«Роснано» как венчурный капиталист: наноуспехи и мегаубытки

На модерации Отложенный

Компетентность Анатолия Чубайса в который раз поставлена под сомнение

Пока в России бушевали скандалы с безоглядным воровством и разбазариванием миллиардов бюджетных рублей в сердюковском Министерстве обороны, из поля зрения общественности как-то выпали другие структуры, тоже славящиеся своей неэффективностью. Доходит, однако, дело и до них. Журнал «Форбс» решил изучить инвестиционную деятельность ОАО «Роснано» и поделился любопытной статистикой. По подсчетам издания, под управлением Анатолия Чубайса «министерство нанотехнологий» осуществило пока три эффективные инвестиционные сделки с доходностью до 30%. Три. Не больше и не меньше.

Цифра занятная, если учесть, что инвестиции «Роснано» официально осуществляет по критериям «реализуемости» и «экономической эффективности». С момента создания и до минувшего лета ОАО вложилось в 103 проекта, инвестировав туда свыше 130 миллиардов рублей. Так что, судя по количеству удачных сделок, эффективность «Роснано» как венчурного капиталиста составляет менее 3%. Для сравнения, успешный выход из венчурных инвестиций у Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) на 2010 год составил около 70% (впрочем, он вкладывается и в те проекты, которые «Роснано», в силу профиля своей деятельности, обходит вниманием).

Выход из инвестиций, которые оказались для чубайсовского ведомства успешными, принес ему 2 миллиарда рублей прибыли при вложении 1.4 миллиарда. Не Бог весть какой финансовый успех, если учесть, что почти 19 миллиардов ранее сделанных инвестиций «Роснано» списало в убытки. Помимо денег инвесторов, которые доверяют Чубайсу с его репутацией эффективного менеджера, ведомство азартно просаживает и государственные средства. За пять лет, прошедшие с 2007 года, оно привлекло 260 миллиардов рублей, и почти половина этой суммы поступило из бюджета.

Тут надо рассмотреть серьезные возражения: главная задача нашего наноминистерства - не столько заколачивание денег, как у частных венчурных инвесторов, сколько развитие подшефной отрасли. Здесь за пять лет работы ведомства при Чубайсе головокружительных успехов тоже не видно. Тот же «Форбс» напоминает об истории с заводом «Хевел», из которого «Роснано» при участии «Реновы» намеревалось сделать крупного производителя солнечных батарей, но село в лужу, сильно не угадав с еврпейским спросом.

Сам Чубайс напоминал, что сделанные инвестиции будут по-настоящему «отбиваться» с 2014 года. Ну что ж, он скоро наступит, и тогда мы получим лишний повод убедиться к степени эффективности «Роснано». И все же инвестиционные успехи «Роснано» могли быть повнушительнее. Счётная палата уже отмечала, что российское наноминистерство раздает деньги компаниям, находящимся в шаге от банкротства или не имеющим никакого отношения к нанотехнологиям. Быть может, однажды более серьезное надзорное ведомство разберется, было ли это досадной ошибкой, следствием профнепригодности «венчурных чиновников», или банальным распиливанием бюджетных средств. СП, заявив о «значительном объеме нарушений» чубайсовских горе-инвесторов, публиковать итоги своих изысканий почему-то отказалась, а «Роснано» предложило обсудить проблему, так сказать, полюбовно, не вынося на всеобщее обозрение.

Эффективность убыточного «Роснано», потерявшего за прошлый год почти 22 миллиарда рублей, планируется повысить с помощью структурной реформы: ведомство разделят на структуры, владеющие активами и управляющие ими. «Роснано» создает управляющую компанию «УК Роснано», с уставным капиталом почти в миллион рублей и во главе все с тем же Чубайсом. Она будет управлять активами «Роснано» в рамках превращения госкорпорации в фонд прямых инвестиций. Со временем (к 2020 году) «УК Роснано» планируется сделать полностью частной, но уже в ближайшие годы 10% акций будут проданы ее топ-менеджерам (тому же Чубайсу) и партнерам. Государство создавало и инвестировало – Чубайс прибирает к рукам?

Венчурный капитализм – дело потому и очень прибыльное, что очень рискованное. В сочетании с задачами государственного масштаба он становится еще более непростым делом. Так не пора ли ставить во главе инновационных структур по-настоящему эффективных менеджеров, а не профессиональных приватизаторов, чьи умения, куда ни глянь, выглядят сильно раздутыми? Пока что мы с таким же успехом можем просто скупать процветающие предприятия хайтека на западе, а доходы от венчурных инвестиций, если уж приспичило промотать деньги, заменить игрой в рулетку. Потери окажутся сопоставимыми.