28 июня 1986 года состоялся телемост Ленинград – Бостон под названием «Женщины говорят с женщинами», оставивший самый большой след в памяти многих советских и американских людей из-за одной фразы: «Секса в Советском Союзе нет!» В советский эфир передача вышла 17 июля.
«В ходе общения американская участница телемоста задала вопрос:
«…У нас в телерекламе всё крутится вокруг секса. Есть ли у вас такая телереклама?»
Советская участница Людмила Николаевна Иванова (в то время — администратор гостиницы «Ленинград» и представительница общественной организации «Комитет советских женщин») ответила:
«Ну, секса у нас… (смешок) секса у нас нет, и мы категорически против этого!»
После этого аудитория рассмеялась, и какая-то из советских участниц уточнила:
«Секс у нас есть, у нас нет рекламы!»
И еще одна цитата с той же страницы:
«• Cама Иванова, в интервью газете «Комсомольская правда» изложила историю происхождения этой фразы неверно:
В общем, начался телемост, и одна американка говорит: да вы из-за войны в Афганистане вообще должны перестать заниматься сексом с вашими мужчинами — тогда они не пойдут воевать. И пальцем всё время тычет. Я ей и ответила: в СССР секса нет, а есть любовь. И вы во время войны во Вьетнаме тоже не переставали спать со своими мужчинами.
Но все запомнили только начало фразы. А что, я не права? У нас же действительно слово «секс» было почти неприличным. Мы всегда занимались не сексом, а любовью. Вот это я и имела в виду.
• То, что Иванова закончила фразу словами «У нас есть любовь», публично подтвердил режиссёр телемоста Владимир Мукусев:
…Людмила произнесла: «Секса у нас нет, и мы категорически против этого», — после чего грянули смех и аплодисменты в обеих студиях и заглушили окончание фразы: «У нас есть любовь».
Когда я монтировал программу, Людмила Иванова позвонила мне прямо в аппаратную и попросила вырезать эту фразу. Смущение и тревога звучали в её голосе. Я встал пред дилеммой. С одной стороны, я понимал, что у Людмилы после выхода передачи в эфир могут возникнуть проблемы с её родными и близкими и просто с посторонними людьми.
Она может стать героиней анекдотов. С другой стороны, … убирать из передачи то, что точно объединило обе студии, — юмор, я посчитал невозможным. Я оставил эту «историческую» фразу, хотя и навлёк на себя гнев её автора.»
То есть режиссер программы встал перед дилеммой: поднять рейтинг передачи, понравиться миллионам телезрителей, СДЕЛАТЬ СЕБЕ ИМЯ с одной стороны и требование ЧЕЛОВЕКА убрать из программы неудачную фразу – с другой. Хотя почему неудачную? Разве в чем-то женщина была не права? По любой версии. В рекламе секса не было. Рекламы не было! Женщина отвечала на вопрос о сексе в рекламе!
А по версии Мукусева, если уж сам режиссер утверждает что продолжение «У нас есть любовь!» существовало, почему это вырезали? Почему не акцентировали на этом внимание???
Из-за юмора, объединившего обе студии? А я еще и уверен, что американской аудитории часть фразы «у нас есть любовь» не перевели!!! Пусть советские люди будут выглядеть дураками, это же так оживило передачу!
Человек не в счет? Выставили женщину дурой – и рады! Зато «юмор» объединил обе студии!
А г-н Познер, проживший на Западе многие годы, знал о том, что было бы, если бы что-то подобное произошло с американской участницей? Если бы она что-то сказала, а фразу «обработали» телевизионщики до неузнаваемости? Я думаю, что при хорошем адвокате американка осталась бы довольна, даже пожелала бы повторить нечто подобное, только телевизионщики отказались бы. А если бы так извратили фразу самого Владимира Познера? Или Владимира Мукусева? Они согласились бы?
Человек может стесняться, может растеряться, когда на него направлены прожекторы и камеры. По моему мнению, телеведущий, как человек, должен такого участника поддержать, помочь ему высказать свою мысль, а не делать из него идиота.
«-- Я слежу за вашим творчеством уже много лет, еще с телемостов. Помните, там женщина одна сказала, что секса в СССР нет? -- Да, это был 1986 год, телемост «Ленинград – Бостон», причем участие в нем принимали одни женщины. Так вот пожилая американка жалуется, что ее внук много смотрит телевизор, а там только насилие и секс. Спрашивает: «А как у вас?». Встает наша дама и отвечает: «У нас секса нет…». Тут в зале раздается хохот, который глушит очень важное окончание ее фразы: «…на телевидении». В итоге вся страна запомнила только начало этой фразы. Кстати, в 2006 году я нашел в Санкт-Петербурге эту женщину, которая прямо заявила: «Вы сломали мою жизнь. До сих пор пальцем на меня показывают».
Допустимо ли ломать одну жизнь ради миллионов нелепых улыбок???
Обсуждаемая фраза на 32-ой минуте, но, я думаю, будет интересно посмотреть всю передачу, несмотря на плохое качество ролика.
Комментарии
стал чуть ли не нормой...
Секса бояться не надо, если бы его не было,
то и писать здесь было бы некому.