Газ России .Кто выиграет ? Кто проиграет ?

На модерации Отложенный
Газовая революция Кремля: кто выиграет и кто проиграет?
 ("Dziennik", Польша)
Михал Душчик (Michał Duszczyk), Нино Джикия (Nino Dżikija)
Шар Газпром
 
Контекст
Комментарии:49

22/08/2013

Планы реформирования газового рынка вызывают страх в кабинетах польского нефтегазового концерна PGNiG: если Москва воплотит свои намерения в жизнь, в ближайшие несколько лет у компании возникнут серьезные проблемы. Выиграть от реформы смогут между тем потребители голубого топлива. 

В ближайшие месяцы российский парламент может принять закон, который отменит действовавшую с 2006 года монополию Газпрома на экспорт газа. В результате объем газового предложения на польском рынке может увеличиться. «Появление конкурентных Газпрому предложений — это вопрос нескольких лет», — говорит эксперт по газовому рынку Анджей Шченсняк (Andrzej Szczęśniak). По его мнению, появившимися возможностями смогут воспользоваться Роснефть, ЛУКОЙЛ или НОВАТЭК.

«Россияне собираются построить в окрестностях Петербурга балтийский терминал по перевалке сжиженного газа, а оттуда они смогут высылать танкеры, например, в Свиноуйсьце», — объясняет Шченсняк. Не исключено, что сжиженный природный газ решит покупать у российской стороны даже концерн PGNiG. «Вполне возможен сценарий, что PGNiG в рамках контракта с Qatargas вместо катарского газа получит российский», — подчеркивает эксперт.

Абовянская станция подземного хранения газа


Читайте также: Власть, идущая из газопроводов

Отмена монополии Газпрома и появление в Польше новых компаний из России станет ударом по интересам PGNiG, который может потерять своих ключевых клиентов. По нашей информации, российские компании хотели бы осуществлять прямые поставки на химические и нефтеперерабатывающие предприятия. Выиграть на реформе могут потребители. «Конкуренция всегда ведет к снижению цен, хотя сложно представить себе ценовую войну российских концернов на зарубежных рынках», — отмечает Шченсняк.

Как уверяет бывший директор PGNiG Гражина Петровска-Олива (Grażyna Piotrowska-Oliwa), для химических предприятий, потребляющих большие объемы газа, это была бы очень привлекательная альтернатива. «Каждый сэкономленный доллар существенно повысил бы их рентабельность», — объясняет она, обращая внимание, что у PGNiG в таком случае возникли бы проблемы с продажей газа, получаемого по ямальскому контракту, действующему до 2022 года. Помимо этого с 2014 года PGNiG будет покупать сжиженный газ в рамках двадцатилетнего договора с Катаром (как говорят эксперты, по завышенным ценам). 

Газпром утратит не все свои привилегии: он сохранит монополию на экспорт по газопроводам. Его конкуренты, судя по всему, уже со следующего года смогут торговать сжиженным газом. «Первые поставки наверняка пойдут на азиатский рынок, в основном в Японию и Китай», — говорит сотрудник Центра восточных исследований Войчех Конончук (Wojciech Konończuk). Аналитики уверены, что российские компании постараются как можно быстрее войти со своим сжиженным газом на европейский рынок, в том числе и в Польшу. По мнению аналитика Сбербанка Валерия Нестерова, первым может стать НОВАТЭК. Он уже пришел в нашу страну и занимается в настоящий момент продажей сжиженных углеводородных газов: в 2010 году НОВАТЭК купил одного из крупнейших дистрибуторов СУГ в юго-восточной Польше компанию Intergaz-System, а в июле 2013 года приобрел сеть для хранения и доставки СУГ у компании Statoil. 

Также по теме: Газпром и другие монополии

Интервью с Михаилом Крутихиным — партнером консалтингового агентства RusEnergy

Dziennik: Почему Кремль решил ограничить привилегии Газпрома?

Логотип «Газпром»


Михаил Крутихин: Других вариантов не было: Газпром не оправдал ожиданий в сфере завоевания мирового рынка СПГ. Проект освоения Штокмановских месторождений был отложен, а на Сахалине недостает сырья, чтобы увеличить там объемы производства сжиженного природного газа. Кремлевское руководство решило построить на Дальнем Востоке два газопровода, и если эта инвестиция будет реализована, Газпрому придется найти 91 миллиард кубометров газа в год, а это практически одна шестая от объема всей российской добычи. На развитие проектов, связанных с СПГ мощностей не хватит. Кремль пытается переложить то, что не удалось Газпрому, на частные компании. 

— Зачем Газпрому нужна конкуренция в Европе?

— За антигазпромовским лобби в России стоят серьезные игроки. За отмену монополии на экспорт выступал, в частности, влиятельный Игорь Сечин — глава Роснефти. Хотя концерн считается нефтяным тузом, природный газ составляет половину его арктических запасов. Неудивительно, что компания заинтересована экспансией на заграничные газовые рынки. Другой серьезный игрок — это основной акционер НОВАТЭК Геннадий Тимченко. Ни для кого не секрет, что он еще с петербургских времен находится в хороших отношениях с Путиным.

— Как повлияет появление нескольких российских поставщиков в Европе и Польше на цены? 


— Чем активнее конкуренция, тем ниже цены. Из-за усиления конкуренции со стороны поставщиков сжиженного газа из Катара и традиционного газа из Норвегии, Газпром решил снизить ставки для европейских потребителей. Если монополия на экспорт СПГ будет отменена, танкеры НОВАТЭКа могут появиться, например, в польском Свиноуйсьце.

Оригинал публикации: Gazowa rewolucja Kremla. Kto na niej straci, a kto zyska?

Опубликовано: 21/08/2013 14:07



Читать далее: http://inosmi.ru/russia/20130822/212182153.html#ixzz2iTle5ULa 
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook
 
Ссылки по теме
Эта статья опубликована более чем 72 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Более новые материалы вы можете найти на главной странице.
  • sh0k:Отмена монополии Газпрома и появление в Польше новых ком


Читать далее: http://inosmi.ru/russia/20130822/212182153.html#ixzz2iTkU5RtK 
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook
  Энергетический поворот на восток
 ("Die Zeit", Германия)
Франк Беш (Frank Bösch)
Логотип «Газпром»
 
Контекст
Комментарии:71

22/10/2013

Осенью 1973 года, в самый разгар холодной войны, советский газ впервые пошел по трубам в ФРГ.

Это было начало знаменательной дружбы.

Российский монополист «Газпром» жестко продвигает свои цены. В случае разногласий несогласным кран перекрывается, как это было в 2009 году с Украиной. Газовые соглашения по праву считаются политическим оружием Кремля. Почему Германия треть объемов импортируемого газа покупает у России, для многих остается загадкой.

40 лет назад наблюдалась другая картина. В октябре 1973 года первый советский газ дошел по трубопроводу до ФРГ. Страха перед конфликтами тогда не было. Напротив, была надежда, что они будут преодолены. Трубопроводы между востоком и западом соединили двух бывших врагов и способствовали развитию торговых отношений во времена холодной войны.

При этом энергетическая дипломатия все больше заменяла политическую, поддерживала или даже опережала ее и на долгое время закрепляла германо-российские отношения.

Еще в конце 1950-х годов концерн Krupp во главе с Бертольдом Бейцем (Berthold Beitz) вел переговоры с Москвой о продаже труб. Но, в конце концов, эмбарго США, введенное в 1962 году, встало на пути реализации этих планов. Во второй половине 1960-х годов Советский Союз предложил Австрии, Италии, Франции и ФРГ крупные энергопоставки. Обе стороны остались в выигрыше. Советские нефть и газ были дешевыми для запада. Москва же получала так необходимую в те времена валюту.

Вилли Брандт (Willy Brandt) (СДПГ), являвшийся с 1966 года министром иностранных дел, только приветствовал эти экономические договоры. В них он видел основу германо-советских соглашений. Определенная зависимость от советского газа являлась доказательством доверия. Уже в 1969 году министерство иностранных дел расценивало долю импорта советского газа в размере 20% как приемлемую.

Федеральный канцлер Курт Георг Кизингер (Kurt Georg Kiesinger) (ХДС), напротив, был настроен скептически, что, однако, не помешало ХДС самому заигрывать с Советским Союзом. Бавария находилась далеко от нефтяных портов и угольных месторождений. Газ казался здесь энергией будущего. Министр экономики Баварии Отто Шедль (Otto Schedl), находившийся долгие годы на этом посту, еще в конце 60-х годов начал переговоры с Москвой о поставках газа через Чехословакию в Баварию. Тем самым он косвенно поддерживал Восточную политику Брандта.

Читайте также: Почему Германия медлит с добычей сланцевого газа методом фрекинга?

Канцлер Германии Вилли Брандт и генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев


Когда Брандт в 1969 году стал канцлером, взаимопонимание начало расти. Уже в начале 1970 года было достигнуто соглашение о ежегодных поставках 3 миллиардов кубометров газа в течение 20 лет компании Essener Ruhrgas AG.  Кроме того, договорились о том, что дюссельдорфские стальные концерны Mannesmann и Thyssen будут поставлять трубы стоимостью 1,2 миллиардов марок для строительства 2 тысяч километров трубопровода. Примером послужила Австрия, которая еще в 1968 году, лишь за несколько дней до ввода советских войск в Прагу, стала первой западной страной, открывшей советский газопровод.

Пять лет спустя к этому пришла и ФРГ. «Русские здесь» - таков был заголовок статьи о первых поставках газа, вышедшей в октябре 1973 года в газете Die Zeit. Глава Кремля Леонид Брежнев видел в германо-советском трубопроводе гарант долгосрочного сотрудничества сроком на 30 или 50 лет. О том, что это сотрудничество будет более длительным, чем существование самого Советского Союза, он не догадывался.

Сотрудничество не ограничивалось только газовой сферой. В 1974 году Советский Союз предложил построить четыре атомных электростанции, которые должны были снабжать электричеством Западный Берлин и ФРГ. Но проект потерпел крах. Однако газовое сотрудничество продолжало нарастать, заключались новые договоры. Поставки нефти к 1973 году увеличились в три раза. Импорт обогащенного урана с востока также увеличился. Вместе с тем и другие страны Европейского сообщества, как Франция и Италия, закупали советский газ.

Эмбарго США

Советскому Союзу сотрудничество приносило необходимую валюту для закупки западной высокотехнологичной продукции, чтобы в том числе разрабатывать в Сибири новые месторождения. На западе потирали руки, потому что благодаря газу с востока исчезла зависимость от арабских нефтяных стран. К волне разногласий привел еще краткосрочный нефтяной бойкот, последовавший за Шестидневной войной 1967 года. Спустя шесть лет после «войны Судного дня» страны ОПЕК снизили объем поставок, чтобы оказать влияние на запад. Цены молниеносно повысились, за этим последовал мировой кризис.

Насколько стабильны были энергетические отношения с Советским Союзом, показало начало 80-х годов. «Двойное решение НАТО» и ввод советских войск в Афганистан привели в конце 1979 года к новому витку холодной войны между востоком и западом. США обострили политику эмбарго и бойкотировали Олимпийские игры в Москве в 1980 году. Но германо-советская энергетическая дипломатия не страдала от этой «второй холодной войны». Вскоре после ввода войск в Афганистан западно-немецкая экономическая делегация отправилась в Москву, чтобы выторговать при поддержке канцлера Гельмута Шмидта (Helmut Schmidt) (СДПГ) крупнейшее до того времени энергетическое партнерство - увеличение в два раза импорта советского газа до 30% от общего объема потребления. Потому что новый нефтяной кризис, вызванный революцией в Иране 1979 года, еще больше увеличил потребность в советском газе. И по другую сторону энергетического рынка заключались крупные соглашения с Москвой - по строительству аэропортов и прокатных цехов. Не в последнюю очередь ФРГ продолжала импортировать обогащенный уран и экспортировать элементы для советских ядерных реакторов.

Также по теме: Спотыкающаяся российская энергетическая империя

Страха конфликтов с США не было. Американцы упорно старались удержать своих союзников, особенно немцев, от своих планов и предостерегали о зависимости от Советского Союза. В конце 1981 года, после установления в Польше военного положения для подавления любого демократического изменения американский президент Рональд Рейган (Ronald Reagan) ввел новые санкции против Советского Союза. Незадолго до этого США сделали своим западным партнерам предложение американо-европейского энергетического сотрудничества. На это французский президент Франсуа Миттеран (Francois Mitterrand) ответил холодно, что заинтересуется в предложении только тогда, когда американцы будут поставлять газ по таким же ценам, как русские.

Правительство в Бонне пыталось ослабить американскую позицию. Только 30% потребности в газе будут покрываться советскими поставками. Тем самым только 6% импорта первичной энергии поступают из СССР. На самом деле доля была несколько больше, если принимать во внимание уран для атомной промышленности и нефть. Кроме того, объясняли американцам, германо-советский трубопровод поставляет газ и некоторым западным соседним странам. Поэтому целенаправленная санкция против ФРГ невозможна.

Выходной коллектор нефтепровода "Дружба"


Между тем, внутри страны растущая зависимость от Советского Союза рассматривалась как проблема. Однако новая сделка могла сорваться только в случае вторжения советских войск в Польшу. За пределами страны федеральное правительство презентовало энергополитическое сотрудничество как меры, способствующие миру. Канцлер Шмидт отметил, намекая на вторжение в Афганистан, что необходимо помочь Советскому Союзу открыть на собственной территории энергетические источники, чтобы унять аппетит и не засматриваться на чужое. Кроме того, он сказал американскому президенту Джимми Картеру: «Кто ведет торговлю друг с другом, не стреляет друг в друга».

Советский Союз, несмотря на все технические проблемы, уже при первых поставках делал все, чтобы выдержать сроки и объем поставок и завоевать доверие. И при реализации более поздних соглашений он зарекомендовал себя как надежный партнер. Цену за это заплатили советские республики и «братские страны». Так, в 1973 году удались точные по срокам поставки только потому, что в трубопровод пошел газ из Украины, а не из Сибири.

Украина и Белоруссия все чаще стали сталкиваться с дефицитом, чтобы обеспечить приносящий валюту экспорт. Ситуация усугубилась, когда в конце 1973 года поднялись цены на нефть. Страны Варшавского договора находились в зависимости от дешевой советской энергии - «для большого брата», прямо скажем, не самое прибыльное дело, к тому же западный экспорт обещал огромные дивиденды. Так, Кремль в 1974 году повысил цены на энергию и для своих восточных партнеров. Во многих социалистических странах и без того удручающее экономическое положение ухудшилось.

Читайте также: Газовая революция Кремля

Нефтяной кризис 1979 года имел еще более драматичные последствия. В 1982 году в Москве на 10% были сокращены поставки странам-вассалам, чтобы расширить торговлю с западом. Для этих стран это было фатально не только с экономической точки зрения. Эрих Хонеккер (Erich Honecker) передал Брежневу вопрос о том, почему «он из-за 2 миллионов тонн нефти хочет поставить на кон существование ГДР». Вопрос не был безосновательным. Интенсивная энергетическая торговля между востоком и западом, по крайней мере, косвенно способствовала распаду коммунизма в странах восточного блока.

Когда в середине 1980-х годов цены в энергетической сфере вновь упали, развитие ситуации ударило и по Советскому Союзу. Ему грозила потеря важного источника валюты. В 1990 году Москва вновь жестко проявила себя как энергетическая держава. Когда Литва объявила независимость, Советский Союз тут же снизил поставки. Эстония и Украина также запугивались подобным образом. Трубы дружбы и братских отношений, как они были названы однажды, превратились в руки каракатицы.

Существует много причин для критики политики Владимира Путина и российских энергетических сделок. Но еще больше причин для критики было во времена Брежнева. Однако экономические интересы сделали еще коммунистическую Россию надежным партнером и способствовали преодолению даже драматических политических кризисов.

Для запада это правило, вероятно, будет действовать и в дальнейшем. Но слабым в финансовом плане соседям России придется нелегко в самоутверждении, как это было во времена холодной войны.

Оригинал публикации: Energiewende nach Osten

Опубликовано: 18/10/2013 12:13



Читать далее: http://inosmi.ru/russia/20131022/214101646.html#ixzz2iTiuNHIS 
Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook