Приоритетная цель

Вермахт после захвата Пскова и Новгородской баталии начал развивать наступление на Ленинград

Верховное командование Вермахта все это время планировала новое наступление на Ленинград, прекрасно сознавая, что время работает на РККА

Оно предполагало вначале овладеть рубежом Новгород - Нарва.

Но и к этой операции, по мнению Лееба, можно было приступить не раньше, чем 16-я армия закончит разгром советских войск под Невелем и надежно обеспечит его правый фланг, а 18-я армия - подтянет пехотные дивизии.

Гитлер директивой 33 от 19 июля утвердил данное решение, но его нервировали проволочки и неопределенность положения на флангах советско-германского фронта.

21 июля он сам прилетел в штаб-квартиру Лееба и потребовал от фельдмаршала как можно быстрее взять город и уничтожить Балтийский флот.

Франц Гальдер присутствовавший описал слова Гитлера.....тот заявил, что:

"Ленинград - это колыбель революции, а Москва - лишь географическое понятие Овладению Москвой фюрер не придает никакого значения"

Если верить Гальдеру--то эти слова фюрера в корне меняют представление о развитии событий в начале войны....

Считается что Гитлер приостановил попытки взять Леринград для освобождения сил(4-й танковой группы) для штурма Москвы.....но всё могло быть совсем не так

ПРИОРИТЕТНАЯ ЦЕЛЬ--ЛЕНИНГРАД

Фюрер считал очень важным не дать советскому командованию возможности вывести войска из Ленинграда с целью использования их на других направлениях.

Поэтому он настаивал на сосредоточении основных усилий группы армий "Север" в направлении Новгород - Ладожское озеро для перехвата основных коммуникаций и требовал привлечь сюда 3-й танковую группу генерала Гота, которая, в то время, вела бои северо-восточнее Смоленска.

Фон Лееб с фюрером соглашался, однако настаивал на том, что новгородское направление непригодно для действий танковых соединений.

Свои идеи Гитлер повторил затем главнокомандующему сухопутными войсками генералу-фельдмаршалу Вальтеру фон Браухичу, определив Ленинград "бастион большевизма", важнейший промышленный центр и базу для господства на Балтике - в качестве первой ближайшей цели наступления Вермахта.

И Браухич, и его начальник штаба генерал Гальдер были согласны с фюрером, однако категорически возражали против переброски 3-й танковой группы и ослабления натиска на московском направлении.

Тем не менее, 23 июля Гитлер подписал дополнение к директиве 33, в котором приказал 3-ю танковую группу временно подчинить группе армий "Север" с задачей обеспечения правого фланга последней и окружения противника в районе Ленинграда.

Гальдер, фактически саботируя этот, по его мнению, бессмысленный приказ, 25 июля сообщил Леебу, что он получит дивизии Гота, но не ранее 5 августа...Спустя три дня этот срок был отодвинут до 15 августа.

Гитлер поставил первоочередной целью захват Ленинграда....ослабив натиск на Москву

ЗАДАЧИ

Конкретная задача группе армий <Север> была поставлена в директиве ОКВ 34 от 30 июля, отменившей предыдущую.

Директива предписывала фельдмаршалу Леебу очистить от противника Эстонию, продолжить наступление на Ленинград, нанося главный удар между озером Ильмень и рекой Нарвой и установить связь с финской армией.

Для поддержки Лееба из группы армий "Центр" выделялся 8-й авиационный корпус.

В дополнении к директиве ставка подчеркивала, что завершить операцию против Ленинграда необходимо до начала наступления на московском направлении>. Немецкое командование стремилось быстрее покончить с Ленинградом, до которого осталось пройти 100 км, чтобы затем всей мощью обрушиться на Москву.

4 августа в штабе группы армий "Центр" фюрер заявил, что, по его расчетам, задача по овладению Ленинградом будет выполнена к 20 августа, а переброска танковой группы Гота на север больше не является необходимой.

ПОВЕРХНОСТНЫЙ ГАЛЬДЕР

Настроение генерала Гальдера менялось от радужного к унынию и обратно

Вот зписи его дневника:

"2 августа. Главком был на совещании в группе армий. После его посещения я лишился последних признаков ясного представления о происходящем. Группа армий не добилась никаких успехов в наступлении..."

11 августа:

"В сражение брошены наши последние силы. Каждая новая перегруппировка внутри групп армий требует от нас крайнего напряжения и непроизводительного расхода человеческих сил и технических ресурсов. Всё это вызывает нервозность и недовольство у командования и все возрастающую склонность вмешиваться во все детали.

Всякое же вмешательство в детали, которое в данном случае носит характер отнюдь не приказа (!), а пожеланий и рекомендаций, естественно, связано с большой опасностью."

Мы не знаем конкретных условий, при которых развиваются события. Когда они развиваются медленнее, чем мы хотим, тогда мы сразу думаем о недостаточном желании и рвении или даже о злостном самоуправстве на местах... Общая обстановка все очевиднее и яснее показывает, что колосс-Россия, который сознательно готовился к войне, несмотря на все затруднения, свойственные странам с тоталитарным режимом, был нами недооценен..."

12 августа.:

"Группа армий "Север". Войска продолжают успешно наступать"

Английский военный историк Алан Кларк очень точно подметил:

"Реакция Гальдера была типична для всех немцев, столкнувшихся лицом к лицу с необычайной расточительностью русских в бою. В начале у немца был восторг: считал головы врагов, измерял пройденные мили, сравнивал со своими достижениями на Западе и пришел к выводу, что победа уже за углом.

Затем недоверие: такие безрассудные траты не могут продолжаться, русские, бесспорно, берут на пушку, через сколько-то дней дни выдохнутся.

Затем какая-то щемящая тревога: бесконечное, бесцельное повторение контратак, необъятность территории, ее пасмурный горизонт"

ОБСТАНОВКА В РККА

Военные советы Северо-Западного направления и Северного фронта предпринимали экстренные меры для укрепления ближних подступов к Ленинграду и усиления оборонявшихся там войск.

Лужскую оперативную группу еще 23 июля разделили на три самостоятельных участка - кингисеппский, лужский и восточный, с подчинением их непосредственно фронту.

Кингисеппский участок обороны возглавил генерал-майор В. В. Семашко, получивший задачу не допустить прорыва противника с юга вдоль Гдовского шоссе на Нарву и через Кингисепп к Ленинграду.

В его участок входили: 90, 118-я и 191-я стрелковые дивизии, 2-я и 4-я дивизии народного ополчения, части береговой обороны Балтийского флота, 14-я артиллерийская бригада ПТО, бронепоезд 60, 519-й гаубичный артполк РГК, курсанты пехотного училища имени СМ. Кирова и учебного танкового полка.

Лужский участок генерал-майора А. Н. Астанина, прикрывавший дороги к Ленинграду с юго-запада, включал в себя 111, 177-ю и 235-ю стрелковые, 24-ю танковую дивизии, 1-й полк 3-й дивизии народного ополчения, полк артиллерийских курсов усовершенствования командного состава, 260-й и 262-й пулеметно-артиллерийские батальоны, дивизион Ленинградского артиллерийского училища.

В восточный участок обороны генерал-майора Ф. Н. Старикова вошли 70, 237, 128-я стрелковые и 21-я танковая дивизии, 1-я дивизия народного ополчения, 1-я горнострелковая бригада, 261-й и 263-й пулеметные батальоны.

С 10 июля в системе сухопутной обороны Ленинграда началась установка морских береговых батарей. Десятки тысяч моряков переводились на берег в состав морских стрелковых бригад, которые вливались затем в армейские соединения.

Из своего резерва для защиты Ленинграда Ставка Верховного Главнокомандования передавала Северному фронту 265, 268, 272-ю и 291-ю стрелковые дивизии.

31 июля восточный участок был преобразован в Новгородскую армейскую группу, а 4 августа - в 48-ю армию Северо-Западного фронта под командованием генерал-лейтенанта С. Д. Акимова.

С огромным напряжением сил, но без единого плана, без учета характера местности и без увязки с соседними участками, под руководством случайных людей, осуществлялось строительство укрепленных районов полевого типа, в частности Красногвардейского - одного из важнейших звеньев обороны.

Во все эти мероприятия изначально был заложен кордонный принцип, что делало советскую оборону неэффективной.

БИТВА

Кроме того, Ставка запланировала к 3-4 августа организовать контрнаступление, целью которого являлся разгром противника ударами от Старой Руссы и с Лужского рубежа, выход на реку Великая, возврат Пскова и Остропа.

Затем срок перенесли на 12 августа.....этими бесконечными переносами наступление командования Ленинградского фронта играло на руку вермахту

Это хорошо напоминает что случилось под Харьковом в 1942 году--наступление переносили пока не ударили немцы....

Вот такими "незначительными" ньюансами и открывали дорогу вермахту....потом попробуй докажи измену

Немцы начали наступление 8 агуста.....

8 августа с плацдарма на реке Луга в направлении Красно-гвардейска перешел в наступление 41-й моторизованный корпус Рейнгардта, поддержанный 1-й пехотной дивизией 38-го армейского корпуса.

Хотя атаковали немцы с плацдармов, на которых накапливал силы в течение четырех недель, противостояли ему на этом участке только 90-я стрелковая и 2-я дивизия народного ополчения.

Остальные соединения группы генерала Семашко бездействовали....ожидая приказов командования...но командование ЛФ молчало

10 августа под Лугой ударил Манштейн, в подчинении у которого после всех перегруппировок остались 3-я моторизованная

269-я пехотная и полицейская дивизия СС, состоявшая, по выражению газеты "Правда", из цепных псов кровавого Гитлера.

8-ю танковую дивизию Хёпнер забрал в свое распоряжение и использовал для зачистки тылов

Попытки врага преодолеть с ходу кингисеппский участок и оборону под Лугой советские войска отбили. По признанию немцев, бои здесь завязались тяжелые и стоили им значительных потерь.

В частности, дивизия СС, устроившая психическую атаку в полный рост, с развернутыми штандартами, потеряла до 2000 чистопородных арийцев убитыми и ранеными. Погиб и командир дивизии генерал Мюльферштедт, устроивший сей идиотский спектакль.

К тому же, Кингисеппскую группировку генерал М. М. Попов усилил еще двумя дивизиями - 1-й Краснознаменной танковой (370 танков, конечно же <устаревших>, и 53 бронемашины) и 1-й гвардейской дивизией ЛАНО.

Однако 12 августа на южном фланге Лужского рубежа два армейских корпуса 16-й армии генерала Буша и приданная им дивизия СС "Мертвая голова" после трехдневного сражения протаранили в районе Шимска оборону вновь сформированной 48-й армии и устремились к Новгороду.

Советские части, дезорганизованные ударами 8-го авиакорпуса Люфтваффе и понесшие большие потери, начали отход на север и позже были переданы в состав Северного фронта.

Все попытки генерала Акимова организовать силами 70-й, 237-й стрелковых дивизий и 1-й дивизии народного ополчения контрудар от станции Батецкой во фланг немцам провалились.

С выходом противника на железнодорожную линию Ленинград - Дно оказалась отрезанной от основных сил и почти целиком погибла Кировская дивизия народного ополчения.

ОБОРОНЫ НЕТ

Поражение на новгородском направлении было обусловлено не столько германским превосходством в силах, сколько дефектами в организации обороны. Пять советских дивизий и одна бригада держали против семи дивизий противника фронт протяженностью 60 км.

Согласно довоенным взглядам, стрелковая дивизия могла прочно оборонять полосу шириной 10 км. Так что это было вполне приемлемое соотношение сил для обороняющейся стороны, если бы она умела обороняться или хотя бы окапываться.

На деле советские позиции были слабо оборудованы окопами, блиндажами и ходами сообщения.

На всю армию имелись лишь 705 стрелковых и 328 пулеметных ячеек. Почти не использовались проволочные и минные заграждения.

Возможно, их не хватало, зато ничем нельзя объяснить полное пренебрежение маскировкой и ведением разведки.

Отсутствовали отсечные позиции, в системе огня применялись огневые точки исключительно фронтального действия.Противотанковые рвы войска не обороняли, поэтому немецкие танки легко их преодолевали

Это все наводит на мысли что оборона на данном участке фронта отсутствовала отнюдь не случайно....немцам опять открывали дорогу

Немногочисленные фортификационные сооружения создавались без учета возможности использования огневых средств и взаимодействия родов войск. Впрочем, никакого взаимодействия и не было.

Так выглядела главная полоса обороны, она же единственная. Советские дивизии располагались в два эшелона, однако второй эшелон оборудованных позиций не имел вовсе.

А кроме того, командование 48-й армии, в соответствии с директивами Ставки, все предыдущие дни готовилось не к защите выгодного естественного рубежа по рекам Шелонь и Мшага, а к наступательной операции с целью разгрома противника в районе Сольцы - Дно.

Опять абсолютно самоубийственные приказы,которые никак нельзя обьяснить рационально с позиции защиты

ЗА КАЖДЫЙ МЕТР

В ночь на 19 августа две немецкие дивизии 28-го корпуса генерала Викторина, продравшись через леса и топи, достигли станции Оредеж, заходя в тыл Лужской оперативной группе.

Разбитые части 237-й стрелковой дивизии в панике бежали, не приняв боя.

Южнее озера Ильмень 10-й армейский корпус генерала Хансена штурмовал Старую Руссу. Бои за город, по свидетельству немецкого историка Паули Кареля, разгорелись жестокие:

"Молодые ленинградские рабочие, никогда прежде не бывавшие на передовой, вместе с обстрелянными солдатами частей советской 11-й армии оказали упорное сопротивление, отражая атаки немцев в рукопашном бою.

Каждый метр земли доставался с боем, в ход шло все - ружейные приклады, штыки, лопатки, пистолеты и огнеметы. Врытые в землю советские танки, бьющие продольным огнем пулеметы и снаряды тяжелой артиллерии, в конечном итоге, заставили немцев остановиться".

Тем не менее, через четыре дня части 10-го корпуса город взяли и вышли к реке Ловать, прикрыв тем самым правый фланг группы армий "Север".

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приоритетная цель все больше попадала в руки нацистов.