Евреи в исламских странах: конец истории

На модерации Отложенный

Евреи в исламских странах: конец истории 

 

За последнее время вышло сразу несколько весьма подробных исследований, которые проливают свет на исчезновение иудеев в арабо-мусульманских странах. Названия книг красноречиво говорят о конце существовавшей несколько тысячелетий исторической традиции. Приведем лишь несколько из них: «Евреи в арабских странах: великое искоренение» (Juifs en pays arabes, le grand déracinement) Жоржа Бансуссана (Georges Bensoussan), «Конец иудаизма на земле ислама» (La fin du judaïsme en terres d'islam) под редакцией Шмюэля Тригано (Shmuel Trigano) и «Долгое присутствие: как арабский мир лишился евреев» (Une si longue présence: comment le monde arabe a perdu ses juifs) Натана Вейнстока (Nathan Weinstock).

От Марокко до Ирака, Ливии, Сирии и Египта… иудейские общины существовали на этом огромном пространстве еще задолго до появления ислама. Долгие века число последователей этой древней религии на мусульманской земле оставалось стабильно высоким. Хотя им и пришлось согласиться на приниженный статус по отношению к мусульманам, они могли спокойно исповедовать свою веру и занимали достойное место в экономике, культуре и обществе. Их отношения с мусульманским большинством складывались по-разному: за черными днями гонений и дискриминации следовали периоды затишья и процветания. Как бы то ни было, этот статус неполноценных граждан, который получили иудеи (и христиане) в начале мусульманских завоеваний, постепенно исчез к концу XIX века.



На смену ему пришла пора эмансипации и исхода евреев из арабского мира. Даже в Марокко, где до сих пор существует иудейская община, их число не превышает 3000 человек при населении почти в 33 миллиона, чтобы ни говорили столь любимые некоторыми политиками цифры.

Таким образом, в середине ХХ века начался резкий и массовый исход еврейского населения. Причин тому много и все они по-своему сложны. Отметим в первую очередь два обстоятельства, которые помимо прочих факторов сыграли решающую роль в этом процессе: подъем панисламизма и панарабизма с одной стороны, и развитие сионизма (в 1948 году оно привело к формированию государства Израиль) с другой. В упомянутых выше книгах вы сможете ознакомиться с подробным анализом причин и следствий этого конца истории.

Камаль Хашкар по-своему пытается понять причины произошедшего в своем прекрасном фильме «Тингир-Иерусалим: эхо Меллы», который должен выйти на французские экраны 9 октября. Эта картина (а мне уже довелось увидеть ее во время показа в Марокко) представляет собой поездку из Марокко в Израиль, во время которой автор стремится уловить, что еще осталось от некогда общей жизни или по крайней мере общей исторической памяти иудеев и мусульман. В нынешние времена обострения всеобщей напряженности, когда евреев и мусульман зачастую воспринимают как неизбежно антонимичные сущности, этот фильм позволяет взглянуть на ситуацию в новом свете.

Оригинал публикации: Juifs en pays d'islam: regards sur la fin d'une histoire