ДЕЛО ПО ОБОРОНСЕРВИСУ: год прошёл, а воз и ныне там
На минувшей неделе исполнился ровно год с начала следственных действий в отношении холдинга «Оборонсервис» Министерства обороны РФ.
Есть мнение, выраженное известной русской пословицей: «Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт». Эту народную мудрость мы вспоминаем всякий раз, когда видим, как чьё-то чрезмерное усердие плачевно заканчивается не только для самого усердствующего, но и для дела, которое ему поручено.
Особенно часто это случается тогда, когда дело поручено непрофессионалу. Судя по тому, как обстоят дела в нашем государстве последние четверть века, можно сделать вполне однозначный вывод о степени профессионализма тех, кто этими делами занимается.
В наших властных коридорах их было, да и сейчас остаётся, достаточно много. Если правительственную колоду перебрать повнимательней, то в ней обнаружится немало чиновников, сидящих не на своих местах. Сегодня же хотелось бы поговорить более основательно об одном из этих персонажей.
В народе его называли «маршалом Табуреткиным», хотя всем известна и его «девичья» фамилия – это г-н Сердюков, бывший министр обороны РФ. Его незатейливый псевдоним говорит о недавнем прошлом своего носителя: всю сознательную жизнь, с 23-х лет и до возраста почти 40-летнего мужика, он с упоением занимался торговлей мебелью и, казалось, не мечтал больше ни о каких журавлях в небе.
Однако судьба в лице тогдашнего (а теперь уже и нынешнего) президента Владимира Путина распорядилась иначе. И когда она таким образом распорядилась, народ и армия погрузились в свой первый шок. Когда же новоиспечённый министр приступил к активным действиям, страна вторично погрузилась в шок, из которого не может выйти по сей день.
Один уважаемый военный эксперт, комментируя назначение Сердюкова, посоветовал Путину не мудрствовать лукаво, а усадить в кресло министра обороны свою любимую собаку, лабрадора по кличке Кони. Во всяком случае, было бы гораздо смешнее.
Сам Путин смысл такого кадрового решения объяснил тем, что в условиях реализации программы развития и перевооружения Вооруженных Сил РФ, связанной с расходованием «огромных бюджетных средств», «нужен человек с опытом работы в сфере экономики и финансов». Хилое, надо сказать, объяснение.
Можно подумать, что ни в самом Минобороны, ни в Генштабе, ни в военных институтах и академиях не нашлось ни одного опытного экономиста и финансиста, но, вместе с тем, до мозга костей военного человека. Такого не могло быть по определению, ибо армия – это тоже своего рода государство, в котором служат не только артиллеристы и танкисты, но и экономисты с финансистами.
Было бы честнее признаться, что просто нужен был человек, никоим образом не связанный с армией, а посему равнодушный к ней; человек – дубина, кувалда, лом, с помощью которого под видом реформ можно было благополучно продолжить разрушение нашей «непобедимой и легендарной».
Уже после двух лет работы «мебельщика» на новом поприще, ряд депутатов Госдумы потребовал его немедленной отставки в открытом письме к президенту. Говорилось в письме и о ближайших на то время планах Минобороны, согласно которым за три года Сухопутные части планировалось сократить в 12 раз, ВВС-ПВО и ВМФ в 2 раза, РВСН на треть, а ВДВ на 20 процентов.
«Продолжается фактический разгром Генерального штаба, который также будет сокращён более чем в два раза, – писали депутаты. – У специалистов вызывает негодование эта спешка. За три года предполагается сократить больше 2000 частей и соединений наших Вооружённых Сил. Подобных темпов «обрезания» не знала ещё ни одна страна мира», – возмущённо сообщали парламентарии, видимо, абсолютно уверенные в том, что их адресат ничегошеньки об этом слышать не слыхивал и ведать не ведал. Но так как он не только слыхивал и ведал, но и поручал всё это Анатолию Эдуардовичу, – обращение депутатов осталось, естественно, гласом вопиющего в пустыне.
А армия между тем очень быстро стала сферой выгодного семейного бизнеса: один, например, выставлял на тендерную продажу здания и земельные участки, принадлежавшие Минобороны, фирмы другого выигрывали тендеры, третий прикрывал сделки. Причём сфера приложений бизнес-усилий не ограничивалась только продажей недвижимости. Здесь же были и строительство жилья, и ремонт объектов инфраструктуры, продовольственное и вещевое снабжение, гособоронзаказ и многое другое.
О чём, например, свидетельствовала директива МО РФ, предписывавшая заправлять армейские машины только на заправках ТНК-ВР, а бензовозы и запасы топлива в частях и учреждениях немедленно реализовать? Правильно – только об удачно раскрученном бизнесе!
Есть мнение, что если козла впустить в огород с капустой, то о ней можно уже не вспоминать. Когда Анатолия Эдуардовича впустили в Минобороны, он очень быстро понял, что в этом «огороде» так много капусты, что одному ему никак не справиться. Прикинув план дальнейших действий, он в считанные месяцы пригнал туда многочисленное стадо любителей этого замечательного продукта и прочей «зелени».
В основном это стадо мигрировало из налоговых служб, где раньше промышлял и сам г-н Табуреткин. Вот мнение о Сердюкове и его команде человека более 13 лет прослужившего в Центральном аппарате Министерства обороны. Говорит военный обозреватель газеты «Комсомольская правда», полковник Виктор Баранец.
Баранец: «Когда Сердюкова назначали на Министерство обороны, то нам было сказано, что он должен будет взять под контроль гигантские финансовые потоки, которые там растаскивают чуть ли не совковыми лопатами генералы.
Пришёл Сердюков, говорит, что он привёл профессиональную команду. Теперь, внимание! Цитирую главного военного прокурора: «за последние годы коррупция в Министерстве обороны достигла космических масштабов! Воруют уже столько, что не могут вовремя потратить». Это вам – к вопросу о команде Сердюкова».
Да, команда была действительно профессиональная. Но профессионализм бывает разный. Есть профессионалы, которые несут благо людям, скажем, врачи и учителя, а есть профессионалы, от которых лучше держаться подальше, скажем, воры и мошенники. Ватага козлов, тьфу ты, сердюковцев по всем своим повадкам явно принадлежала ко второй из названных категорий профессионалов.
Ещё не забыт скандал в одной из воинских частей Приморья, где бойцов для отчётности проворовавшихся офицеров кормили консервами для собак. Ещё памятен сюжет о том, как Минобороны на сумму 280 млн. рублей закупило для ВДВ бракованные парашюты.
Главный военный прокурор РФ Сергей Фридинский сообщил тогда, что «хитроумные предприниматели изготовили эти парашюты не из нового сырья, а из старых деталей». Фридинский предположил также, что (цитирую): «представители армейского заказчика и военпреды небескорыстно закрыли на это глаза. Проведённые специалистами исследования показали, что использовать эти парашюты нельзя» (конец цитаты). От себя добавлю: было бы неплохо сбросить на этих парашютах г-на Сердюкова с его командой с высоты этак километров в пять, и пожелать им при этом счастливого полёта и мягкой посадки.
Как оказалось, это был далеко не единичный случай, и что подобным образом за баснословные деньги в войска поступали бракованные бронежилеты, списанные боеприпасы и детали для вертолётов и самолётов.
Но, как говорится, «сколько верёвочке не виться»… В октябре 2012 года мы стали свидетелями грандиозного скандала в Минобороны, чиновники которого попали под подозрение в мошенничестве с имуществом министерства на миллиарды рублей. Официальный представитель СК Владимир Маркин заявил тогда, что возбуждено 5 уголовных дел по фактам мошенничества при реализации недвижимости, земельных участков и акций, принадлежавших ОАО «Оборонсервис».
Следствие утверждало, что сотрудники холдинга «Оборонсервис», которое подконтрольно министерству, были причастны к аферам, стоившим государству трёх млрд. рублей. Это уже потом мы увидим, что указанная сумма будет расти как снежный ком по мере углубления следствия в хитросплетения мошеннических схем. Но тогда г-н Сердюков, не моргнув глазом, утверждал, что любые обвинения в адрес сотрудников «Оборонсервиса» – всего лишь версии, и нам ничего не оставалось, как делать вывод, что исчезновение миллиардных сумм – это дело рук озорных барабашек или ещё каких-нибудь пришельцев. Однако Виктор Баранец считал по-другому.
Баранец: «Рособоронсервис является структурным подразделением Министерства обороны. На руководящие должности в холдинге «Рособоронсервис» людей, которые проворовались, против которых сейчас возбуждены уголовные дела, назначал Сердюков. Сердюков является председателем совета директоров «Рособоронсервиса», подписи Сердюкова стоят на многих документах холдинга, в том числе, и на тех документах, которые сегодня под уголовным углом интересуют следственные органы. Так почему же Сердюков – не причём? Если мы говорим, что в армии командир отвечает за всё, то, наверное, и министр обороны отвечает за всё, что происходит в Вооружённых силах, включая и «Рособоронсервис», где его фигура тоже маячит в этом склочном, позорном деле. Ни по одному стратегическому направлению Сердюков не добился успехов».
Что касается укрепления обороноспособности страны, то здесь Виктор Баранец прав на все сто процентов. Зато в успехах на ниве разворовывания государства г-ну Тубуреткину было трудно отказать. Главный военный прокурор Сергей Фридинский поведал тогда о схеме, которой пользовались высокопоставленные махинаторы из военного ведомства: «госимущество переводилось в активы акционерных обществ, а затем продавалось по сильно заниженным ценам. При этом разница в ценах исчислялась сотнями миллионов рублей», – отметил Фридинский. Ну а куда шла эта «разница», вы сами, наверное, догадались.
Казалось бы, настал момент истины, но возникли некие сомнения. Пресса, поговорив об этом событии полтора-два дня, вдруг, как воды в рот набрала. Медлительность Путина в решении кадрового вопроса в связи с делом «Оборонсервиса» вызывала всё большее недоумение. Его неуклюжее распоряжение Сердюкову оказать всемерную помощь следствию прозвучало весьма цинично. Возникали предположения, что это дело так же «изящно» замнут, пустив по арбитражному пути, как и пару лет назад до этого поступили с делом заместителя министра финансов Сторчака?
По идее, дело «Оборонсервиса» вполне могло бы перерасти в дело Сердюкова. Но здесь вся загвоздка заключалась в том, что он по закону являлся неприкасаемой номенклатурой президента, назначаемой им лично. Первые шаги Путина указывали на то, что он не прочь замять дело и вывести Сердюкова из под удара.
Да и сегодняшняя ситуация говорит о том же: следствие идёт по вяло текущему сценарию, и закончится, скорее всего, «мягкой посадкой» каких-нибудь «стрелочников». А тут нужна «жёсткая посадка» – народ уже заждался этого. Крайне необходимо, чтобы он (народ) твёрдо поверил в то, что нескончаемые разговоры о коррупции преобразуются наконец-то в практические дела.
Комментарии
И почему Главнокомандующий НЕ ПРИЧЕМ???
Не счесть за властью тех грешков!