Конституционный суд решил.Как влияет судимость на избираемость во власть.

На модерации Отложенный На выборы с судимостью

Осужденные не могут быть навсегда лишены права баллотироваться на выборах. Такое постановление вынес Конституционный суд России

Конституционный суд Российской Федерации
Конституционный суд Российской Федерации
 
 

Другие статьи на эту тему

  • Конституционный суд пустился в особо тяжкие
  • Стоит ли НКО верить в Конституционный суд?
 
 
РАЗМЕР ШРИФТА 
Татьяна Вольтская
Закон о выборах не соответствует Конституции Российской Федерации - таково постановление Конституционного Суда, который, рассмотрев обращение пяти граждан из разных регионов страны, снятых с выборов 14 октября 2012 года из-за того, что они имели судимости по «тяжким» статьям, встал на сторону заявителей. 
 
Гражданин Геннадий Егоров не смог участвовать в выборах мэра города Воскресенска Московской области, Александр Казаков – баллотироваться в Орловский городской совет депутатов, Александр Куприянов был отстранен от выборов главы Лузского городского поселения Кировской области, Игорь Кравцов – от выборов в гордуму Владивостока, Алексей Латыпов не стал кандидатом региональной думы Сахалина. Все пятеро считают, что закон в новой редакции пожизненно лишает их права куда-либо избираться, не различая при этом реального и условного лишения свободы, снятой или погашенной судимости.
На этом основании они попросили признать эту норму закона неконституционной.
 
В своем постановлении Конституционный Суд, с одной стороны, указал, что общество необходимо защитить от «злоупотреблений и криминализации публичной власти», но, с другой, согласился с заявителями в том, что пожизненное лишение человека избирательного права является неконституционным. «Бессрочное ограничение избирательного права возможно лишь для осужденных на пожизненный срок», - говорится в постановлении. Кроме того, там указано, что оспариваемые нормы закона о выборах не учитывают, на какой срок человек был лишен свободы, каковы характер и степень общественной опасности совершенного преступления, поэтому эти нормы «не обеспечивают должной индивидуализации и дифференциации ограничений, что также не соответствует Конституции».
Председатель Конституционного суда Валерий ЗорькинПредседатель Конституционного суда Валерий Зорькин

Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин говорит, что ограничения в избирательном праве, и в прежней редакции, и в новой, идут от судимости, и так и должно быть. Но, поскольку ограничения назначаются не в приговоре, а существуют самостоятельно, в конституционно-правовом дисквалификационном критерии, то, конечно, надо учитывать разницу преступлений – и по тяжести, и по видам:
 
- Есть преступления особой опасности – против личности, против мира и человечности, вот в этих случаях законодатель может в порядке исключения установить какие-то ограничения в законе.
 
В своем комментарии Валерий Зорькин обратил внимание и на последствия принятого постановления. Решения судов, по которым заявители были признаны не имеющими права избираться, должны быть пересмотрены, но выборы-то уже прошли, и отменить их в разных точках страны невозможно. Поэтому тут должны работать компенсаторные механизмы, тем более, что и Европейский суд тоже применяет такую систему:
 
- У нас у всех вызывает отторжение, когда преступник идет во власть. Вместе с тем, в правовом демократическом государстве каждый, кто совершил преступление, все же имеет шанс и право не быть вечно под Дамокловым мечом недопущения к тому, чтобы быть избранным.
 
С позицией Конституционного суда согласен адвокат Сергей Голубок:
 
- Пожизненного запрета для всех подряд быть не может. Это в духе общего взгляда Конституционного Суда, подразумевающего, что необходим индивидуальный подход к преступникам и последствиям преступлений: люди не должны лишаться своих прав раз и навсегда, без возможности восстановления этих прав.
 
Сергей Голубок подчеркивает, что теперь законодателям придется переписать закон о выборах, и это коснется всех, в том числе оппозиционеров, для политической деятельности которых оспоренные поправки представляли существенную угрозу. Действительно, в постановлении говорится, что изменения в законодательство «должны быть внесены незамедлительно, чтобы обеспечить проведение выборов, которые будут назначены после вступления в силу настоящего постановления Конституционного суда».

Адвокат Глеб Лаврентьев отмечает, что Конституционный Суд дал своим постановлением «хорошую профессиональную острастку «взбесившемуся принтеру» законодателей». В то же время, он видит и лазейки, оставленные для того, чтобы можно было хоть на некоторое время остановить оппозиционных политиков: ведь законодателям оставлена возможность ограничить их право избираться в исключительных случаях, и вполне возможно, что такими исключениями станут дела об экстремизме.

Метки: выборы, конституционный суд, права человека