Не освоенная мудрость веков в государственном управлении

На модерации Отложенный

Шорохов Ю.И.

Куда летит птица-тройка или полёт в никуда:
причины и следствия

Введение

Ситуация, в которой оказалась современная Россия, не нова  – чиновничий беспредел, коррупция, падение нравственности, снижение качества жизни большинства населения и появление небольшой группы сверхбогатых людей, рост социальной напряжённости –  всё это неоднократно встречалось в разное время и в различных странах. Вполне естественно поэтому, что многие выдающиеся люди своего времени, писатели, учёные, общественные деятели, пытались понять причины этих неблагоприятных явлений. Очевидно, игнорировать мнение великих мыслителей при анализе аналогичных ситуаций в современной России было бы неразумным. Результаты их размышлений в виде отдельных цитат, высказываний, выдержек из литературных произведений приведены ниже. На отбор этих цитат и высказываний повлияли:

·     желание охватить многовековой исторический период, поскольку повторяемость одних и тех же неблагоприятных ситуаций и одних и тех же причин их появления в течение нескольких веков свидетельствует о ключевых трудно разрешимых проблемах и ключевых факторах развития;
·     стремление автора анализировать по возможности первичную информацию, то есть мнения и оценки очевидцев или современников оцениваемых фактов;
·     субъективные предпочтения автора и различные ситуационные ограничения.
Результаты анализа этих мнений позволили установить, что траектория развития общества, в котором успех государства и личности оценивается объёмом получаемых материальных благ, а основным направлением развития провозглашается технико-технологическое развитие, с неизбежностью приводит к деградации культуры, науки и образования, атомизации и деморализации общества, росту коррупции, особенно в эшелонах власти, отстранению населения от контроля  дёйствий властей, росту социальной напряжённости и экономическому спаду. Такое направление социально-экономических процессов противоречит  ключевому направлению эволюции общества, следствием чего может быть его  дезинтеграция и коллапс.  Кроме того, по результатам анализа взаимосвязи и взаимовлияния различных факторов и процессов, происходящих в обществе, сформулирован вывод о том, что сегодняшняя ситуация в России  - это аттрактор, к которому  обязательно придёт любое общество, вектор развития которого направлен в сторону, противоположную ключевому направлению, а  сегодняшняя ситуация является точкой  бифуркации, после которой события могут развиваться самым непредсказуемым образом.

1.    Классики прошлых веков о ситуации в России

Гоголь Н.В. Мёртвые души. 

«Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа…»                      

Ответ, данный самим автором во втором томе Мёртвых душ:

«Бесчестное дело брать взятки сделалось необходимостью и потребностью даже и для таких людей, которые и не рождены быть бесчестными. Знаю, что уже почти невозможно многим идти противу всеобщего теченья. …

Само по себе, что главным зачинщикам должно последовать лишенье чинов и имущества, прочим — отрешенье от мест. Само собой разумеется, что в числе их пострадает и множество невинных. Что ж делать? Дело слишком бесчестное и вопиет о правосудии. Хотя я знаю, что это будет даже и не в урок другим, потому что наместо выгнанных явятся другие, и те самые, которые дотоле были честны, сделаются бесчестными, и те самые, которые удостоены будут доверенности, обманут и продадут. … Знаю, что никакими средствами, никакими страхами, никакими наказаниями нельзя искоренить неправды: она слишком уже глубоко вкоренилась. …  Но я теперь должен, как в решительную и священную минуту, когда приходится спасать свое отечество, когда всякий гражданин несет все и жертвует всем, — я должен сделать клич хотя к тем, у которых еще есть в груди русское сердце и понятно сколько-нибудь  слово  «благородство».  …  Оставим теперь в сторону, кто кого боль­ше виноват.  Дело в том, что пришло нам спасать нашу землю; что гибнет уже земля наша не от нашествия два­дцати иноплеменных языков, а от нас самих; что уже, мимо законного управленья, образовалось другое правленье, гораздо сильнейшее всякого законного. Установи­лись свои условия; все оценено, и цены даже приведены во всеобщую известность. И никакой правитель, хотя бы он был мудрее всех законодателей и правителей, не в си­лах поправить зла, как (ни) ограничивай он в действиях дурных чиновников приставленьем в надзиратели других чиновников. Все будет безуспешно, покуда не почувство­вал из нас всяк, что он так же, как в эпоху восстанья на­род вооружался против (врагов), так должен восстать против неправды. Как русский, как связанный с вами единокровным родством, одной и тою же кровью, я теперь обращаюсь (к) вам. Я обращаюсь к тем из вас, кто имеет понятье какое-нибудь о том, что такое благородство мыс­лей. Я приглашаю вспомнить долг, который на всяком месте предстоит человеку….»

Салтыков-Щедрин   дополнил картину  состояния, к которому так бойко стремилась необгоняемая Русь – тройка.

Принципы «эффективного»  управления обществом в городе Глупове . Салтыков-Щедрин   «История одного города»

1. Права и обязанности властей: «Права сии суть: чтобы злодеи трепетали, а прочие чтобы повиновались. Обязанности суть: чтобы употреблять меры кротости, но не упускать из вида мер строгости. Сверх того, поощрять науки».

2. О злодеях: «Злодеем может быть вор, но это злодей, так сказать, третьестепенный; злодеем называется убийца, но и это злодей лишь второй степени, наконец, злодеем может быть вольнодумец - это уже злодей настоящий, и притом закоренелый и нераскаянный…. Вору следует трепетать менее, нежели убийце; убийце же менее, нежели безбожному вольнодумцу. Сей последний должен трепетать беспрерывно».

3. О прочих: «Очевидно, здесь разумеются обыватели вообще; однако же и в сем общем наименовании необходимо различать: во-первых, благородное дворянство, во-вторых, почтенное купечество и, в-третьих, земледельцев и прочий подлый народ. Хотя бесспорно, что каждый из сих трех сортов обывателей обязан повиноваться, но нельзя отрицать и того, что каждый из них может употребить при этом свой особенный, ему свойственный манер».

4. О мерах кротости: «Меры сии преимущественно выражаются в приветствиях и пожеланиях…. Приветливый вид, благосклонный взгляд суть такие же меры внутренней политики, как и экзекуция. Обыватель всегда в чем-нибудь виноват и потому всегда же надлежит на порочную его волю воздействовать».

5. О мерах строгости: «Суровый вид; … Но если и затем толпа будет продолжать упорствовать, то надлежит вырвать из оной одного или двух человек, под наименованием зачинщиков, и, отступя от бунтовщиков на некоторое расстояние, немедля распорядиться. Если же и сего недостаточно, то надлежит, отделив из толпы десятых и признав их состоящими на правах зачинщиков, распорядиться подобно как с первыми, а если и этого недостаточно - тогда палить».

6. О науке и образовании: «Науки бывают разные; одни трактуют об удобрении полей, … о воинской доблести и непреоборимой твердости - сии суть полезные; другие, напротив, трактуют о вредном якобинском вольномыслии, о некоторых понятиях и правах, причем касаются даже строения мира - сии суть вредные». «Из наук преподавать три: а) арифметику, как необходимое пособие при взыскании недоимок; б) науку о необходимости очищать улицы от навоза; и в) науку о постепенности мероприятий. В рекреационное время занимать чтением начальственных предписаний и анекдотов».

7. О законах и власти: Нужен "сумрак законов, то есть такие законы, которые, с пользою занимая досуги законодателей, никакого внутреннего касательства до посторонних лиц иметь не могут». "Ежели чувствуешь, что закон полагает тебе препятствие, то, сняв оный со стола, положи под себя. И тогда все сие, сделавшись невидимым, много тебя в действии облегчит". 


Ситуация двумя классиками обрисована достаточно детально и не нуждается в уточнении. Глядя на современную Россию, невольно приходишь к выводу, что  «необгоняемая тройка» мчится по кругу, а гнездо у неё в болоте,  куда Россия залетела под мудрым руководством нашей  власти, завершив очередной 150-летний  цикл развития. 


2.     Альберт Швейцер о современном государстве [7]

«Современное госу­дарство находится в положении беспримерного материаль­ного и духовного обнищания. Оно гибнет от своих болез­ней, разрывается экономическими и политическими про­тиворечиями, оно потеряло всякий моральный авторитет и вообще уже почти не имеет никакого реального автори­тета и вынуждено бороться за свою жизнь, преодолевая все новые и новые бедствия ….. Какие еще кризисы и катастрофы предстоит пережить современному государству, трудно сказать. Его положе­ние особенно опасно еще и потому, что оно далеко пере­шагнуло границы своей естественной власти. Оно стало чрезвычайно сложным организмом, вмешивающимся во все дела, стремящимся все регулировать и ставшим вследствие этого уже нецелесообразно функционирую­щим учреждением. Оно стремится подчинить себе как экономическую, так и духовную жизнь. Для дея­тельности в таких широких масштабах оно содержит аппарат, который сам по себе уже представляет опас­ность».

«В течение нескольких поколе­ний довольно многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди. То, что вообще может быть сказано о духовном и нравственном значении труда, на их труд уже не распространяется. Ставшая обычной сверхзаня­тость современного человека во всех слоях общества ведет к умиранию в нем духовного начала. Косвенно он стано­вится жертвой этого уже в детстве. Его родители, погло­щенные жестокими трудовыми буднями, не могут уделять ему нужного внимания. В результате для него оказывает­ся безвозвратно утраченным нечто органически необходи­мое для его развития. Позже, сам став жертвой перена­пряжения, он все больше испытывает потребность во внешнем отвлечении. Для работы в оставшееся свободное время над самим собою, для серьезных бесед или чтения книг необходима сосредоточенность, которая нелегко ему дается. Абсолютная праздность, развлечение и желание забыться становятся для него физической потребностью. Не познания и развития ищет он, а развлечения — и при­том такого, какое требует минимального духовного напряжения. … Склад ума миллионов этих разобщенных, не способных к сплочению людей оказывает обратное воздействие на все институты, призванные служить образованию, следовательно, и культуре. Театр уступает место кабаре, а серьезная  литература — развлекательной.   Так мы вступили в новое  средневековье. Всеобщим актом воли свобода мышления изъята из употребления».

«Организованность нашей общественной жизни выливается в орга­низацию бездумья….   С регламентированием общественной жизни роковым образом связаны экономические условия, которые с не­вероятной жестокостью превращают современного чело­века в несвободное, несамостоятельное, бездумное, ли­шенное чувства гуманности существо». …

«Отношения между индивидом и обществом подорваны не только в интеллектуальном, но и в этическом плане. Подавляющее большинство граждан наших бес­культурных культурных государств все меньше предаются размышлениям как нравственные личности, дабы не вступать беспрестанно во внутренние конфликты с обще­ством и заглушать в себе все новые побуждения, идущие вразрез с его интересами»

«Опьяненные прогрессом теоретического познания и практики, наблюдающимся в наше время, мы забыли по­заботиться о прогрессе духа человека. Мы бездумно, не­заметно скатились к пессимизму, уверовав во все виды прогресса,  кроме духовного прогресса человека и челове­чества».

«Наше чувство реальности состоит в том, что мы своими страстями и предельно недально­видными соображениями выгоды стимулируем следование из одного факта непосредственно примыкающего к нему другого и т. д. и т. д. И поскольку нам недостает осмыслен­ного представления о том целом, которое надлежит реа­лизовать, наша активность капитулирует перед поняти­ем естественно протекающего события. Предельно иррациональным образом реагируем мы на факты. Без плана и фундамента строим мы наше бу­дущее на зыбкой почве конкретных обстоятельств и под­вергаем его разрушительному воздействию хаотических смещений и передвижений, характерных для этих об­стоятельств. «Наконец-то твердая почва под ногами!» — восклицаем мы и... тонем в хаосе событий».

«На истории нашего времени лежит печать никогда  ранее  не  виданной бессмыслицы».

 
3.    Классики о причинах сложившейся ситуации

Гоголь Н.В. (Мёртвые души)

…. «Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, прият­ные, а таких, которые бы на всеобщий позор выставили свою физиогномию под публичную оплеуху, отыщется разве каких-нибудь два, три человека, да и те уже го­ворят теперь о добродетели. Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. Приобретение — вина всего; из-за него произвелись дела, которым свет дает назва­ние не очень чистых. Но мудр тот, кто не гнушается никаким характером, а, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин. Быст­ро все превращается в человеке; не успеешь оглянуться, как уже вырос внутри страшный червь, самовластно об­ративший к себе все жизненные соки. И не раз не только широкая страсть, но ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому разрасталась в рожденном на лучшие подвиги, заставляла его позабывать великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое. Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его».

Махатма Ганди [1]

«Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.»

Шан Ян [2]

«Стремление людей к богатству и знатности исчезают лишь когда захлопывается крышка гроба.»

«Метод поощрения рангами знатности и жалованием - ключ к жизни или гибели страны»                                                                                   

Хань Фэй [2]

«Нет большей опасности, чем желание выгоды для себя.»

Рерих Е. И.[5]

«Эволюция в земном  сознании лишь выгодное помещение капитала. Капитал, лишённый целесообразности – лишь жёрнов на шее. И как явление заразы производит язвы духовные и телесные, так и проявление корыстолюбия приносит вред духу и телу.»

Платон [8]

Высший класс наделен огромными привилегиями, но он посто­янно злоупотребляет властью. По мнению Платона, чтобы этого не проис­ходило, его (высший класс) необходимо лишить частной собственно­сти, которая развращает нравы людей. К управлению обществом следует допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талан­тливых.

Они должны вести суровый образ жизни и не предаваться земным утехам.

 Аристотель [9]

Государство лучше всего управляется в том случае, если: 1) масса бедняков не отстранена от уча­стия в управлении; 2) эгоистические интересы бога­тых ограничены; 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Несовершенства общества, учил Аристотель, ис­правляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей.

Никколо Макиавелли [9].

Состоятельными людьми движет страх потерять то, что они накопили, а бедняками — страсть приобрести то, чего их лишили.

Солон из Афин [2].

«От богатства рождается пресыщение, а от пресыщения наглость»

Цицерон М.Т.[5].

«Достаточно малого, очень малого числа людей, постав­ленных во главе государства, для того, чтобы исправить или испортить нравы народа.

Следовательно, испорченность начальников гибель­на не только потому, что они предаются порокам, но и потому, что они распространяют их в государстве. Они вредят, потому что они испорчены, они вредят еще больше потому, что они портят и причиняют даже намного больше зла своим примером, чем своей развращенностью».

Лао-цзы [2].

«Когда в Поднебесной много запретов, народ беднеет.»

«Когда множатся законы и указы, растут разбои  и грабежи.»

«Когда в государстве смута – появляются верноподданные.»

Вейрох Яцек [1].

«В джунглях законов царит закон джунглей»

? (Автор неизвестен)  [1].

«Хороший политик способен заставить людей поверить в него; великий политик способен заставить людей поверить в себя.»

Сенека [2].

«Развитие человечества не находится ещё в столь блестящем состоянии, чтобы истина была доступна большинству.  Одобрение толпы – доказательство полной несостоятельности.»

Рерих Е. И. [6].

«Срам стране, где учителя пребывают в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества.»

Альберт Швейцер [7].

«Всякий прогресс познания и практики оказывает в конце концов роковое влияние, если им не овладевает сила соответствующего прогресса духовности».

«Развитие цивилизации и культуры  это  эволюция людей  к более высокой организации и более высокой нравственности».

«Крах культуры был предоп­ределен состоянием мировоззрения. Что такое мировоззрение? Совокупность волнующих общество и человека мыслей о сущности окружающего мира, о положении и назначении человечества и челове­ка в нем. Что означает общество, в котором я живу, и я сам, живущий в мире?  Что мы хотим видеть в нем? Чего ждем от него? В зависимости от того, к какому ответу на эти корен­ные вопросы бытия приходят составляющие общество индивиды, можно судить о духе соответствующей эпохи».

«История нашего упадка с горечью и безотрадностью проповедует истину, что дух является решающей инстан­цией. В будущем истина эта должна возвышающее  воз­действовать на нас».

«Все институты и организации имеют лишь относительное значение. Самые целесообразные организационные усовершенствования нашего общества, к которым мы долж­ны стремиться, могут оказаться нам в чем-то полезными лишь в том случае, если мы способны также вдохнуть в наше время новый дух». ….

«Даже те сложные проблемы, которые целиком отно­сятся к материально-экономической сфере, в конечном счёте могут быть решены только путём этизации убеждений. … Другого способа действительного обнов­ления нашего мира нет. Любые попытки означают бо­лее или менее впустую затраченные усилия, так как упор в них делается не на дух, а на внешние факторы».

«Способность человека быть носителем культуры, то есть понимать ее и действовать во имя её, зависит от того, в какой мере он является одновременно мыслящим и свободным существом. Мыслящим он должен быть для того, чтобы вообще оказаться в состоянии выработать и достойным образом выразить разумные идеалы. Свободным он должен быть для того, чтобы оказаться способным распространить свои разум­ные идеалы на универсум».

«Достаточно ли окажется у современного человека сил, чтобы осуществить то, что требует от него дух и что  хочет  сделать  для  него  невозможным  время? Ему предстоит в рамках сверхорганизованного обще­ства, которое тысячью способов подчиняет его своей власти, вновь стать независимой личностью и оказать обратное воздействие на само общество. С помощью всех своих институтов общество будет прилагать усилия к тому, чтобы по-прежнему держать человека в выгодном для себя состоянии безликости. Оно боится человеческой личности, ибо в ней обретают голос дух и правда, ко­торым оно предпочло бы никогда не давать слова. Но его власть так же велика, как и его страх».

Рэй Брэдбери [4]

«Прежде всего,  мы должны построить фабрику зеркал. И в ближайший год выдавать зеркала, зеркала, ничего, кроме зеркал, чтобы человечество могло хорошенько  рассмотреть в них себя.»



4.    Гоголь Н.В.   об общих закономерностях развития общества

(Мёрвые души)

«И во всемирной летописи человечества много есть целых столетий, которые, казалось бы, (историк) вычеркнул и уничтожил как ненужные. Много совершилось в мире за­блуждений, которых бы, казалось, теперь не сделал и ре­бенок. Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины, тогда как перед ним весь был открыт прямой путь, подобный пути, ведущему к великолепной храмине, назначенной царю в чертоги! Всех других путей шире и роскошнее он, озаренный солн­цем и освещенный всю ночь огнями, но мимо его в глухой темноте текли люди. И сколько раз уже наведенные ни­сходившим с небес смыслом, они и тут умели отшатнуться и сбиться в сторону, умели среди бела дня попасть вновь в непроходимые захолустья, умели напустить вновь сле­пой туман друг другу в очи и, влачась вслед за болотными огнями, умели-таки добраться до пропасти, чтобы потом с ужасом спросить друг друга:  где выход, где дорога? Ви­дит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблуж­деньям, смеется над неразумием своих предков, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзитель­ный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо на­чинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки».

5.   
Анализ ключевых причин негативных явлений в социально-экономическом развитии и их следствий 

Одной из главных причин негативных явлений в обществе с древних времён и до наших дней является корыстолюбие, безудержное стремление к богатству, дополненное врождённым эгоизмом, безразличием к интересам других людей.

Наибольший вклад в развитие негативной ситуации в обществе корыстолюбие вносит в том случае, если оно свойственно представителям власти. Когда общество не имеет возможности или неспособно контролировать поведение властных структур, власть поражает вирус коррупции, который постепенно передаётся остальному населению.

Его распространению способствует выбранная  система целей и приоритетов развития. Если стремление к материальным благам является доминирующим в обществе, то приоритет отдаётся развитию технико-технологических факторов, и практически не уделяется внимание развитию нравственного и интеллектуального потенциала человека. Как следствие, прогресс видится только как успех в материально-технической сфере, а задачи нравственного и интеллектуального развития практически игнорируются.

Результатом такого подхода к выбору приоритетов является отсутствие глобальной, понятной и привлекательной для большинства граждан цели, основанной на этических принципах, способной сформировать состояние общей целеустремлённости. Без такой цели при выбранных приоритетах в обществе воцаряется дух обогащения. Культура при этом становится товаром, начинает подстраиваться под эгоистические потребности и деградировать, тем самым способствуя деградации общества. В своём падении культура проходит ряд последовательных этапов: высокоинтеллектуальная культура, или  «культура головы»;  культура чувств  и переживаний – «культура сердца»; культура потребительства – «культура желудка», и, наконец, культура первобытных инстинктов – «культура ниже пояса». В настоящее время два последних типа культуры стали доминирующими. Товаром становятся и знания, что приводит к деформации и деградации образования и науки.

Следствием отсутствия привлекательной глобальной  цели является атомизация общества, озабоченность каждого своими личными проблемами, безразличие к проблемам более глобального характера, нежелание и неспособность думать над этими проблемами и усиление эгоистичности. По мере деградации морали и нравственности дух обогащения превращается в дух обогащения любой ценой. Коррупция проникает во все слои общества.

Эгоистическое поведение в условиях взаимозависимости, обусловленной разделением труда, порождает хаос, разбалансированность экономики, экономический спад, снижение уровня благосостояния граждан, рост социальной напряжённости и недовольство властью.

Действия власти в этих условиях направлены на защиту своих властных позиций с помощью множества указов, распоряжений, запретов, законов, обещаний всеобщего счастья через 15-20 лет, создания групп привилегированных, неприкасаемых сторонников, дезинформации, усиления репрессивного аппарата, прямого подавления несогласных, имитации борьбы с коррупцией путём демонстративного преследования коррупционеров из числа своих противников  и максимального отстранения населения от контроля поведения власти и управления страной. Что касается экономических проблем, то действия власти направлены, в основном, на разрешение частных неблагоприятных ситуаций локального характера и перетряску управленческого аппарата. Понятно, что в условиях системного кризиса эти действия и решения не способны коренным образом изменить общую тенденцию к деградации, а могут лишь на некоторое время отодвинуть вынужденный уход существующей власти.

Результаты приведённого выше качественного анализа процессов взаимного влияния поведения власти, провозглашаемых государством целей и ценностей, культуры, науки и образования, целей, ценностей населения и его поведения позволяют говорить о закономерных тенденциях в его развитии. Для общества, в котором успех государства и личности оценивается объёмом получаемых материальных благ, основным направлением развития провозглашается технико-технологическое развитие, а население неспособно или не имеет возможности контролировать действия власти, с неизбежностью деградируют культура, наука и образование, происходит атомизация и деморализация общества, растёт коррупция, особенно в эшелонах власти, растёт социальная напряжённость и наблюдается экономический спад.  Тенденции эти, как оказалось, ориентированы в сторону, противоположную ключевому направлению эволюции общества, составляющими которого являются: развитие науки, в том числе науки о человеке и обществе; развитие образования и культуры; консолидация общества на основе согласованных целей и ценностей; демократизация общества [10]. Точкой притяжении, или аттрактором для такого государства является ситуация, близкая к ситуации в современной России. Учитывая логику развития событий можно утверждать, что  в эту точку оно с неизбежностью попадёт при упомянутых выше приоритетах развития и исходном состоянии общества. Более того, данная  точка – это точка бифуркации, после которой, в силу случайного стечения обстоятельств, события могут развиваться непредсказуемым образом. Возможными вариантами такого развития могут быть: распад страны; установление диктатуры; приход к власти людей с системой убеждений и ценностей, противоречащей ключевому направлению эволюции, которые будут бороться с последствиями, а не с причинами кризиса; постепенный перевод социально-экономических процессов в русло ключевого направления эволюции. Однако для России, судя по текущему состоянию общества и программным заявлениям сегодняшних лидеров, последний вариант наименее вероятен.

Заключение

Развитие хватательно-жевательных рефлексов постепенно приводит человека  в состояние  механизма по переработке потребляемых благ в дерьмо. Последнее становится единственным результатом его деятельности. Интеграция таких людей в организованную группу  чаще всего означает  создание ОПГ. Если Цицерон прав, то с приходом подобной группы к власти государство через некоторое время превращается в «содружество независимых ОПГ».

Люди потеряли рай,  когда для удовлетворения своих прихотей стали делать то, что по завету всевышнего делать было нельзя.  Дорога в ад началась именно в тот момент, когда «я хочу» пересилило «это не следует делать». Чтобы возвратиться назад,  эти силы должны поменяться местами, для чего надо отказаться от безудержного эгоистического потребительства, вспомнить заповеди и соблюдать их.

Основная причина современной разрухи -  в головах.  Вырос уже внутри многих тот страшный червь, о котором говорил Н.В. Гоголь;  самовластно об­ратил к себе все жизненные соки, а ничтожная  страстишка к приобретению разрастаясь заставила людей позабыть великие и святые обязанности и в никчемных побрякушках видеть великое и святое.  Для исправления ситуации в первую очередь надо заниматься именно головами,  формированием (коррекцией) системы ценностей. Это означает, что борьба с отдельными коррупционерами есть борьба со следствиями, а не с причинами. А  так как массовая культура и основные государственные СМИ в настоящее время нацелены фактически на воспроизводство коррупции, то борьба с коррупционерами  - это всего лишь имитация борьбы за искоренение коррупции как таковой. Именно поэтому необгоняемая птица-тройка, летая по кругу, снова оказалась  в своём болоте.

Этот полёт в никуда будет продолжаться до тех пор, пока  уровень жадности и корыстолюбия одних соответствует уровню неосведомлённости и безразличия других. В конце концов - Мы - это много Я, объединённых определённым образом. Если Мы живём плохо в настоящее время, значит - не достаточно хороши наши Я, а все вместе  Мы не смогли объединиться рационально.  Если Мы хотим жить лучше - измениться должен каждый из нас, а вместе Мы должны найти  рациональный способ объединения усилий.

                     Юрий Шорохов


Литература

1 Константин Душенко. Большая книга афоризмов. Москва, ЭКСМО, 2003

2 Павел Таранов. Мудрость трёх тысячилетий. Москва, АСТ, 1997

3 Цицерон М.Т. Мысли и высказывания. Москва. ОЛМА Медиа Груп, 2011

4 Рэй Брэдбери.  451о по Фаренгейту. - М.:Эксмо, 2012

5 Рерих Е.И. Община. Урга,1926 (Книга учения Живой этики, составленная Еленой  Рерих)

6 Рерих Е.И. Напутствие Вождю, 1933.  Изд «Звёзды гор, 2007.

7 Альберт Швейцер.  Культура и Этика. – Москва,  Прогресс, 1973

8 Платон.  Государство  http://psylib.ukrweb.net/books/plato01/index.htm

9 Волков Ю.Г. и др. Социология. –М.: Гардарики, 2005

10 Шорохов Ю.И. Экспересс-оценка степени соответствия тенденций развития современной России ключевому   направлению развития общества / Вестник Тверского Государственного Университета. Серия «Экономика и управление».  №1, 2013, с. 96-103.