Исраэль Шамир: Было бы хорошо, чтобы произошло воссоединение Украины и России

На модерации Отложенный

- Чернигов очень любил, кстати, российский посол Виктор Черномырдин. - Это очень русский православный город.

- Ты увлекаешься древностями. Рядом есть Новгород-Сиверский. - Я там бывал.

- Вот и скажи как человек, переводивший греческий эпос, “Слово о полку Игореве” подделка или нет? - Думаю, что нет. В молодости на меня повлияла книжка Олжаса Сулейменова “Аз и я”. - Она не совсем научная…

- Может быть… Я когда учился, ездил к нему на лекции в Алма-Ату. И мне очень нравились эти его идеи.

- В принципе, русские и украинцы - разные народы или один народ? - Конечно, один народ. Это как сказать - москвичи и питерцы один народ? Один, но очень разный. Вот пример простой - в России был вопрос, чему учить в школах? Учить православной традиции, сравнительному религиеведению или культуре? В Москве 70% за православную культуру, а в Питере - 7%. - И как это объясняется? - Разные традиции. Но один народ. Он не может быть однообразным. - Как у испанцев, немцев? - У испанцев нет даже одного языка. Это реальность. Идея национальных государств - в ней же есть большая доля абстракции. В русском языке гораздо меньший разброс говоров, чем мог бы быть.

- Согласен ли ты, что Украина, Россия и Белоруссия - это как ГДР и ФРГ? Разошлись, но потом вновь сойдутся? - По большому счету, это всем хочется. Другой вопрос - как это произойдет? В России об этом думают все. События 1991 года я вижу таким образом - когда происходил процесс распада СССР, тогда был заключен “договор” между “диадохами” и Западом, по которому Запад признал легитимность диадохов, а они пообещали не нарушать границы друг друга. Пакт о легитимности, как бы. Я это вижу по сей день, что в России есть нежелание нарушать эту договоренность. Иначе, если бы не это, господи, послали бы Красную армию, чтобы она еще раз вышла на Буг…

- Ты еще писал, что распад СССР был предопределен тем, что в его состав включили Прибалтику и Западную Украину. Я например вот не верю, что возможно воссоединение Украины и России, если в составе будет Галичина. - Я тоже.

- Что ты можешь сказать русским людям, которые против отделения Западной Украины, потому что, мол, имперец не отдает территории, за которые пролита кровь?

- Попробовали - упс! - и не получилось, бывает! Религиозный фактор является лакмусовой бумажкой критерия отношения… Трудно Западной Украине с ее другой верой включится в православную Украину. Такие вещи нужно говорить и думать без злобы. Ну не получилось, как у Чехии и Словакии.

- Часть украинцев желают евроинтеграции. У них представление об ассоциации с ЕС, как когда-то о Ющенко - все ждут немедленного наступления рая. А в России, по их мнению, понятно, одни пьяницы, дураки и бездорожье. Что ты думаешь о евроинтеграции?

- Путин недавно сказал такую фразу - “Мы с европейцами много раз вели торговые переговоры, и они серьезные переговорщики - сначала они предлагают съесть твое, а потом свое”. Есть такое. У нас в Сибири бывали случаи, когда каторжане сбегали, то брали с собой фраера потолще, чтобы потом съесть. Жалко Украину, если ее ЕС подхватит, но потом и съест. С другой стороны, все-таки Россия и Украина пожили по отдельности некоторое время и я не исключаю, что Путин и его олигархи попытались где-то прижать своих украинских партнеров чересчур, может, нужно было помягче действовать. Не хочу всю вину возлагать на Януковича. Это неоднозначно. По большому счету Украина и Россия - одна душа. Хорошо, чтобы произошло это воссоединение. Но я не уверен, что сегодня это может сделать Россия одним своим актом. Может быть, если завтра США развалятся…

- Почему ты так считаешь? - США вступили в фазу своего распада. Это мы увидели даже когда США не смогли провести свою линию по сирийскому вопросу. Это опасная “штука”, когда говорят, что “Акелла промахнулся”, после чего грянул shut-down. Еще несколько лет и Америка будет занята только своими делами.

- А если влияние США ослабело бы, воспользовалась бы РФ, чтобы ввести войска в Украину? - Думаю, что да. Для этого должна быть готовность Украины, чтобы не было ощущения, что это оккупация. Как аншлюс Австрии. Это могло бы было произойти и без ослабления США, если бы ЕС постарались резко изменить статус-кво. Если бы в 1991-92 году Россия не была бы так безнадежно слаба…