Так, что уплыло из России на философском пароходе?
Опыт написания статей на темы революции и гражданской войны учит меня предупреждать любезного читателя о том, что не надо делать выводы и обобщения, опираясь на наши сегодняшние знания судеб людей и государств. Надо помнить, что они- герои наших тем - живут в тот год, о котором мы пишем. Они делают выбор, но они не знают своего дальнейшего будущего. Они получат слово в статье для того, чтобы мы могли представить их такими, какими они были и оценить их на этом основании.
Чтобы ввести читателя в 1922 год, год "философского парохода", осмелюсь напомнить, что гражданская война заканчивается безусловной победой красных. Вместе с ней заканчивается эпоха военного коммунизма и Россия разворачивается к новой экономической политике. В стране действует запрет на смертную казнь, объявленный "Декретом об отмене смертной казни", принятым Вторым Всероссийским Съездом Советов Рабочих, Солдатских И Крестьянских депутатов 28 октября 1917 года. Но, как нюанс, надо помнить, что военные трибуналы имеют право назначения высшей меры наказания.
Советская Россия взяла курс на всеобщую грамотность населения и массовую подготовку собственных специалистов. Естественно , с классовым подходом. В голодный 1918 год в серии "Народная библиотека", издаются массовым тиражом русские классики: Пушкин, Гоголь, Толстой, Лермонтов, Тургенев. Иллюстрации к ним делают лучшие художники России: Кустодиев Б., Конашевич В., Бенуа А. Открываются новые университеты, лаборатории, среди них Аэродинамический институт под руководством Жуковского Н. и нижегородская радиолаборатория Бонч-Бруевича М. . Количество высших учебных заведений возросло в 2,5 раза по сравнению с дореволюционным. В связи с этим была проведена реформа русского языка ( отмена, к примеру, ять ), отменены вступительные экзамены, но организованы рабфаки.
И вот здесь коса нашла на камень. " Учение Маркса вызывает к себе во всём мире величайшую вражду и ненависть всей буржуазной ( и казённой. и либеральной ) науки. Иного отношения нельзя и ждать, ибо " беспристрастной " социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе.... Ожидать беспристрастной науки в обществе наёмного рабства - глупенькая наивность. ... Либеральная наука защищает наёмное рабство. ... Только философский материализм Маркса указал пролетариату выход из духовного рабства. ..." - это Ленин говорил ещё в 1913 году.
Ну, и вот некоторые вехи классовой, идеологической борьбы против Советской власти. В 1919 году в Петрограде создается Вольная Философская Ассоциация (Вольфила), в Москве «Академия духовной культуры». В 1921 году философ С.А. Алексеев (псевдоним Аскольдов) основал тайное религиозно-философское общество, известное как общество С.А. Аскольдова. В 1926 году оно было переименовано в «братство св. Серафима Саровского». Аналогичные общества с активным участием Г.Г. Шпета, директора Института научной философии, А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина, логика И.С. Попова, профессора, священника П. Флоренского и др. действовали в Москве и Петрограде. Считая марксизм «самым грубым материализмом», участники организаций единственной основой жизни признавали «вечные духовные ценности» философии B.C. Соловьева. Они надеялись нанести смертельный удар «материалистическому марксизму» и заменить его «чистой философией духа». Зимой 1921-1922 гг. прошли антисоветские забастовки старой буржуазной профессуры в Москве, Петрограде, Казани и ряде других городов. Инициированные в Московском высшем техническом училище (МВТУ) забастовки были направлены против нового Положения о вузах, против рабфаков, против руководящего влияния партии в высшей школе.
17 февраля 1922 года газета «Правда» поместила статью «Кадеты за работой» (кадеты, «конституционные демократы», партия либеральной буржуазии. После февраля 1917 г. стали именоваться «Партией народной свободы»). В статье говорилось, что профессура вузов ведет бешенную агитация против Советской власти, бойкотирует и третирует несогласных с ними преподавателей. А дирижируют этим профессорским оркестром кадеты. Состав профессуры МВТУ был поголовно кадетский.
В 1922 году опубликован сборник «Освальд Шпенглер и закат Европы», посвященный труду немецкого философа-идеалиста. Сборник явился идеалистическим натиском на марксистский материализм. Среди его авторов были философы Ф. Степун, С. Франк, Н. Бердяев и Я. Букшпан. Последний в работе «Непреодоленный рационализм» в едва прикрытой форме призывал к перерождению Советского государства из социалистического в буржуазное. Религиозной мистикой проникнута статья Н. Бердяева «Предсмертные мысли Фауста». Весь грандиозный смысл революции объявлялся бессмыслицей, торжеством какого-то хаоса и деянием чуть ли не антихриста. По мнению автора, день новой истории кончается, наступает вечер, а поэтому надо зажигать лампады и отпевать покойника.
В этом же русле и выступление Питирима Сорокина на праздновании 103 годовщины Петроградского университета. Он рекомендовал молодежи взять в качестве героев «таковых лиц, как Нил Сорский, Сергий Радонежский - носителей идеала старца Зосимы, как Толстой и Достоевский.
Такие спутники, по моему мнению, не обманут».
На что ответил Ленин: " Автор искажает правду в угоду реакции буржуазии. ... подобных преподавателей и членов учёных обществ давно бы вежливенько препроводить в страны буржуазной "демократии", там подобным крепостникам самое настоящее место."
В августе-сентябре 1922 года из Советской России в Германию были высланы общественные деятели, философы, журналисты и писатели, профессора университетов. Всего 220 человек. Пассажиров собственно пресловутого «философского парохода» было около 60 человек. Подход сугубо прагматичный, утилитарный. Не только философы и не особо философы. Это-то и следует уяснить, если иметь в виду, что даже парижский эмигрантский журнал «Воля России» признал, что «в числе прибывших, особенно в среде профессоров, было много завзятых реакционеров».
«Философский пароход» породил устойчивый миф об изгнании из страны «лучших людей», «цвета философской и интеллектуальной мысли», выдающихся ученых. Несомненно, высланы были известные в России люди. Но также несомненно, что высланы были прямые враги Советского государства. Как, к примеру. Ильин, который в последствии учил: "«Что сделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе». "Мы советуем не верить пропаганде, трубящей о здешних «зверствах», или, как её называют, «зверской пропаганде». Есть такой закон человеческой природы: испугавшийся беглец всегда верит химерам своего воображения и не может не рассказывать о чуть-чуть не настигших его «ужасных ужасах». " ..европейские народы должны понять, что большевизм есть реальная и лютая опасность; что демократия есть творческий тупик; что марксистский социализм есть обреченная химера; что новая война Европе не по силам, - ни духовно, ни материально, и что спасти дело в каждой стране может только национальный подъем, который диктаториально и творчески возьмется за «социальное» разрешение социального вопроса".
Если согласиться, что высланы из России "лучшие люди" и цвет интеллектуальной мысли", то надо задать вопрос, а кто те ученые, писатели, деятели искусства, поверившие Советской власти и поддержавшие ее? Плодотворно работали, приумножая национальное достояние. академики В.И. Вернадский, С.Ф. Ольденбург - члены ЦК партии кадетов, А.П. Карпинский, первый выборный президент (с 1917 г. по 1936 г.) Академии наук. Академик В.А. Стеклов, профессор В.Н. Тонков, президент Военно-медицинской академии - с января 1921 года, положили начало успешному сотрудничеству Академии наук с Советской властью. К кому отнести физиологов Павлова и Орбели? Павлова, который в письме в адрес СНК писал: " Вы напрасно верите в мировую революцию. Вы сеете по культурному миру не революцию, а с огромным успехом фашизм. До Вашей революции фашизма не было. Ведь только политическим младенцам Временного правительства было мало даже двух Ваших репетиций перед Вашим Октябрьским торжеством. Все остальные правительства вовсе не желают видеть у себя то, что было и есть у нас, и, конечно, вовремя догадываются применить для предупреждения этого то, чем пользовались Вы, — террор и насилие. Но мне тяжело не от того, что мировой фашизм попридержит на известный срок темп естественного человеческого прогресса, а от того, что делается у нас, и что, по моему мнению, грозит серьезной опасностью моей Родине." И это в 1934 году.
Кем считать физиков Иоффе и Френкеля, который сказал: " Теперь поздно бороться с большевиками; им следует помогать, чтобы уменьшить отрицательные результаты их политики и увеличить положительные." ? Корабелов Крылова и Шиманского? Как быть с творческими личностями такими как: Шостакович, Маяковский, Эйзенштейн, Мейерхольд, Вахтангов, Станиславский, Ермолова, Толстой, Брюсов, Серафимович, Моор, Петров-Водкин?
Так что же уплыло из России? Почему Троцкий об этой акции сказал: " Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно." Это сказал совершенно нещепетильный палач, которому повод был не нужен.
На мой взгляд, это уплыло не только реакционное начало, но и провокационная сущность, готовившая к убою молодых людей своим учением. Может быть сохранение этих жизней и оправдает насильственное выдворение из страны таких учителей?
Комментарии
Комментарий удален модератором
о тяге нашей к дружбе и доверию;
всегда в России кто-нибудь сидит:
одни — за дух, другие — за материю.
Плодит начальников держава,
не оставляя чистых мест;
где раньше лошадь вольно ржала,
теперь начальник водку ест.
Ошалев от передряг,
спотыкаясь, как калеки,
мы вернули бы варяг,
но они сбежали в греки.
Моей бы ангельской державушке —
два чистых ангельских крыла;
но если был бы хуй у бабушки,
она бы дедушкой была.