Навальный и Стомахин

 

«Кто из вас без греха, пусть первый брось на нее камень».

Героизма нельзя требовать. Навальный не без своей вины, но оказался в сложной ситуации и был вынужден из нее как-то выходить.

Он талантливый человек. Он придумал много эффективных политтехнологий. Одни из них, как РАСПИЛ, заработали и сработали – знание о воровстве властных структур стало общеизвестней. Другие, как ДОБРАЯ МАШИНА ПРАВДЫ, пока не сработали (недозаправили эту машину правдой и совсем забыли про доброту), но еще могут сработать.

Но то ли от недальновидности, то ли от азарта он подставился. И конечно, власть  воспользовалась его подарком. Воспользовалась на все сто, подарив оппозиции единого безальтернативного лидера (копирайт Белковского). Что же теперь – обвинять Навального, что он не полез на амбразуру? Нормальный человек – вот и не полез. И пусть обвиняют его те, кто сам падал на доты.

Обычный, нормальный человек. Умеет и поражение от Собянина принять с достоинством, и к выборам в Мосгордуму готовиться, а главное – умеет толпе крикнуть что-нибудь такое, что она ему обязательно зааплодирует: что вы дескать власть, что вы самые хорошие, что все ваши беды не от вас, а от них – от власти этой вороватой и от мигрантов...

Что-что вы говорите? Маловато души, маловато ума?.. Так ведь нас уже убедили, что политик может быть только прохвостом... При чем здесь душа? А – ума?.. Перефразируя классика – чтоб иметь страну, кому ума не доставало. «Дура – дура, а штуку в день имею».

Но я пишу не о Навальном, а, как всегда, о нас.

Не все суды настолько гуманны, как Кировский областной. Московские гораздо строже. И в то время, как за Алексея и Петра, а главное – за их близких, можно только порадоваться, в Москве разворачивается совсем иное судебное действо. И главный герой его тоже совсем другой человек. Я говорю о Борисе Владимировиче Стомахине.

За исключением таланта, возраста (они ровесники) и небезразличия к общественным делам во всем остальном Стомахин – антипод Навального.

И в отношении к амбразурам – Бориса Владимировича от них просто не оторвать. Как увидит амбразуру – немедленно на нее. Всем сердцем. Без страха и без упрека.

И в отношении к жизненным благам: Стомахин не то, что ни директор «Аэрофлота»  – вообще ни копейки за душой...

Но главное – в совестливости и искренности. Плевать Стомахину, кто и что будет о нем думать – он не изменяет себе и говорит правду, как он ее понимает, всем. Нне взирая на лица и на последствия. Надо кинуть целому народу в лицо «Сволочи вы, убить вас мало!» – крикнет, не испугается.

И кричит. Сколько голоса хватает – кричит. Его за крики в тюрьму на пять лет, а он вышел и опять кричит. Совсем один, из тюрьмы – кричит. Понимает, что не слышат его, а все равно кричит. «До дней последних донца...». Кричит. «И никаких гвоздей».

Как точно заметил Окуджава, если ты хочешь манипулировать дураком, ему надо немного подпеть. И он твой. Но упаси тебя бог гладить дурака против шерсти – руку откусит.

Эта не ахти какая мудрость сегодня ни для кого не секрет. Тем более – для таких сформировавшихся людей, как Навальный и Стомахин. Только вот относятся они к ней по-разному. Для Навального она как сопромат для инженера – основа технологии. Для Стомахина – досадная помеха в главном деле жизни, в говорении правды. Правду говорить легко и приятно. Вот только последствия бывают неприятные...

Но еще раз – я пишу не о Навальном и Стомахине. Я пишу о нас.

Почему нам так мил один и так отвратителен другой? Тот, кто поит нас сладким ядом – мил. А тот, кто предлагает горькое лекарство покаяния – отвратителен. Почему мы целуем одну руку и кусаем другую? Я не говорю о власти – с ней всё понятно. Я говорю о нас с вами, дорогие друзья-читатели.

Мы что – настолько глупы, чтобы считать лесть правдой, а обличения – ложью? Нет, конечно. Спросите каждого, что он думает о соседе, и филиппики Стомахина покажутся похвалой...

Но тогда почему же, почему? Тьмы горьких истин нам дороже нас возвышающий обман? Так ведь обман такой нас не возвышает.

В чем же дело? Почему мы так переживаем за судебное преследование Навального и так злобно равнодушны к судьбе Стомахина?

Может быть, внутри у нас что-то поломалось?..