Российские ценности и российский исторический маршрут

 

Достраивая свою историческую модель, Игорь Чубайс приходит к прекрасным выводам: «необходимо реформирование и модернизация российского исторического маршрута, необходимо отстаивать российские ценности! А авторам будущего учебника — не врать!».

В отношении «не врать» я бы не поскупился и на три восклицательных знака. Что же касается исторического маршрута и ценностей, то здесь, чтобы не начать врать, необходимо разобраться.

Прежде всего – о ценностях. Что это такое? Ценности – это отражение в сознании людей того, что для них важно, значимо, ценно. Когда сознание развивается, меняются и само отражение – человек начинает лучше понимать себя и свои приоритеты, и то, что отражается: игрушки очень ценны для детсадовца, но не для старшеклассника. То же происходит и с целыми народами: вырастая, они утрачивают интерес ко многому, что ценили раньше.

Разговор о традиционных ценностях и о том, насколько они вечны, требует очень большой конкретности. Российские ценности очень разные. Воровство, халява, палка, водка, мат, безделье – все это вполне реальные наши ценности. Надо их отстаивать? А есть и другие ценности: доброта, соседская помощь, совесть, щедрость, самоотверженность, общение...

Есть ценности, из которых мы выросли или скоро вырастем. Есть такие, где мы перерастаем старое понимание, но сама ценная для нас сущность остается ценной. Таковы, например, религиозные (в самом широком понимании) ценности. И совсем мало таких ценностей, как «счастье», которые как горели для нас путеводной, но недостижимой звездой, так и горят. В общем, ценности бывают, с одной стороны, хорошими и плохими, а с другой – верно и неверно (наивно, поверхностно) понятыми. Отстаивать из них надо только хорошие и верно понятые. Плохие отстаивать не надо, а наивное понимание хороших нужно не отстаивать, а стараться сделать ненаивным.  

Но если с вопросом о ценностях все более-менее очевидно, то вопрос об историческом маршруте России гораздо более сложный. Чубайс Игорь рисует такую картину: шла российская лошадь своим маршрутом пока конокрады-большевики не потянули ее в сторону. А она упираться. А они тянуть. И такой поединок большевиков с Россией продолжается уже 96 лет. В общем, надо помочь лошади вернуться на свой маршрут.

Чтобы понять, насколько эта картинка соответствует действительности, как и в случае с ценностями, необходимо наполнить общие слова «российский исторический маршрут» конкретным содержанием. Что именно это за маршрут? Где он проходит? И куда ведет? На каждый из этих вопросов нужно ответить уже не общими словами, а совершенно конкретно.

Ответы будут примерно такими.

Прежде всего, исторический маршрут – подъем на гору. Это не специфически-российское – в гору ведут исторические маршруты любого народа.

История делает человека лучше в совершенно конкретном отношении – история развивает, расширяет сознание человека: оно, сознание начинает вмещать в себя всё больше мира и все более эффективно мир преобразовывать.

Подъем этот у каждого народа проходит через свои культуры: сначала – через чужие, более высокие культуры-учителя, затем, когда созревание народа заканчивается, - через свою собственную, ни на кого не похожую неизвестную истории культуру, создаваемую выросшим народом.

Российский подъем проходил чере поздневизантийскую, позднеисламскую, а затем через европейскую гуманистическую (или гуманистическо-прагматическую) культурные зоны. Это трое наших учителей. В этих трех классах исторической школах мы создали три свои культуры, которые были с одной стороны подражательными, а с другой уникально русскими. Это киевско-владимирская «домонгольская» культура, московская «послемонгольская», и петербуржская «европейская».

На границе 19-го и 20-го веков наше обучение в основном закончилось. Пришло время самостоятельного исторического творчества. Российская лошадь дошла до конца очередного участка своего маршрута. Нужно было идти дальше. Неважно – хотелось это или не хотелось тем или иным россиянам.

Не понимая этого, нельзя понять ни советского периода, ни сегодняшних наших перспектив.

Куда дальше? Чтобы ответить, нужно видеть, а куда мы шли тысячу лет и какая путеводная звезда вела нас? Сделать это нетрудно.

Молочные реки – град Китеж – третий Рим – высшая гармония Достоевского... Счастье вместе, общее счастье – всё это разные названия и разные образы одного и того же – названия, которые находил подрастающий народ, чтобы выразить свою вековую мечту – ту, что, выражаясь наукообразно, составляет его архетип.

Коммунизм был очередным шагом в этой вековой попытке самопонимания, понимания своего исторического предназначения, своей судьбы. Именно поэтому идея оказалась настолько популярной и была так широко принята народом.

Российскую лошадь не тянули в сторону насильники. Она просто продолжила идти своим маршрутом. Но сейчас уже – по ни кем не хоженной тропе. Собственно – и не по тропе даже, тропа – это то, что кто-то прокладывает для тебя. Мы же шли по бездорожью, по целине. Да еще и с глазами, устремленными на путеводную звезду, не утруждая себя смотрением под ноги – есть у нашей психической конституции такая особенность: не любим смотреть под ноги. Ну, и чего удивляться, что не оказалось ямы, в которую бы мы не упали, да и на нас самих не оказалось живого места?..   

Вот теперь отлеживаемся. Зализываем раны... Они гниют... Мы воем...

Но впереди-то нас ждет тот же маршрут. Крутой. В обоих смыслах этого слова...