Российские экономисты считают, что никто не должен желать себе дефолта. "Но большинство из них признает: кризис 1998 года создал почву для возрождения российской экономики, аннулировав неоплатный долг государства, обрушив переоцененный рубль, чтобы повысить конкурентоспособность российского бизнеса, и очистив страну от устаревшей промышленности и инфраструктуры", - говорится в статье.
Сергей Дубинин, на момент дефолта возглавлявший ЦБ РФ, советует сделать из случившегося выводы: "Нельзя продолжать накапливать долги, бюджет должен быть сбалансированным, налоги надо платить". Дубинин считает, что Россия и доныне не преодолела негативные последствия дефолта: "Даже сегодня мы страдаем от недоверия к инвестициям в Россию".
Издание так описывает причины российских бед в конце 1990-х: незавершенный переход к новой экономике, разорительная война в Чечне, "культура ухода от налогов" и рост стоимости кредитов для государства (150% по ГКО).
Дубинин также возлагает вину на Госдуму, где доминировала оппозиция: "Силы в Госдуме изо всех сил увеличивали расходы бюджета, пытаясь произвести хорошее впечатление на избирателей".
Депутаты "не желали внять голосу разума".
Газета продолжает: "Массированная коррупция в рядах чиновников, вероятно, была еще одним фактором, который неудержимо влек российское правительство к банкротству". Экс-генпрокурор Юрий Скуратов утверждал: кредит МВФ, полученный в июле 1998 года для укрепления рубля, был передан "банкам инсайдеров для укрепления их собственных финансов" (формулировка газеты).
Экономист Евгений Гонтмахер советует не недооценивать социальный ущерб от дефолта: "Люди глубоко разочаровались". Но он отмечает, что последующий экономический рост России объясняется не только ростом цен на нефть, но и девальвацией рубля, передает издание.
Комментарии