Еремеев Владимир Евстегнеевич


 
Еремеев Владимир Евстегнеевич7 июля 2011 г. отечественная наука понесла очередной непоправимый урон. Трагически, в совершенно не подобающем для этого возрасте 58 лет, ушёл из жизни удивительный человек, редчайшим образом сочетавший в себе, казалось бы, взаимоисключающие качества педантичного рационалиста, ученого-естественника, мастеровитого технаря и чудака-гуманитария, романтичного искателя «открытий чудных» в древних текстах, – Владимир Евстегнеевич Еремеев.
 
Он родился в г. Москве 9 апреля 1953 г. в семье военного, и своей биографией продемонстрировал тот же противоречивый и одновременно гармоничный, как учил Гераклит, «союз лука и лиры»: с одной стороны, был спортсменом-гребцом, музыкантом-гитаристом и изобретателем игрушек-головоломок, с другой – физиком, философом и синологом. В 1971–1977 гг. работал и учился в Московском энергетическом институте, окончил его радиотехнический факультет по специальности «радиоэлектронные устройства». Затем трудился в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР (1977–1979) и Институте радиотехники и электроники АН СССР (1979–1980), был артистом-инструменталистом Росконцерта (1979–1982) и преподавателем физики в школе и вузе (1982–1989). С середины 1980-х гг. начал публиковаться в научных изданиях, а в перестроечный период стал аспирантом и сотрудником Института истории естествознания и техники АН СССР (1987–1990), занялся издательской деятельностью в качестве научного редактора и директора частного издательства (1989–1993), благодаря чему в свободных постсоветских условиях перешёл к публикации собственных книг, тираж которых достигал 15 тыс. экземпляров.
 
С сентября 1997 г. наступил последний, наиболее академичный и научно плодотворный период в жизни В.Е. Еремеева, когда он в должности доцента кафедры истории науки стал преподавать в РГГУ, в феврале 1999 г. защитил диссертацию на степень кандидата философских наук по теме «Теория психосемиозиса и древняя антропокосмология», в 2005 г. включился в подготовку энциклопедии «Духовная культура Китая», в результате чего в апреле 2007 г. отправился в командировку в КНР, с августа 2008 г. стал по совместительству с.н.с. ИДВ РАН, в феврале 2010 г. перешёл на кафедру зарубежной философии философского факультета РГГУ преподавать историю китайской философии и в июне того же года сделался по совместительству с.н.с. отдела Китая ИВ РАН.
 
В.Е. Еремеев избрал путь одинокого, без жены и детей, искателя истины, на всю жизнь оставшись верным юношеской страсти к открытию тайн мироздания, которые в годы официального скудоумия и параноидальной секретности в застойном СССР многим его интеллигентным ровесникам казались уже познанными в древнейших культурах человечества. Поэтому в надежде обнаружения архаической универсальной науки он обратился к эзотерическим учениям древних греков, египтян, евреев, иранцев, индийцев и китайцев. С самого начала все его исследования в соответствии с богатым личным опытом отличались энциклопедическим подходом и стремлением представить разнородные сведения, почерпнутые из далеких друг от друга сфер знания, в единых и максимально простых схемах. Исходной путеводной звездой на столь многосложном и тернистом пути для него стала эннеаграмма, обнародованная в начале XX в. известным мистиком Г.И. Гюрджиевым (1877–1949). Эту круговую девятеричную схему он апробировал на всех основных нумерологических структурах от пифагорейства и каббалы, системы карт таро и «великого искусства» Р. Луллия (ок. 1235 – ок. 1315), зороастризма и санкхьи до индийской и китайской музыки и медицины. В итоге парадоксальным образом, отталкиваясь от мистических построений, пришёл к рациональному объяснению великой историко-культурной тайны «осевого времени» в гипотезе о трансляции в эпоху династии Западная Чжоу (XII/XI–VIII вв. до н.э.) арифмосемиотических идей (нумерологии «учения о символах и числах» – сян-шу-чжи сюэ) из Китая его западными завоевателями цюань-жунами сначала в иранский мир, а затем в индийский и греческий.

Пытаясь преодолеть разорванность современной культуры и дробную специализированность наук, В.Е. Еремеев ратовал за создание антропокосмологии – «единой науки будущего, в которой принцип взаимосвязанности человека и космоса станет отправным». Поэтому скрупулёзно реконструируемые фрагменты единой науки древнейших цивилизаций человечества, в первую очередь индийской и китайской, он интерпретировал с помощью новейших достижений современной астрономии, физики, генетики и психологии.
 
Закономерно, что в итоге главным объектом его исследований стал «Канон перемен» (И цзин), из всех священных книг человечества в наибольшей степени отвечающий признакам универсальной мироописательной схемы. Поэтому ему были посвящены и первая научная публикация В.Е. Еремеева 1985 г., и последняя монография 2005 г., которую он вполне обоснованно планировал защитить как докторскую диссертацию, но отказался от этого, всецело отдав себя работе над энциклопедией «Духовная культура Китая» и внеся немалый вклад в то, за что она была удостоена Государственной премии. В.Е. Еремеев стал главным автором и редактором самого новаторского из шести её томов – пятого, посвящённого науке, технической и военной мысли, здравоохранению и образованию. В это время он уже страдал смертельной болезнью, но мужественно преодолевал её, безотказно выполняя все виды исследовательской, редакторской и технической деятельности, что побудило редколлегию выразить ему во Введении особую признательность как «самоотверженно выполнившему большую творческую и техническую работу». Столь же преданно как автор и редактор, осуществляющий не только научную, но и текстовую редактуру, компьютерную поддержку и подбор иллюстраций, он подошёл к подготовке последнего тома – об искусстве.
 
В.Е. Еремеев совершенно самостоятельно стал квалифицированным синологом, ведущим в России специалистом по истории китайского естествознания. Ещё в начале 1980-х гг. он начал активно сотрудничать с отделом Китая ИВ АН СССР / ИВ РАН, участвуя в ежегодной конференции «Общество и государство в Китае», в материалах которой опубликовал восемь докладов, в работе семинара «Структурные исследования китайской классики» и других научных мероприятиях ИВ АН СССР, печатался в ж. «Азия и Африка сегодня». В 1990-е гг. опубликовал две монографии (одну в двух изданиях), перевёл и подробно прокомментировал основополагающий неоконфуцианский трактат Чжоу Дуньи (1017–1073) Тай цзи ту шо («Изъяснение Плана Великого предела»). В 2000-е перевёл И цзин, был одним из организаторов первой в России междисциплинарной конференции, посвящённой этому главному китайскому канону и ежегодно проводившейся с 2000 г., Григорьевских чтений Московского музыкального общества, посвящённых взаимосвязям науки и искусства, регулярно выступал с докладами на традиционной конференции ИДВ РАН «Философии Восточно-Азиатского региона и современная цивилизация», издал две монографии (одну также в дополненном переиздании по гранту РГНФ), написал раздел о науке эпох Юань и Мин для планируемой 10-томной «Истории Китая» (издаётся посмертно), разработал программу общего курса истории китайской философии в РГГУ и написал раздел «Китайская философия» для пятого издания известного учебника «Философия», создал популярный сайт Великий предел, где, в частности, размещены монография «Традиционная наука Китая» (напечатана посмертно стараниями отца – Е.И. Еремеева) и электронная модель КУБЕРа (Конструктор Универсальный Бинарный Еремеева), изобретённого им по мотивам И цзина и кубика Рубика. Символично, что не только первый, но и последний прижизненный отчёт об этом смелом походе одинокого духовного странника в таинственную страну за Китайской стеной был напечатан в сб. «Общество и государство в Китае».