Зиновий Гердт

 

 «Я считаю своей задачей в искусстве научить кого-нибудь состраданию. Ради такого эпизода откажусь от большой роли. Есть идиотская фраза о том, что жалость может унизить. Это не так — «мирами правит жалость…»(Зиновий Гердт).

   Зиновия Ефимовича Гердта родные и друзья всегда ласково и привычно звали Зямой. Настоящий интеллигент, с восхитительным чувством юмора. Он всегда приносил с собой праздник. Его любили и коллеги артисты, и режиссеры, и, конечно же, зрители. Гердт сыграл сотни ролей и его взгляд с экрана – грустный и проникновенный – всегда взывал к нашей душе и будил нашу совесть. Зиновий Гердт – это эпоха, огромная веха жизни нашей отечественной культуры.


  У Зиновия Ефимовича была особая аура, благодаря которой он умел по-особому влиять на людей, заставляя их самораскрываться, обнаруживая в себе самих то, что даже им было неизвестно. Другой отличительной особенностью артиста было его огромное личное обаяние. В нем всегда сохранялось какое-то особое изящество и благородство, которое не позволяло ему жаловаться на бытовые проблемы, например, или какие-то личные неприятности. Не случайно на обычный и, в общем-то, банальный вопрос: «Как дела?» - Гердт обычно отвечал: «Шикарно».

   Когда Зиновий заканчивал школу, то директор записал в его аттестате: «Имеет склонность к драматической игре».
Однако Гердту пришлось пройти еще немалый путь, прежде чем он стал настоящим артистом. Когда старший брат Борис уехал в Москву и обзавелся там семьей, Зиновий Гердт переехал к нему. И начал работать на заводе. Потом поступил учиться в школу ФЗУ Московского электрозавода на слесаря-лекальщика и тогда же пришел в ТРАМ — театр рабочей молодежи. Через такие самодеятельные театры прошли тогда многие ставшие известными актеры. С 1933 года, как раз тогда, когда там нанимался Зиновий Гердт, театром руководил будущий известный режиссер Валентин Плучек. Позже туда пришел молодой драматург Алексей Арбузов. Очевидно, это сыграло свою определенную роль в творческой судьбе молодого артиста.


  Была поставлена пьеса Арбузова «Город на заре». Гердту предложили роль в этом спектакле, героями которого были молодые люди, современники начинающих актеров. Поэтому они как бы играли самих себя, дополняя образы своим личным опытом и переживаниями. После постановки «Города на заре» студия должна была стать театром, но этому помешала война. В годы войны студия превратилась во фронтовой театр. Актерам ТРАМа, как участникам фронтовых бригад, полагалась бронь, но Гердт пошел в военкомат и упросил отправить его на фронт, и год провоевал лейтенантом роты саперов. Там Гердт провоевал чуть больше года.

  Гердт был ранен под Белгородом, с поля боя его вынесла на себе медсестра, и он больше года провел в больнице. Ему было сделано десять безуспешных операций, и врачи Боткинской больницы, которая во время войны была госпиталем, приняли решение ампутировать ногу, но ведущий хирург и жена конструктора Сергея Королева Ксения Винцентини, везя Зиновия в операционную, шепнула: «Попробую вдоль» - и во время операции попыталась еще раз спасти ногу. Эта одиннадцатая операция прошла успешно, и кости начали срастаться. В результате после лечения одна нога у Зиновия стала на 8 сантиметров короче другой. Хромал Зиновий Ефимович всю жизнь, и позже Валентин Гафт посвятил ему эпиграмму:

О, необыкновенный Гердт,
Он сохранил с поры военной
Одну из самых лучших черт —
Колено он непреклоненный.

  Гердт научился за четыре года виртуозно ходить на костылях и даже танцевать. Впоследствии некоторые даже думали, что хромота у Гердта врожденная, поскольку артист настолько искусно умел обыгрывать ее, что она казалась естественной. Но это было потом, а в госпитале Гердт испытывал настоящее отчаяние, думая, что ему придется навсегда расстаться со своей мечтой о театре. Но однажды в госпиталь приехал кукольный театр, который Гердт тогда увидел впервые, и будущее показалось ему не таким уж трагическим. Он понял, что может стать артистом-кукольником. Неважно, что со сцены будет теперь звучать только его голос. Оказавшись в Москве, немедленно отправился к Сергею Образцову, руководителю знаменитого кукольного театра. 45 минут читал ему стихи. И был принят «в стаю» (Образцов как раз работал над постановкой «Маугли»).

  В стае он прослужил 36 лет. Зрители обожали знаменитый персонаж Гердта – конферансье из спектакля «Необыкновенный концерт». Гердт был невероятно популярен в этой роли. Он озвучивал своего героя в каждой стране на местном языке, что приводило зрителя в восторг, тем более делал он это так красиво и изыскано, что в каждой стране зрители верили, что Гердт знает их язык в совершенстве. Однако в действительности Гердт лишь имитировал языки.
Однако знаменитым Гердта сделал все-таки его необыкновенный голос. Не случайно одна из билетерш как-то сказала артисту: «Когда Вы играете, публика оживает».
Голос привел Гердта и в кино. «Была когда-то на свете прелестная страна, и называлась она Франция...» С этих слов начинался фильм «Фанфан- Тюльпан» и « закадровая» слава Гердта
, после чего артиста стали приглашать для озвучивания и других фильмов. Со временем он сам стал писать закадровые тексты и озвучивал их. Он читал текст «от автора» в фильмах «Девять дней одного года», «Зигзаг удачи» и во многих других.



   Его голос полюбился зрителям, ибо актер не просто читал чужой авторский текст, а именно рассказывал, повествовал от души, от личности самого рассказчика. Постепенно у Гердта возникла и своя специализация: он чаще всего работал на озвучании французских и итальянских фильмов. Именно его голосом заговорили по-русски Жан Габен, Тото, Де Сика, Ричард Харрис,
В фильмы «Золотой теленок» и «Фокусник» Гердта тоже пригласили на съемки в эпизодических ролях, но режиссеры поняли, что в актере есть огромный неиспользованный потенциал, и не ошиблись. Часто драматург сочиняет роль и не всегда видит в отдельной реплике персонажа всю жизнь этого человека. У Володина в одной фразе — целая судьба. Сначала кажется: это просто сыграть, а потом становится понятно, что очень даже непросто. И что самое сложное — достичь этой простоты. В результате Гердт сыграл в «Фокуснике» скромного и стеснительного иллюзиониста Кукушкина, который не заботился о своем счастье, а радовался, принося его другим. Непосредственный, простодушный, искренний человек…Питер О Тул, а также Юри Ярвет в роли короля Лира.

  Зиновий Ефимович озвучивал радиопостановки и спектакли на радио, снимался в телеспектаклях, вел знаменитую «Кинопанораму» и другие передачи на ТВ. Однако сам появлялся в кадре Гердт довольно редко, чаще в эпизодических ролях.

  В фильмы «Золотой теленок» и «Фокусник» Гердта тоже пригласили на съемки в эпизодических ролях, но режиссеры поняли, что в актере есть огромный неиспользованный потенциал, и не ошиблись. В результате Гердт сыграл в «Фокуснике» скромного и стеснительного иллюзиониста Кукушкина, который не заботился о своем счастье, а радовался, принося его другим. Непосредственный, простодушный, искренний человек…

…По первоначальному замыслу режиссера Михаила Швейцера роль Паниковского должен был играть Ролан Быков. Были сняты кинопробы, глядя на которые Гердт, приглашенный на просмотр, хохотал до слез.
А через день его попросили подыграть Вячеславу Невинному, пробовавшемуся на роль Балаганова. Как потом рассказывал сам Зиновий Ефимович, во время проб он в отличие от Невинного абсолютно не волновался, так как знал, что роль Паниковского будет играть Быков. Каково же было его удивление, когда Михаил Швейцер, несколько раз просмотрев отснятый материал, решил, что именно Гердт должен сыграть Паниковского. Но больше всего актера обрадовало то, что среди уговаривавших его согласиться на эту роль был и сам Ролан Быков.
Гердт-Паниковский не стал проходимцем и вором гусей, а получился тонким поэтом, жуликом-чудаком. У Ильфа и Петрова Паниковский смешон и гадок. Гердту удалось показать его иным — смешным и трогательным. Потому что это страшно неприспособленный к миру, одинокий во всей вселенной человек. Его ранит буквально все, даже прикосновение воздуха. А хитрости его настолько наивны, явны и очевидны, что не могут никому принести серьезного вреда. Лучше всех о нем сказал Остап Бендер: «Вздорный старик! Неталантливый сумасшедший!»

  Эти две роли определили его дальнейшую актерскую судьбу. В каждую свою роль (а их у него было больше ста) Гердт приносил что-то свое, что-то личное, искреннее. Режиссеры признавались, что иногда специально сочиняли какой-нибудь эпизод, чтобы задействовать в фильме Зяму, зная, что это обязательно украсит картину и привлечет зрителя.

…Зиновий Ефимович был настолько предан своей актерской профессии, что не отказывался ни от какой работы. В последние годы с присущим ему артистизмом он озвучивал и рекламные ролики. Причем некоторые из них, как, например, реклама «Сникерса» с ее незамысловатой фразой: «съел — и порядок» — по мнению людей, хорошо знавших артиста, вполне соответствовала его внутреннему мироощущению.

  До конца жизни Зиновий Гердт оставался оптимистом и признавался, что никак не ожидал дожить до такого удивительного времени. Он продолжал работать и сохранил чувство необычайного интереса к окружающему миру.

  Предупреждая расспросы о самочувствии, он сам о себе часто иронически говорил: «Симулирую здоровье», хотя уже сильно болел и, конечно, чувствовал себя ужасно.
Зиновий Гердт был не только замечательным актером, но для многих – воплощением чести и достоинства, мудрости и остроумия, истинно мужской привлекательности.


   Как мог уроженец маленького городка, по образованию слесарь-монтажник, из-за тяжелого фронтового ранения укрывшийся за ширмой кукольника, не обладавший «звездной» внешностью, достичь артистической славы и стать предметом всеобщей, поистине всенародной любви? Наверное, это и есть великая тайна Зиновия Гердта.


К сожалению, это видео можно смотреть только в ютубе. Переходите.