"Только с помощью "Женевы-2" можно покончить с войной и хаосом в Сирии"

"Только с помощью "Женевы-2" можно покончить с войной и хаосом в Сирии"
Международные посредники предпринимают усилия для созыва мирной конференции по Сирии. Специальный представитель Генсека ООН Лахдар Брахими проведет встречи с руководством Сирии и лидерами оппозиции. Лидер Национального координационного комитета Хасан Абдель-Азым перед встречей с Брахими рассказал "Голосу России", кто от оппозиции будет участвовать в мирной конференции "Женева-2", а также изложил свою версию о том, кто изначально предложил российским дипломатам идею химического разоружения Сирии.
С лидером внутренней сирийской оппозиции беседовала Елена Супонина. (28 октября 2013)
- Возлагаете ли вы надежды на мирную конференцию по Сирии?
- Это шанс, который надо использовать. Только так можно покончить с войной и хаосом. Иначе, и это американцы понимают, в Сирии будут усиливаться "Аль-Каида" и ей подобные. Американцы, европейцы, россияне – все этого опасаются.
Этот шанс на мир стал возможен благодаря договоренностям между Россией и США. Та часть сирийской оппозиции, что находится в эмиграции, конечно, пыталась уговорить американцев продолжать прежний курс, но США засомневались. Они поняли также, что и нанесение ударов по Сирии – очень опасная затея. И тут очень кстати оказалась инициатива, подготовленная нами, о возможности химического разоружения Сирии.
- Вы хотите сказать, что инициатива химического разоружения Сирии принадлежит сирийской "внутренней оппозиции"?
- Да, это мы предложили инициативу по химическому разоружению Сирии. Это была идея нашего Национального координационного комитета. Мы думали над тем, что можно сделать, чтобы избежать американского удара по Сирии. И родилась эта идея о ликвидации в Сирии химического оружия.
Мы находились по пути из Дамаска в Каир, куда направлялись на конференцию, и в тот момент были в Бейруте. Срочно отправились в посольство России в Ливане и поделились этой идеей с российским послом, попросив направить это предложение в Москву. Мы письменно оформили его на имя заместителя министра иностранных дел Богданова. Это было 7 сентября.
Вот тогда-то все и закрутилось. Российский МИД связался с Госдепом США, с ООН, с Организацией по запрещению химического оружия. В Москву срочно прибыл министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем. Благодаря этому стало возможным также вернуться и к идее мирной конференции.
- Что ж, ударов по Сирии благодаря этой инициативе удалось избежать. А что с мирной конференцией? Какие у вас сведения?
- Американцы сейчас пытаются уговорить Национальную коалицию (основное объединение оппозиционеров-эмигрантов – прим.ред.). По нашим данным, в коалиции многие поддерживают идею созыва мирной конференции. Примерно 5 ноября международный спецпредставитель Лахдар Брахими, с которым мы сейчас будем встречаться в Дамаске, проведет в Женеве важную встречу с россиянами и американцами. Он поделится итогами своего нынешнего турне по ряду стран.
И тогда уже, как ожидается, будет уточнена дата проведения конференции "Женева-2", которая пока намечена ориентировочно на 23 ноября.
Что касается нашего Национального координационного комитета, то мы еще 11 сентября, как только начались публичные действия по мирным усилиям в Сирии, дали свое согласие. Это было общее решение нашего Исполнительного комитета.
- Это ваше решение, а приглашение-то вы получили?
- Через нашего товарища в Париже Хейсама Маннаа мы обсуждаем ход подготовки к конференции с послами России и США во Франции, с другими дипломатами, например с американским дипломатом Робертом Фордом, отвечающим за сирийский вопрос, с британскими дипломатами.
Нам поначалу предложили, чтобы все оппозиционные группы присутствовали на мирной конференции единой делегацией. Причем под эгидой Национальной коалиции. Мы категорически отказались от такого варианта.
В настоящий момент от оппозиции на конференцию приглашены три делегации – это мы, то есть Национальный координационный комитет, это Национальная коалиция и Высший курдский совет.
Со своей стороны мы предложили, чтобы все-таки была единая делегация. Только чтобы она называлась нейтрально, к примеру Национальная сирийская оппозиция. Тогда возможно, чтобы оппозиция была единой делегацией, хотя здесь уже другие оппозиционеры возражают. Мы сейчас изложим свою позицию на переговорах с Брахими. Мы подготовили письменный документ об этом и о том, как добиваться прекращения огня, как формировать переходное правительство и готовить новые выборы. Одно из наших условий также – освобождение политических заключенных.
И еще одна проблема – будет ли это единая делегация или нет, но надо думать над тем, чтобы оппозиция пришла на эту конференцию с каким-то общим планом и общей точкой зрения. А для этого еще до Женевы надо провести между собой несколько встреч. В любом случае нашим трем делегациям надо сближать позиции. Не исключено, что в ближайшее время такие встречи состоятся, например, как предлагается, в Испании. Усилия в этом направлении предпринимают и немецкие, и египетские дипломаты. Мы поддерживаем эту инициативу.
- Вы как-то сказали мне, что российские дипломаты пытались недавно организовать встречу между вами и представителями правительства Сирии, например, в Москве - тоже для сближения позиций. Почему вы отказались?
- Мы поблагодарили российскую сторону за эти и другие усилия. Однако на такие встречи надо идти уже после достижения определенного взаимопонимания и при широкой международной поддержке. Причем в таких переговорах должны участвовать не мы одни, а и остальные делегации оппозиции. Сначала, таким образом, Женева, а продолжение может быть и в других столицах, в том числе в Москве, если будет общее согласие.
Елена Супонина, руководитель Центра Азии и Ближнего Востока РИСИ
http://rus.ruvr.ru/2013_10_28/Tolko-s-pomoshhju-ZHenevi-2-mozhno-pokonchit-s-vojnoj-i-haosom-v-Sirii-0881/
http://nikolaysolo.livejournal.com/1441762.html
Комментарии