посмотреть, то едут и заезжают в страну из тех мест, где хуже, чем в Беларуси. Разумеется, в каком-нибудь Пакистане, где люди живут в жутких условиях, где моджахеды стреляют и так далее, белорусские условия кажутся просто райскими.

Поэтому оттуда и везут детей в поисках лучшей доли для них, если не для себя», - говорит Соснов.

Между тем, отметил он, было бы интересно посмотреть, сколько людей прибывает в Беларусь не с целью осесть здесь навсегда, а с целью дальнейшего продвижения на Запад, в другие, более лучшие страны, чем наша.

И, по словам Соснова, не наша белорусская стабильность и социальные блага привлекают мигрантов, а то, что у нас тут по определению – цивилизация. О благах прибывающие, может быть, и не слышали.

Ну а то, что половина прибывших из России – это указывает не на страну предыдущего места жительства, а страну въезда в Беларусь. Ведь общеизвестно, что с Россией у нас просто нет границы.

«А откуда к нам приезжают с детьми? Это не Чечня?» - прежде всего спросил у корреспондента лидер профсоюза РЭП Геннадий Федынич. Он также отметил, что едут-то к нам люди, которые не смогли трудоустроиться или наладить нормальную жизнь у себя на родине. «Конечно, это люди не из Москвы или Питера, если они из России. Это люди из тех мест, где даже введенный в России «материнский капитал» не смог дать какие-то преимущества перед нашей страной. А с другой стороны, и белорусская пропаганда работает: у нас тут чисто, спокойно, стабильность, не стреляют. Вот люди и решают перебраться сюда», - говорит Федынич.

Так что в некотором смысле вояжи российских журналистов в Беларусь дают свой эффект. Однако Федынич предупреждает: разочарование будет больнее.

«Это потом люди столкнутся с тем, что наше «социальное государство» совсем не социальное: размер пенсий, оплата больничных, оплата труда, налог на недвижимость и на землю, стоимость жилья. Ведь те люди, которые по 15 лет простояли в очереди за жильем, а сейчас их этой очереди лишили – тоже показатель «социальности» государства», - говорит Федынич.

И совершенно закономерно, что люди, которые больше втянулись в белорусскую жизнь, понимают, куда они приехали. И едут на заработки обратно, а белорусы с высшим образованием эмигрируют.

Так что попадаться на пропаганду «белорусской стабильности» Федынич не советует. Потом же хуже будет.

Сергей Веселкин