Качество наших рабочих рук

     Как известно, Петр 1 заставил Россию, в меру сил и возможностей, принять «западный» стиль жизни. Такой резкий поворот вызвал огромное недовольство. Противники свои аргументы строили на религии, а в те годы за Бога и богач, и бедняк готовы были горло порвать любому, так что дело было совсем нешуточное.

    Сейчас ни у кого нет ни малейших сомнений, что это перенятие западного стиля было необходимо. Конечно, с бородой ты похож на Бога гораздо больше, но с длинной бородой и волочащейся по земле одеждой тебя в цеху намотает на первый же станок, безо всякой лирики. Короткая, облегающая одежда – практична, она делает нас мобильнее. Это я соглашаюсь с историком С.М.Соловьёвым.

    Но одежда, курево – это лишь внешний антураж. Пётр 1 главной целью видел старт индустриализации в России. Причём этот старт делался жестокими методами, не сталинскими, конечно, но жестокими, ради скорости, так как отставание в развитии начало сказываться, в т.ч., на качестве оружия и боеспособности.

    Да неужели сейчас кто-то скажет, что, мол, не надо бы Петру так горячиться: жили ведь люди по дедовским традициям – и пускай бы себе жили? Сейчас – нет, не скажет, но в те годы этот старт породил множество недовольных, как среди знати, так и среди бедняков. Бедняки были в шоке, что их отрывают от земли и гонят на заводы, где домны очень похожи на адские котлы, а дворян корчило от того, что некоторые представители вчерашнего быдла вдруг стали в огромном авторитете. Кузнец Демидов вдруг стал уральским олигархом – ого-го! Неужели все его вчерашние друзья по работе и соседи по жилью были искренне рады его возвышению?- ой ли!- не такие у нас люди, чтобы за других радоваться… А про князей и говорить нечего!

     После 1985г. в Россию пошла вторая волна перенимания «западного» образа жизни. По той же логике можно сказать, что через 100 лет уже никто не будет сомневаться, что этот приём был необходим, хотя дался с не меньшим шоком. Если учесть, что горожане Запада, даже имея свой дом, выращиванием овощей не занимаются, то и у нас лет через 100 не останется горожан, которые бы переживали за качество лопат.

    Вообще-то в нашей «оборонке» (ВПК) при СССР отношения и так были самые что ни на есть капиталистические. На нашем «приборном» заводе собранные платы предварительно испытывали на вибростендах, и, если плата после этого не работала так, как надо, то рабочему срезали зарплату безо всякого базара. Приём продукции шёл под личную ПОДПИСЬ. Открою секрет: любая запчасть любой военной техники имеет свой номер, и всегда можно найти того, кто эту запчать сделал и кто её принял. Такое жёсткое отношение неплохо оплачивалось, а работники «закрытых» городков в магазинах имели деликатесы, нам не ведомые. Чем вам не материальный стимул??? Рацпредложение могло быть запущено в производство В ТЕЧЕНИЕ СУТОК, с оплатой. Вот поэтому советское оружие все страны использовали с большим удовольствием: его делали профессионалы, прошедшие жёсткий «естественный отбор» безо всяких поблажек.

    Фразу Папанова в фильме «Иду на грозу» можно назвать исторической: «В электронике на первом месте стоит КУВАЛДА». Прибор барахлил, молодой инженер не мог понять, в чём дело, а старый мастер стукнул прибор кулаком – и всё заработало. Понятно, что это «изделие» на вибростендах не пытали. И не только это. Сколько наши отцы стучали по телевизорам, радиоприёмникам? Если в твоей семье такого не случалось – зайди к соседу: он тебе про свои мытарства расскажет, да ещё припомнит случаи у родных, знакомых, по работе. Обычное дело: вскрываешь корпус бытовой техники и ищешь отошедшие контакты, перепаиваешь.

    Неужели все позабыли, что в каждом городе были магазины радиотоваров, где продавали запчасти для электроники? И там тусовались отнюдь не пацаны из кружка радиолюбителей, а вполне взрослые мужики. Продавалось всё: резисторы, конденсаторы, транзисторы, диоды, лампы и т.д. (Причём, как всегда, самые нужные запчасти отсутствовали: ищи по другим городам, по спекулянтам – обычная «болезнь» СССР.) Страна родная откровенно свалила заботы по качеству электроники на плечи своих граждан.

     Нельзя не сказать, что при СССР была полнейшая занятость. Более того: неработающих (тунеядцев) брали на учёт и насильно устраивали на работу, причём сачкование грозило и тюремным сроком. В моём городке таким учётом занимался горвоенкомат, причём та дивчина, которая занималась, пока ещё даже не на пенсии. Иосиф Бродский в ряды советских поэтов не был принят, поэтому ему пришлось сделать себе справку о том, что он работает дворником в ЖЭКе.

     Внимание, вопрос: если свободных рук нет в принципе, то как создать лаборатории по испытаниям и совершенствованию ВСЕЙ бытовой техники и вообще всей невоенной техники??? Кто эти стенды будет разрабатывать, создавать, монтировать, обслуживать? Откуда взять начальников лабораторий, механиков, лаборантов? Вот и работали в городах магазины по продаже радиодеталей…

    После 1985г. по телеку показали передачу: русская съёмочная группа посетила лабораторию по испытаниям завода в ФРГ. Много чего там испытывали, но мне запало в душу испытание МАТРАСА. Да-да, матраса, чтобы спасть. «Двухлапчатый» пресс поочерёдно давил то правую часть, то левую, а счётчик фиксировал количество нажатий. Как объяснили нашим делегатам, пресс поставлен на 100 тысяч нажатий. После этого лаборант смотрит: матрас ДОЛЖЕН СОХРАНИТЬ ИСХОДНУЮ ФОРМУ. Если это так, то партия идёт в продажу.

    А у нас как было?

    Известный паренёк Саша Матросов был отправлен на фронт из детской колонии Одлян, в Башкирии. В «застойные» года эта колония ещё работала: детишки занимались набивкой тех самых матрасов. Чувствуете разницу в подходе к покупателям???

    А ведь надо было бы заниматься улучшением не только матрасов, но и кастрюль, чайников, утюгов и т.д., вплоть до автомобилей и пассажирских самолётов. Где взять для этого людей, если нет свободных рабочих рук? Вот и пользовались мы при СССР чугунными сковородками, изобретёнными ещё при царях. Весь прогресс на кухне ограничился изготовлением алюминиевой посуды, которая легко теряет форму.

    Решение проблемы, вроде бы, было очевидным: надо было сократить производство оружия, а освобождённых работников перебросить на улучшение бытовой техники, вместе с технологиями из ВПК. Вот показали в той же передаче испытание трактора «Беларусь» на танковом вибростенде: через 1,5 часа тряски дверца хлопала, болты осыпались. Но мы и без стенда знали, что эти тракторы – говнецо. Однако, надо было сделать перерасчёт всей системы, наверняка менять качество металла для многих узлов и т.д. и т.п., т.е. не только тупо создать лабораторию испытаний, но и создать обратную связь на устранение выявленных недостатков. А устранять их, значит, пришлось бы тем же самым спецам из «мирной» отрасли, которые это чудо техники создали……

     Мой тесть в 70-е годы учил сирийцев «нефть бурить». Там он купил кассетный магнитофон и к нему – набор кассет. Его сын (мой шурин) с этим кассетником потом понтовался среди друзей, так как у нас в те годы магнитофоны были только катушечные. Когда же наша страна, наконец, дозрела до выпуска кассетников, началась обычная песня: один магнитофон ленту «тянет», другой – «жуёт», третий всё-таки удалось своими силами довести до ума… А через 10 лет, в 90-е годы, началась эпоха DVD-проигрывателей, так что борьба за качество кассетников вообще потеряла всякий СМЫСЛ.

    Тот «сирийский» кассетник потом, через 30 лет, показали лично мне. ОН РАБОТАЛ. ВСЕ кассеты были «живые» и нормально отыграли (кстати, там были песни Киркорова, на английском). Невероятно: изделие с электроникой и механикой показало срок жизни, сравнимый со сроком жизни штыка лопаты… Секрет успеха состоит из двух частей: запчасти и сборка. О том, как в Японии создают микросхемы, т.е. запчасти, я рассказал в статье «Итоги «определённого периода»» (в странах Запада организация работ должна быть аналогичной).

Про испытания на вибростендах у вас понимание уже должно сложиться по этой статье. И всё, и не надо ничего стучать, вскрывать, перепаивать!

    Мой отец работал электриком на основном производстве до 68 лет, пока не умер от рака. Он пережил все сокращения 90-х, хотя был уже пенсионером. Причиной такой «живучести», на мой взгляд, являлась его дотошность: он всегда работал так, чтобы сказать: «Лучше сделать я уже не могу». Сделать контакт «на соплях» - это было для него в принципе неприемлимо. А такую мнительность у него породил, как я понял, один японец, который когда-то курировал в Татнефти монтаж какого-то оборудования. Он смотрел на работу наших умельцев, качал головой, тыкал пальцем: «Плёхо. Переделать.». Других слов никто от него никогда не слышал… Не знал, наверное. Зато мы знали ещё до Перестройки, что японские телевизоры работают по 25 лет, без ремонта. Знали, но не могли осознать этого.

    В 80-е годы все скважины возле моего города заглушили. Мы с отцом наткнулись на заброшенный пункт управления, была железная такая будочка в поле. Я не удержался, и через неделю демонтировал оттуда блок управления, вскрыл, отпаял детали. (Настоящий советский человек, не так ли?- всё в дом!)

    Клеммник – это такая штука, чуть сложнее гвоздя. Как, ну как можно сделать клеммник так, чтобы он был похож на артефакт инопланетной цивилизации? Реечка, вертикальные столбики – для контактов под пайку, горизонтальные шины – для крепления под винт. Под 15 переходных контактов. И всё.

    Можно! Дизайн, изумрудный цвет, лакировка… И ведь люди тратили время (и деньги!!!), чтобы ЭТО разработать. Зачем?!!!- нам не понять. Но общий смысл ясен: человека должны окружать КРАСИВЫЕ вещи, за красоту и качество надо бороться непрерывно, по всем фронтам, от гвоздя и клеммника до космического аппарата. Без исключений. Только тогда у вас будет равномерное развитие по всем отраслям, только так вы сможете делать современные товары. И только такую экономику можно будет назвать здоровой. А нездоровая – умрёт от своего нездоровья, как человек умирает от болезней.

    Когда смотришь на американский клеммник – глаз радуется. После работы с нашим клеммником хочется выпить водки. Ой, не для протирки на наших заводах спирт выдавали, не были наивными наши начальники…

    Меня удивило, что иностранцы свои платы лаком заливают. А как же их ремонтировать? Вот взял нашу плату, определил, что транзистор МП42Б не работает – и всё: отпаял, взял другой, запаял – и плата снова исправна. «А у них ничего не ломается,- посмеялись надо мной старшие товарищи.- А когда сломается, то стоимость уже окупилась, и дешевле выбросить и взять новое, современное. Этот лак – как изолятор, чтобы пыль помехи не создавала. Ведь пыль – проводник электричества.»

    В СССР знали, что есть такая наука – эргономика. Её суть: как создать максимально комфортные условия на рабочем месте. Но её нам преподавали однобоко: чтобы приборы были на стенде на уровне глаз, чтобы тумблеры – не ниже уровня пояса. А ведь стенды должны ещё иметь приятный цвет и дизайн, и чтобы внешний вид приборов был такой, чтобы в руки было приятно взять. Уныло-серые и грязно-зелёные цвета утомляют, люди теряют энергию и силу там, где, вроде бы, и работы нет. Примитивные изделия и тусклые цвета вкупе с грязной и раздолбанной мебелью на рабочих местах в цехах не могли дать нашим родителям толчка развития, только пьянство провоцировали. Это всё завязано в один клубок: дотошность, постоянное улучшение всего и вся, условия на рабочих местах, качество продукции и уровень развития страны в целом. А отсюда – и уровень жизни.

    Американцы тоже посещали наши нефтепромыслы. Эти были более разговорчивы, нежели японец: «У нас в таких условиях даже заключённые не работают.»

    Итак, чем раздавать оружие бесплатно или в безнадёжные долги «братьям по разуму», т.е. дурным активистам других стран, где оно будет убивать людей не пойми за что, нужно было передать работников и технологии из ВПК в «мирные» отрасли. Тот, кто работал инженером на производстве, прекрасно понимает, что легко и быстро там задачи не решаются. Вот есть технология нанесения фторопласта на сталь, но нужно совсем другое оборудование, чтобы в результате получился не пулемёт, а сковородка. Такого оборудования - нет. Значит, его надо спроектировать, создавать, внедрять. Это требует МНОГО времени и денег. А у нас сама Перестройка была начата как раз потому, что страна в долгах увязла, и начальники надеялись, что кооперативы в своей работе вытянут деньги у людей со сберкнижек и пустят их в оборот и налоги. Кстати сказать, а какие люди, по планам нашей партии, должны были бы работать в тех кооперативах, если свободных рабочих рук нигде не было, ни в каких городах? Только те, которые ушли бы с оборонки, которую нужно было срочно конверсировать.

    А теперь представьте, что вам нужно практически ВСЕ предприятия перестраивать на работу в новых условиях: с лабораториями испытаний, с выпуском другой продукции, со штрафами за брак. Причём некоторые предприятия в ходе конверсии обязательно должны были исчезнуть по закону сохранения массы: если на одних заводах количество людей увеличивается из-за ввода новых подразделений (лаборатории, КБ), то что делать с другими, откуда этих людей заберут, и которые не смогут из-за этого выполнять планы???

    Недовольство работников, которых отрывают с одних предприятий и переводят на другие, в «непрестижные» города. У них – семьи. Введение жёстких систем контроля качества, каких раньше не было. Инженеров ВПК заставляют проектировать современную бытовую технику и современное оборудование для «мирных» отраслей, где они – не специалисты. Их переводят в другие структуры, где нет пайков и спецобеспечения…

    Никакого иного варианта выхода из тупика не было в принципе, а, ведь, если вникнуть в проблему поглубже, вы без труда сможете расширить список шокирующих факторов, которые обязательно всплыли бы. Хотя бы то, что рано или поздно выяснилось, что очередную зарплату платить ну вообще нечем, и буржуи в долг больше не дают, гады… И как бы ещё сложились отношения спецов высокого уровня из ВПК, которых перебросили в «мирный» коллектив, который работал совсем в другом ритме?

    Но главная и явная причина краха – Горбачёв, в отличие от Петра 1, не набрал себе команду, которая подходила бы для решения такой задачи. Ельцин, член его команды, в конечном итоге этого же Горбачёва и вытолкнул. Петру 1 тоже было совсем не сахар: сестра со стрельцами пыталась его ликвидировать, но Горбачёв, наверняка историю в школе учивший, оказался совсем не готов, что «боярская дума» (Политбюро) начнёт третировать его идеи, что кто-то будет очень сильно сопротивляться переменам (ГКЧП).

    Ну как тут не поверить т.Сталину, что кадры решают ВСЁ? Наши «кадры» НЕ СМОГЛИ спасти многие технологии ВПК, а люди сами по себе искали выход из ситуации, и тут уж кто что себе нашёл…

 

 

P.S. В последние годы СССР у Никарагуа были постоянные пограничные конфликты с Гондурасом (В.Овчинников, «Своими глазами»). США даже готовили нападение на Никарагуа, сроки удара назначали. В Италии наводили террор «красные бригады».

   Но вот СССР не стало – и тишина, все довольны, стрельбы нет. Как только дурные активисты перестали получать наше оружие – весь их азарт сразу пропал. Вопрос: а ради чего мы десятки лет боролись с бытовыми условиями?- чтобы на нашей совести ещё лежала гибель людей в разных точках Земли? И было бы им за что погибать: плошка бобов у них и так была, а ничего больше им, как и нам, не светило…

    СССР успел также подарить ГДР два десятка МиГ-29. Они вскоре встали на вооружение бундесвера, после объединения Германий, бесплатно. Тут остаётся только радоваться, что немцы в ХХ веке поумнели, и это оружие никого не убило.

     Не нужна нам была ТАКАЯ экономика.