про размеры госдолга и паровоз

На модерации Отложенный

Ранним утром, а может и после обеда в далеком 1805 году один британский инженер задумчиво смотрел на лошадь. Инженер работал на угольных копях и отвечал за доставку угля к плавильным печам которые, в свою очередь, выплавляли чугун и всякое железо. Данная высокотехнологичная операция осуществлялась исключительно гужевым транспортом при помощи крестьянских лошадок.
В Европе в это время полыхали наполеоновские войны и неудивительно, что в условиях войны, когда все снабжение армий осуществлялось с помощью все тех же бедных лошадок цены и на них и особенно на овес взлетели практически до небес. Можно сказать, что в начале 19-го века ранняя капиталистическая Европа столкнулась с первым взрывным ростом цен на КОМОДЫ (как по простому называют сырьевые товары, торгуемые на товарных биржах).
Цены на овес стали настолько высоки, что лошадок подвозивших уголь к плавильням попросту стало нечем кормить. Под вопросом был оборонный заказ и защита родной Англии от захватчика Наполеона, который вовсю тянул свои щупальца через Английский канал.
За несколько лет до этого в далекой и дикой Америке происходило почти тоже самое, что и сейчас. Двухпартийный Конгресс был натурально повёрнут на идее государственного долга (хотя справедливости ради, следует заметить что понятия "уровень государственного долга" еще не придумали, но сам то долг уже был, а потому оставлю за собой право на эту формулировку).
Томаса Джефферсона, тогдашнего президента США, наличие гос долга сильно нервировало. Будучи "романтиком свободу" он видел в нем основной инструмент деспотичной власти федеральной верхушки.
Когда Джефферосна избрали президентом, он всеми силами начал бороться за сокращение гос долга, клеймя своих оппонентов нехорошими словами. В общем всё как в октябре 2013г. Оппоненты назывались деспотами, которые тратят деньги на укрепление деспотизма и слежку за своими гражданами,а с этим надо бороться как и с чрезмерным влиянием федерального правительства на Соединенные Штаты.
Томас Джефферсон боролся с гос долгом три года и достиг на этом поприще значительных успехов. Например был застрелен на дуэли Александр Гамильтон, тот самый который создал Казначейство США и заложил основы государственного долга. Гамильтон был убит своими политическими противниками на том самом месте где за несколько лет до этого был застрелен его сын по тем же самым политическим разногласиям вызванный на дуэль.
(Вообще, как мне кажется, зря отменили традицию политических дуэлей)
Три года остервенело боролся Джефферсон с гос долгом, пока Наполеон не решил напасть на Англию.


Осознав что напасть на гребанный остров без флота нельзя, Наполеон обнаруживает что денег у него собственно в обрез, а флот способный перебросить армию через Ла-Манш стоит немеряно. В долг ему не дают, так как основной европейский кредитор, Английский банк, считал цель кредита вредной и предосудительной. Но как говорил кот Матроскин если надо деньги - можно продать что-нибудь ненужное и Наполеон решает продать французскую Луизиану. Надо сказать что французская Луизиана это примерно треть от территории современных США и цена за нее была назначена немаленькая, но и не сказать чтобы очень большая, в аккурат на строительство флота для захвата
Англии.
Джефферсон не спал три дня. Упустить возможность расширить территорию США он не мог, а денег нет. Ударившись об косяк и плюнув на пол он продавливает в Конгрессе решение об увеличении гос долга для покупки французских территорий в Северной Америке.
Но..... В те времена граждане США своему правитильству не особо верили и на облигации внутреннего займа не велись, потому пришлось Джефферсону обратиться к международным банкирам, которые проживали в основной своей массе в Лондоне.
Лондонские банкиры собрали требуемую сумму в считанные дни, не особо смутившись тем фактом, что денюжку получит кровопийца Наполеон. Уж больно хорошие проценты предлагал Джефферсон, а капитал ради прибыли пойдет и не на такое, о чем немного позже скажет основоположник.
Все довольны. Джефферсон вошел в историю как президент увеличивший страну в размере, его оппоненты получили возможность наращивать гос долг, английские банкиры получают проценты золотом, Наполеон - строит флот.
Английские банкиры дабы спать спокойно вооружают противников Наполеона на Континенте и ссорят его с Пруссией, Австрией и заодно с Россией. Вся эта галиматья заканчивается тем, что русские казаки выполняют английский заказ - берут Париж и обогащают французский язык словом "бистро".
Примечательно для меня в этой истории то, что последуй Джефферсон своим принципам, не было бы денег на флот у Наполеона и не пришлось бы англичанам натравливать на него всю Европу. Однако именно благодаря этому странному периоду мы получаем, что? Правильно - паровоз.
В 1805 в Англии подорожал овес что и заставило английских инженеров творчески решить задачу по замене лошади паровым котлом. Что примечательно, в России, где овса было больше навоза, паровозом не интересовались аж до Крымской войны, но это уже совсем другая история.