Взгляды Джерома Брунера на проблему взаимосвязи культуры и образования

На модерации Отложенный Одним из ведущих западных специалистов, исследующих проблему интеграции культуры и образования, является американский психолог и педагог Дж. Брунер, автор книги «Культура обра­зования», получившей признание как в Америке, так и в ряде других стран. Проблеме культурного влияния на формирование способа мышления человека посвящены и более ранние работы учено­го (опубликованные в период 1970–1990 гг.), изучение и анализ которых позволили охарактеризо­вать основные положения его культурологической концепции образования.

Дж. Брунер утверждает, что «обучение представляет собой лишь маленькую часть того, каким образом культура подготавливает ребенка к жизни» [3, с. 1]. Во всех работах ученого по данной про­блеме центральной является мысль, согласно которой образование – это не только проблемы, каса­ющиеся учебных программ, стандартов или тестов; задачи, стоящие перед школой, обретают смысл лишь в более широком контексте, когда речь идет о том, чтó общество стремится достичь с помо­щью образования. «Невозможно исследовать умственную деятельность человека, – пишет Дж. Бру­нер, – вне ее культурного пространства, определяющего форму и границы разума» [3, с. 2].

Культурологический взгляд на природу человеческого разума отрицает существование раз­ума без культуры. Согласно данному подходу, «образование – это не изолированный остров, а часть культурного континента» (Там же, с. 11). По утверждению Дж. Брунера, «свобода от культуры» озна­чает «свободу от интеллекта». В качестве основных вопросов исследователь выделяет следующие: какова функция образования в культуре и какую роль оно играет в жизни членов данной культуры; почему образование находится в пределах культуры и каким образом эта принадлежность влияет на распределение статуса, власти и др.

Обратимся теперь к главным принципам культурологического подхода, выдвигаемым Дж. Брунером в вышеупомянутой книге «Культура образования», в которой ученый обобщает ре­зультаты многолетних исследований этой проблемы. Своеобразие культурологической концепции наиболее ярко проявляется именно в данных принципах, основанных на идее о том, что культу­ра формирует человеческий разум, оказывая тем самым помощь индивиду в использовании при­сущего ему интеллектуального потенциала. Все принципы имеют непосредственное отношение к тому, каким образом культура управляет системой образования, поскольку образование, по мнению Дж. Брунера, является главным воплощением культурного образа жизни.

Итак, к основным принципам культурологического подхода Дж. Брунер относит следующие:

1.       Перспективный принцип (perspectival tenet). Он имеет отношение к процессу формули­рования значения (meaning making). В понимании чего-либо определенным образом, по выраже­нию Дж. Брунера, отражаются не только индивидуальные особенности мышления человека, но и «способы представления реальности, присущие данной культуре» (Там же, с. 13). Однако человек не является простым отражением своей культуры. Именно взаимодействие между ними, по словам ученого, влияет на формирование мышления человека, накладывая определенный отпечаток на его образ жизни, мысли и чувства. Таким образом, принадлежность к культуре определяется Дж. Бру­нером как взаимодействие между вариантами представления мира, который данный индивид фор­мирует под влиянием установленных законов, и вариантами, являющимися продуктами его соб­ственного мышления.

2.       Принцип взаимодействия (interactional tenet). В своих работах Дж. Брунер неоднократно подчеркивает, что именно через взаимодействие ребенок познает мир, открывая для себя культу­ру. Развивая данную мысль, ученый задает вопрос: какой должна стать школа будущего? В идеа­ле школа должна быть местом, где учащиеся помогают друг другу овладеть знаниями, исходя из своих способностей. При этом важно помнить о том, что данная потребность создания подобных классов взаимопомощи «заложена в самой природе человеческой культуры» (Там же, с.

22). Следу­ет отметить, что данный принцип успешно реализуется на практике в ряде американских школ [2].

3.       Социальный принцип (institutional tenet). Существует связь между образованием и други­ми составляющими культуры: экономикой, политикой, семейной жизнью и т.д., поэтому следует определить место и роль образования в обществе в широком смысле. Иными словами, способству­ет школа решению или обострению проблем культуры (бедность, расизм, преступность среди под­ростков и др.)? Обобщая результаты исследований ученых, проводивших сравнения интеллектуаль­ного развития детей из разных социоэкономических слоев общества, Дж. Брунер заключает, что бед­ность порождает у ребенка «чувство безысходности, сомнения в своих истинных способностях, не­уверенности в будущем» (Там же, с. 154).

 

Образование способно стать средством преодоления «культуры бедности» (“poverty culture”), поэтому Дж. Брунер приветствовал такие течения в системе образования США, как общенацио­нальный проект «Главный старт» и программу «Домашний старт» в рамках этого проекта. Основ­ным достоинством проекта «Главный старт» ученый считает стимулирование участия родителей в решении поставленных задач, а также включение служб здоровья. Подобные проекты способны дать детям и их родителям чувство возможного преодоления жизненных неудач.

 

1.       Принцип идентичности и самооценки (tenet of identity and self-esteem). Самооценка объ­единяет веру человека в свои силы и опасения по поводу того, что превышает его способности. Школа часто бывает невнимательной по отношению к детской самооценке, игнорируя важность и уязвимость данного вопроса. В идеале, как полагает Дж. Брунер, в школе должны быть соз­даны условия, смягчающие опасность нежелательных последствий, связанных с оценкой уча­щимися своих способностей. Любая система обучения, «ослабляющая роль школы в развитии самооценки у учащихся, не справляется с одним из своих главных предназначений» [3, с. 38].

2.       Повествовательный принцип (the narrative tenet). Рассматривая данный принцип, Дж. Бру­нер касается вопроса о том, чтó помогает ребенку создавать свою личную модель мира, в кото­ром он пытается определить свое место. Для этой цели ученый рекомендует использовать на уроке при изучении материала связный рассказ, своего рода истории (narrative) (Там же, с. 78). При этом Дж. Брунер придерживается своих идей, высказанных в более ранних работах, относительно важ­ности нахождения общей структуры предмета, ценности «спиралевидного» построения програм­мы и решающей роли собственных открытий учащихся. Подчеркивая, что именно поиск отраже­ния в новой информации своих личных проблем делает изучаемый материал увлекательным, при­давая ему важность и личностный смысл, Дж. Брунер определяет эмоциональную насыщенность и личностную значимость как необходимые атрибуты учебного процесса. В данном подходе уче­ного проявляется сочетание проблемности со значимостью обучения для учащихся.

Главное предназначение школы, с точки зрения культурологического подхода к образова­нию, заключается в создании так называемой «школьной культуры», представляющей собой объ­единения учащихся, вовлеченных в совместное решение проблем, в ходе которого дети учатся друг у друга. Школа должна стать местом практики «культурной общности».

С точки зрения рассматриваемого Дж. Брунером культурологического подхода, обучение – это не просто процесс передачи знаний, а поиск того, каким образом приспособить культуру к потреб­ностям растущего человека, а также стремление человека отвечать требованиям культуры.

Интеграция культуры и образования является одной из актуальных психолого-педагогических проблем, требующих специальных исследований, а также учета традиций зарубежной и отечествен­ной школы.