Реверсная политика завела Украину в тупик
Опасения экспертов, что страна окажется у разбитого корыта, начинают сбываться
Слово «реверс» пришло в современный русский и английский языки из латинского «reversus». Означает оно или движение в обратном направлении, или обратную сторону медали или банкноты. Для украинских политиков и экономистов 22 октября стало своеобразным «Днем реверса».
Сначала заместитель председателя НАК «Нафтогаз Украины» Вадим Чупрун заявил, что Украина приостанавливает реверсные поставки природного газа из Польши, которые осуществлялись с помощью немецкого трейдера RWE. Причина – слишком высокая цена на топливо. Конкретных цифр Чупрун не назвал, да это и не особо нужно. Понятно, что газ, закупаемый Германией у «Газпрома», а потом возвращаемый на Украину, по определению не может быть намного дешевле, чем тот же газ, который поступает напрямую из России.
Но замглавы «Нафтогаза» возмущен: «Цены, вы же посмотрите, там какие. А у нас есть условие: этот газ должен быть дешевле российского газа».
А что, собственно говоря, возмущаться? В Европе от Украины добились того, чего хотели: Киев отказался от предложения России вступить в Таможенный союз и выбрал ассоциированное членство с ЕС. Как только это решение обрело более-менее зримые черты, сразу кончились немецкие и польские скидки на реверсный газ, а его цена стала просто-напросто соответствовать реальной стоимости.
И с поставками газа из Румынии, о которых в Киеве говорили весь текущий год, тоже начались проблемы. Правда, по мнению Чупруна, тут нет никакой политики. «Этот вопрос не зависит только от нас. Если бы зависело только от нас, мы бы реверс открыли еще в январе прошлого года. Сейчас есть технические вопросы, политики здесь нет», – подчеркнул замглавы «Нафтогаза».
Даже ребенок знает, что газа в Европе без политики не бывает, особенно накануне отопительного сезона. Так что украинский топ-менеджер просто делает хорошую мину при плохой игре.
Реверсные поставки газа из стран ЕС на Украину начались в ноябре прошлого года. Официальный Киев мечтал, чтобы их объем составлял около 7 миллиардов кубометров в год, тогда поставки из России можно было бы сократить до минимума. Но действительность оказалась гораздо суровее ожиданий: таких больших свободных запасов газа сейчас в Европе нет ни у кого.
С января по сентябрь нынешнего года по реверсной схеме на Украину было переправлено около 1,5 миллиарда кубометров топлива, из них более 800 миллионов кубометров доставлено через Польшу и почти 700 миллионов – через Венгрию.
Еще в сентябре ежесуточно из Польши на Украину уходило по 3 миллиона кубометров. Сейчас этот вентиль закрыт. Возможные поставки через Словакию так и остались на уровне разговоров.
А ведь всего неделю назад украинский премьер Николай Азаров громогласно заявлял, что буквально через два-три года российский газ вообще будет не нужен; рассказывал о перспективных проектах добычи на шельфе Черного моря, о сланцевых разработках... И вдруг – полный реверс!
Но этим неприятности с движением в обратную сторону не закончились. В Киев приехал министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский. Во время встречи с президентом Виктором Януковичем он изложил ультиматум Евросоюза: для подписания Соглашения об ассоциации с ЕС Украина должна до 18 ноября решить вопрос с бывшим премьер-министром Юлией Тимошенко.
«Последний срок – это 18 ноября, и у нас уже нет времени для блефа, поэтому этот вопрос должен решиться в ближайшее время, на заседании совета министров иностранных дел», – подчеркнул Сикорский и добавил, что Нидерланды, Великобритания и Швеция не намерены подписывать соглашение с Украиной, пока не решена дальнейшая судьба Тимошенко.
Европа с самого начала, с 2011 года, была недовольна судебным приговором бывшему украинскому премьеру, считая его сугубо политическим решением и сведением счетов со стороны нынешних украинских властей. Так что нет ничего удивительного в том, что эта проблема в очередной раз возникла накануне подписания соглашения. Но обращает на себя внимание, каким тоном все это высказывается будущими европейскими партнерами: «У нас уже нет времени для блефа, поэтому этот вопрос должен решиться в ближайшее время».
Независимым украинским властям, независимому украинскому суду прямо говорят: «Хватит валять дурака, выпускайте Тимошенко, и только тогда сможете сесть с нами за стол переговоров для подписания соглашения». Так равноправные партнеры не разговаривают: так общаются баре с холопами. Что же будет дальше?..
А ведь еще совсем недавно слышались абсолютно другие речи. В Киев приезжали первые люди европейской дипломатии – Кэтрин Эштон, Жозе Мануэль Баррозу. Они говорили, что видят Украину полноправным членом Евросоюза. А теперь – тоже полный реверс! «Хватит блефовать», и все тут.
Украинские политики оказались в очень сложной и унизительной ситуации, которая в шахматах называется еще одним иностранным словом, теперь уже немецким – «цугцванг». Это когда любой ход игрока ведет к ухудшению его позиции на доске. Официальный Киев сам себя загнал в эту ситуацию, и как он будет из нее выкручиваться, непонятно.
Комментарии