Сердце жаждет брани

 

Что можно сделать, ненавидя? Ругнуться, ударить, убить, «все рас... к ... матери, на...». Я ничего не забыл?

Чтобы сделать что-то другое, нужна иная мотивация. Сердце должно желать добра, то есть любить. А голова должна обслуживать такое любящее сердце, строя планы улучшений. Вам давно встречались такие сердца и головы? Вот в том-то и дело.

Нет, когда речь заходит о близких – о детях, скажем, или о котах – то тут все в порядке, мы не вовсе утратили способность любить. Но даже среди христиан любовь к единоверцам, что уж говорить о врагах, спрятана так глубоко, что обнаружить ее не удается, даже с микроскопом.

Посмотрите политические форумы. Комментарии делятся на два класса: ненавидящие власть и ненавидящие (неважно, искренне или за 11-80) ненавидящих власть. Что-то еще? Крайне редко. Просто по пальцам можно пересчитать. Обычные комментарии (да, и то, что комментируется) – «они – козлы», «эка, ты (он, она) точно подметил, что они козлы», «вы – козлы, потому что считаете их (реже – нас) козлами». Не слишком богатая семантика...

Обличающие статьи, стишки, картинки, иные произведения искусства встречаются аудиторией на ура.

Потому что резонируют с внутренним состоянием. Очень редкие попытки конструктивного разговора – в лучшем случае, со скепсисом: «Пустые мечты...» или «Кто же вам позволит!..». В худшем – вообще без интереса.

Не резонируют. Потребность разнести все это к какой-нибудь матери есть. Потребности построить что-то приличное – нет.

В смысле – приличное для всех. Построить приличное для себя, естественно, желание общее. Но понимание, что «приличное для себя» не может быть слишком приличным, когда нет «приличного для всех», в тех редких случаях, когда оно вообще есть, остается теоретическим.

Кто хочет, ищет способ; кто не хочет – причину не делать. Мы сегодня делать не хотим. Разломать всё многие не против. Некоторые даже – очень не против. И усилия к тому готовы прикладывать. А вот строить... Или хотя бы проектировать... Или даже просто мечтать... Нет, этого в массовом сознании сегодня почти нет.

Но без желания лучшего будущего, без мечты о лучшем общественном обустройстве, в перспективе нам не светит ничего хорошего. В лучшем случае – большая драка. Хотя какой же этот случай – лучший?..