"Казак под бабьей промежностью не ходит!"

Одна из моих собеседниц привела поразившие меня факты. Якобы, "в Запорожской Сечи Боплан отмечал поголовную грамотность женщин и детей, а российская крестьянка была полностью подчиненная и безграмотная". Вообще-то, в Сечь женщины не допускались, а детям там и подавно было нечего делать. Оставим пока за скобками вопрос о женской грамотности и половом угнетении русской женщины - эти вопросы требуют отдельной статьи. Коснемся лишь вопроса о семейном укладе казаков.

Я специально перечел работу француза Боплана "Описание Украины", но не обнаружил сведений, подтверждающих позицию моей собеседницы. Боплан рассказывал о смертельно ядовитых перепелках с синими лапками, ленивых сурках, которым трудолюбивые сородичи вкладывают в сено в лапки, а затем тащат за хвост в нору, и прочим образом сажал лес из "развесистой клюквы". Он доводил численность украинских казаков до фантастической цифры в 200 000 человек. То он писал о том, что казаки - искусные хлеборобы и ремесленники, то писал о том, что они живут охотой и рыболовством, а потом заявлял, что они живут грабежом, а в остальное время пьянствуют. То у Боплана девушка сватает парня и он ей, фактически, не вправе отказать, то казак похищает невесту. 

Однако, не смотря на приведенные мной несуразицы в работе Боплана, собеседница упорствовала в своем мнении, и как я убедился, миф о матриархальности казаков довольно распространен в сети. В этой связи хочу познакомить читателей с сокращенным мной вариантом статьи Председателя Совета атаманов СКВО, казачьего историка А.Т.Ветрова. 

"Недавно на глаза мне попала статья с претензионным названием "Бедные леди, фрау, Вы не знали такой любви..." Приведу несколько выдержек из этой статьи:

"Разговаривая с женщиной на Кругу или Сходе, казак обязан был стоять, при разговоре с женщиной преклонных лет – снять шапку".

Автор статьи ратует за матриархат какой-то, посягая на священные незыблемые патриархальные традиции казачества, забывая видимо о том, что подобных казаков-выродков всегда называли в казачьей среде с приставкой к слову казак обозначения, как в простонародье именуется женский половой орган. На самом деле все наоборот – это женщина не имела права сидеть при казаках, лишь женщине преклонных лет это позволялось. Автор статьи, видимо, увлекшись фантазиями, забыл, что у казаков женщина (по казачьи – баба) ни на Круг, ни на Сход не допускались вообще.

"Бабья нога на Круг не ступает, не то все решения принятые на Круге объявляются недействительными, не имеющими законной силы", – гласит казачья заповедь. Лишь на Сход, в виде исключения, до совершеннолетия сына могла быть допущена женщина-вдова, владелица земельного надела (пая), доставшегося ей от погибшего или умершего мужа. А вот в отношении того, что казаки снимали шапки в присутствии женщины преклонных лет, автор противоречит сам себе заявляя: "Интересы женщины-казачки на Кругу представлял ее отец, крестный, муж, брат или сын". Вот здесь действительно действовала заповедь "казак шапку не ломает" – ни перед барином, ни перед попом, ни перед самим Государем, а тем более перед какой-то бабой.

"Казачки могли создавать любые объединения внутри общества, не противоречащие принципам казачества, в дела которых казак или атаман не имели права вмешиваться без просьбы самих женщин ", – этим утверждением нарушается один из самых незыблемых казачьих принципов – власть атамана-единоначальника, которую мог ограничить только Круг, то есть общее собрание всех совершеннолетних мужчин станицы. И ни один казак, а тем более женщина, не могли посягнуть на принцип единоначалия атаманов. Это казаки занимались и государственной службой и общественными делами, а в обязанности казачек входило рожать, обихаживать и воспитывать своих детей, то есть заниматься семьей, а не хождениями по общественным мероприятиям.

Прослеживается и полное забвение автором статьи патриархальных традиций казачества. Заповедь: "В казачьих куренях (домах) петух поет, а если курица запела, то хозяин куреня не мужчина и не казак", – говорит как раз об этом. Посмотрите, наконец, "Домострой" – свод домостроительства и семейного права у православных христиан, каковыми традиционно были и великороссы, и казаки, и Вы поймете, что обязана была делать, а что не должна женщина:

Именно отсюда выходит ряд ограничений женщинам в казачьем быту. С покойником или покойницей казачки и дети прощаются у куреня, а на кладбище их несут и провожают только казаки. Казачки, естественно, принимали участие в семейных праздниках казаков, но им категорически было запрещено садится за стол с мужчинами, если к казаку пришли гости. По распоряжению казака казачка накрывала стол. При этом при гостях она могла убрать со стола посуду и поставить на стол новые блюда, но ей запрещено было при посторонних казаках мыть посуду, подметать и мыть пол. Недопустимо было вмешиваться в мужские разговоры. Казак нес Государеву службу и жена не имела права даже спросить, куда пошел казак и когда он вернется. В казачьей среде считалось, что "то не бабьего, глупого ума дело".

Так в чем же коренилось общественное, социальное и семейное неравенство мужчин и женщин у казаков?

1. Патриархальные традиции казачества. Женщины лишены права голоса на Круге и в семье, и только в исключительных случаях, указанных выше, допускались на Сходы;

2. Церковные православно-христианские традиции. Считалось, что женщины не всегда бывают чистыми, а в Храме женщина да молчит;

3. Государственная служба казачества. За это казаки получали земельный надел (пай), равный 3 га земли на донских и кубанских черноземах, а в Сибири до 10-15 га земли на казака. С рождения младенца мужского пола ему сразу же нарезали надел, а женщинам надел не предоставлялся. Поэтому после смерти родителей имущество делилось между братьями, а сестры получали от родителей только приданное. Родился сын – в семье казака праздник, к богатству, родилась дочь – к бедности. У казаков считалось, что растить дочь – это растить 20 лет работника в чужой курень.

То есть, налицо имущественное неравенство, которое влияло на общественное и семейное неравенство казаков и казачек. Почитайте повесть Л.Н. Толстого "Казаки". Женщины работают в поле, а казаки при оружии лишь охраняют их. Казак всегда служил за Веру, Царя и Отечество, а казачка растила детей и создавала семейный уют.

Священный принцип общественного разделения труда. Каждому свое. К слову надо сказать и об особых правах первенца – сына в казачьих семьях. Он пользовался авторитетом, равным родительскому. В случае смерти родителей на старшего сына – по казачьей терминологии – большака, возлагалась обязанность вырастить своих младших братьев и сестер. А вот отцовский курень (дом) всегда доставался младшему сыну, по казачьей терминологии – меньшаку, в обязанности которого входило содержание и опекунство до смерти своих престарелых родителей.

Казаков же, подобных тем, какие описаны в статье "Бедные леди, фрау, Вы не знали такой любви..." обычно называют подкаблучниками, а у казаков еще хуже.

"Казак под бабьей промежностью не ходит" – гласит казачья заповедь в максимально смягченной для читателя форме."

В связи с этим у меня возникает вопрос к читателям - сведнения о матриархате или сравнительно слабом патриархате у казаков, что это? Феминистские спекуляции на баснях Боплана? Или попытки свидомитских авторов превратить казаков времен Бульбы в современных "гейропейцев", приравняв украинских простолюдинок к польским шляхеткам? Как, например здесь http://www.dimukraine.com/wumen.shtml

Или все вместе? Жду мнение читателей.