Максим Шевченко: Антикавказские скандалы создаются сознательно и связаны с конфликтом больших людей
Налбандян Лиана
Скандал с участием Владимира Жириновского, который предложил ограничить рождаемость в республиках Северного Кавказа, а также оградить эту территорию колючей проволокой, – лишь один из самых громких. На самом деле этих скандалов, связанных с Чечней и Северным Кавказом, только за последнее время – десятки.
Такое ощущение, что некоторые северокавказские лидеры как будто специально своими инициативами или высказываниями провоцируют остальных жителей России. Об этой проблеме мы поговорили с Максимом Шевченко, членом СПЧ при президенте, главным редактором портала «Кавказская политика».
Разборки больших людей
– Я вообще не понимаю все эти страсти, – говорит Максим Шевченко. – Хотя, допустим, ситуация с той мечетью (голосованием по символу России, которым чуть не стала мечеть «Сердце Чечни»), на мой взгляд, имела отношение скорее к борьбе на рынке телекоммуникаций. Рамзан, кажется, таким образом решал вопрос продвижения своего сотового оператора («Вайнах Телеком». – Ред.) на рынок.
– Да, но надо ли было это делать с помощью публичной истерии? Позволительно ли вообще такое поведение для политика его уровня?
– Это была ошибка со стороны Кадырова. Виновны и те, кто затеял этот конкурс, изначально носивший провокационный характер. Для меня это дикая ситуация: нам ведь предлагали выбрать не символ региона, а символ страны, и как им могла бы стать мечеть, мне тоже неясно. В итоге от этого пошла новая волна античеченской кампании. И те, кто ее раскручивает, очень верно сыграли на психотипе Кадырова.
– В каком смысле «раскручивают»?
– Все это противостояние создается сознательно, я же сам политтехнолог и все это вижу. У Кадырова, судя по всему, сейчас серьезный конфликт с Сечиным. Сейчас в рамках макропланирования экономика региона Северный Кавказ выстраивается под интересы крупных сырьевых корпораций, в том числе Роснефти.
Государство создает единый менеджмент, стратегию региона, и это правильно. Но тогда полномочия лидеров республик будут ограничиваться, здесь уже не смогут жить в ситуации этакой суверенной вольницы. И эти процессы в Чечне ассоциируются с именем Сечина. Нынешняя антирамзановская волна связана с очередным конфликтом больших людей.
Чечня «искрит»?
– Может, зная об этой волне, ему логичнее было бы залечь на дно? А не лезть на рожон лишний раз – с тем же мемориалом в селе Дади-Юрт в честь чеченских женщин – героинь сопротивления кавказской войны.
– И этот скандал раскрутили. Ни у кого не вызывает вопросов памятник французским солдатам на Бородинском поле. Русские всегда с уважением относились к героям других народов. Этот памятник лично я также расцениваю как дань мужеству дружественного нам этноса.
– Но когда в 2010-м казаки предложили установить монумент генералу Ермолову в Пятигорске, чеченцы сравнивали завоевателя Кавказа с Гитлером...
– Ну да, вместо ведения нормального диалога бодаются, как бараны, с обеих сторон. Я слежу за подобными дискуссиями в Интернете. С 3–4-го поста начинаются взаимные оскорбления. Я, кстати, противник 282-й статьи УК за разжигание межнациональной розни – полемика в национальном контексте в стране должна быть. Сейчас дискуссию развивают лишь активные пользователи Интернета: представители городской люмпен-интеллигенции говорят от лица всех русских. Притом что у этого слоя городского мещанства есть основания конкурировать с выходцами с Кавказа.
Во многих точках их интересы пересекаются – в сфере торговли, финансовых структур, даже городского криминала. Здесь присутствует социально-экономический конфликт, который порождает потом дискуссию в национальном русле.
– Но большинство межэтнических конфликтов происходит на периферии, как в том же Пугачеве. Откуда там «городские мещане»?
– В Пугачеве весь конфликт раздуло местное отделение ЛДПР. И шла пиар-волна из центра – снова создали негативный образ чеченского народа. Но при этом, кстати, есть масса конфликтов, которые не попадают в пиар-повестку.
– А сожжение чеченского флага футбольным фанатом вы тоже считаете заказной акцией?
– Это простое хулиганство, уже как следствие раздуваемой ненависти.
– Может, всё проще и конфликты обусловлены лишь разницей менталитетов?
– Горячие парни есть с обеих сторон. Те же казаки во многом тоже ведут себя, как горцы. Но да, здесь есть аспект разных психотипов. Надо учитывать психологию: малый народ всегда в позиции самозащиты. Для русских этничность является лишь одним из аспектов, мы это не чувствуем так глубоко. А кавказец, каким бы ни был выдержанным, все равно вспылит, если затронут что-то для него дорогое – веру, род, народ.
Потоки золота
– Можно ведь и поумерить свою обидчивость, учитывая средства, которые идут в рес-публики СК из госбюджета.
– Тут тоже много надуманного, в рейтинге самых дотационных регионов республики СК далеко не на первых местах. Якутия, где добывают алмазы и кучу полезных ископаемых, – один из лидеров госдотаций. Приморский край получает огромные деньги, теперь, правда, всё на наводнение спишут.
– На СКФО, по последним отчетам Минфина, тратится 22% всех средств, выделяемых на регионы из центра. Бюджет Дагестана дотационен на 67%, Чечни – на 80%.
– Чечня при этом пережила две разрушительные войны за 10 лет. И Кадыров, кстати, утверждает, что ему не дают наличные деньги, а предоставляют госгарантии, под которые он потом ищет кредиты. И здесь происходят позитивные изменения. Тот же Дагестан осыпали золотом, и при этом там до сих пор такое ощущение, что только что война закончилась. А по Чечне едешь – везде обрабатываемые поля, дороги строятся...
– А еще там самые раздутые штаты чиновников, ездящих на элитных служебных машинах за счет бюджета.
– Поймите, у меня тоже нет иллюзий в отношении Северного Кавказа, несмотря на симпатию к некоторым процессам, которые там происходят. Конечно, в некоторых регионах совершенно безобразная вороватая бюрократия, там надо массовые аресты проводить.
– В каких именно?
– Не буду называть, нашим журналистам там еще работать. Но в той же Чечне присутствует непрозрачность многих бюджетных расходов. Отчеты Счетной палаты часто заставляют задуматься. Актуальны вопросы коррупции, криминальной бюрократии. Но эти проблемы остро стоят и по всей стране. Только на Северном Кавказе они с некоторым этническим акцентом.
Как мечеть едва не стала символом России
Конкурс «Россия 10» призван определить десятку главных достопримечательностей страны, которые будут представлены в миниатюре в ландшафтном парке «Россия» в Московской области. Всероссийское интернет- и СМС-голосование проходило в три этапа с 25 марта по 6 октября. В конце второго этапа конкурса лидером голосования была мечеть «Сердце Чечни», но в последний момент ее вдруг обошел Коломенский кремль. Глава Чеченской Республики обвинил мобильных операторов в махинациях (в Грозном прошли погромы в офисах представительств так называемой «большой тройки»), а также пригрозил снять объект с участия в конкурсе. Но мечеть не только не сошла с дистанции, но наряду с Коломенским кремлем была досрочно признана организаторами одним из победителей. На последнем этапе голосования она оставалась в тройке лидеров.
Комментарии
Чья? Кому выгодно?
А именно: чисткой сараев. На большее-то он не способен, этот... политтехнолог.
А что касаектся "дружественного нам этноса", то он нам настолько дружен, насколько дружен волк с овцами.
А Максим Шевченко сказал всю правду : " Антикавказские скандалы создаются сознательно и связаны с конфликтом больших людей " .
Так, весьма образно..
В России многие негативно относятся к Ахмаду Кадырову и его сыну Рамзану Кадырову. Полагаю что, совершенно напрасно. Ахмад Кадыров это выдающийся государственный деятель чеченского народа. Именно чеченского. Во второй кавказкой кампании, он эффективно использовал старый хорошо известный прием: “Используй силу врага, для своей победы”, его достойный сын продолжил его дело, и они все сделали для своего народа…. Чеченская республика, это фактически независимое государство, законы России на ее территории не действуют. Российская Федерация платит им огромную дань. Фактически независимая Ичкерия является доминирующей силой в Северо-Кавказском регионе. Заново сформирована и вооружена армия. Ее бойцы имеют боевой опыт, психологически и физически они готовы к войне. Кадровый резерв вооруженных сил Ичкерии составляет не менее ста тысяч хорошо подготовленных и вооруженных бойцов.
Проиграв федеральным силам в боях, чеченцы – вайнахи выиграли войну за независимость. Это они победители, а русские побежденные. Они это хорошо знают и ведут себя, как победили со всеми вытекающими последствиями и, соответствующим поведением в ЦР.
Это не прогноз, а всего лишь, одна из точек зрения. Поживем - увидим…