Взглянем на теорию Дарвина сегодня

 
06 октября //:
Материал подготовила Ольга Кузнецова 

Михаил Гельфанд, профессор, доктор биологических наук 

Теория эволюции Чарльза Дарвина, как любая научная теория, прошла долгий путь развития. Но фантастический гений Дарвина состоит в том, что он, по-видимому, правильно описал основную движущую силу эволюции. Дело в том, что эволюционные теории существовали и до Дарвина, Ламарковская, например. Дарвин описал естественный отбор как основную движущую силу эволюции, и вот эта идея выдержала испытание временем, ведь с тех пор прошло уже много лет. Кроме того, Дарвин сделал несколько конкретных предсказаний, которые потом оправдались. Важно понимать, что когда Дарвин установил наличие общего предка у человека и обезьяны, а никаких промежуточных окаменелостей известно не было, это тоже было гениальное предсказание, которое Дарвин сделал, и которое потом действительно оправдалось. Ясно, что 150 лет назад Дарвин ничего не знал про гены и про генетику, и всю теорию, связанную с этим, конечно, он предсказать не мог. Современная эволюционная биология шагнула далеко вперед: мы знаем гораздо больше, чем знал Дарвин, и понимаем про эволюцию намного больше, чем понимал Дарвин. Но это никоим образом не уменьшает его заслуг как ученого и мыслителя. 



Сергей Дмитриев, член Совета молодых ученых МГУ, старший научный сотрудник НИИ Физико-химической биологии им. А.Н.Белозерского МГУ 

У здравомыслящих людей, которые знакомы с биологией, сомнений в теории Дарвина не возникает. Есть достаточно доказательств ее достоверности, мы это видим в экспериментах. В тех случаях, когда эволюция видна в экспериментальных условиях, мы видим все те вещи, которые предсказывает теория Дарвина. Идея теории эволюции витала в воздухе. Был же еще Альфред Уоллес, который параллельно ее предложил. Но заслуга Дарвина неоспорима и заключается в том, что он собрал много материала для того, чтобы подкрепить свою идею. И к нему все относятся очень уважительно, безусловно, как к ученому. Альфред Уоллес предложил те же идеи, но объем его данных был несравнимо меньше и он сам признал приоритет Дарвина. Там была такая история, что Альфред Уоллес отправил Чарльзу Дарвину письмо, в котором изложил свою идею, а Дарвин готовил огромнейший труд, в котором ту же идею подкреплял данными, собранными за несколько лет наблюдений. Насколько я знаю, Дарвин сильно переживал из-за того, что появилось такое письмо. Потом его друзья уговорили как можно скорее опубликовать свой огромный труд, и тогда даже Уоллес признал его приоритет. А с научной точки зрения, никаких сомнений не возникает, что Дарвин сделал великое открытие. 


Марк Смирнов, редактор журнала «Наука и религия» 

Чарльз Дарвин сделал замечательное открытие. Его теория — это одна из моделей мироздания, которая за столетия с момента ее открытия стала даже неким манифестом. Люди стали делиться на сторонников и противников эволюции. На мой взгляд, сама теория эволюции гениально проста и потрясающа в своей основе. На протяжении длительного периода развитие науки и представления о мироздании только подтверждает, что Дарвин, если не целиком, то в большей степени был прав.
Все другие теории, конечно, имеют право на существование, но научная картина мира их не подтверждает. Они не дают такой целостной и достаточно четкой программы и представления о том, как мир развивался и как он развивается сейчас. Ведь на сегодняшний день эволюция мира, человека и всего живого еще не закончилась. Дарвин смог увидеть и показать цепочку развития, изучая ее от простого к сложному, от простейших организмов до высокоорганизованных. Я понимаю, что многих религиозных людей, которые являются сторонниками «идеи творения» или креационизма, это как-то смущает. Но даже теология XX века уже учитывала те научные взгляды, которые предложил Дарвин. Например, уже с середины XX века католическая церковь в лице папы Пия XII в его Энциклике «Гумани генерис» предложила верующим самим выбирать, какой теории следовать. А было ведь время, когда католическая церковь выступала против дарвинизма и рассматривала взгляды Чарльза Дарвина как антирелигиозные и в корне противоречащие религии. С середины XX века такие известные ученые, представители католического мира, как аббат Леметр, священник и иезуит Пьер Тейяр де Шарден дали основания предполагать, что развитие Вселенной было. Леметр стал говорить о расширяющейся Вселенной, о том, что был первоначальный взрыв, и было какое-то творческое начало заложено, а от первого взрыва началось развитие всей Вселенной, всей Галактики и всего мироздания. А Пьер Тейяр де Шарден был палеонтологом и изучал те окаменелые виды, которые остались нам в качестве свидетельства того, как выглядел и существовал живой мир в древние времена. И он подтвердил и доказал, что эволюция происходила. Все это для западных ученых и для верующих людей стало даже неким поводом говорить о том, что была творческая эволюция. Естественно, что представители этой теологической теории не отрицают наличие Творца, но допускают, что мир был создан при помощи эволюции. Кстати, богословы сами говорят, что творение продолжается, оно не закончено, акт творения — это незаконченный акт, он находится в развитии. На основании всего этого я делаю для себя, во всяком случае, вывод, что Дарвин был прав. Я считаю себя сторонником Дарвина и сторонником теории эволюции. 


Александр Борисов, священник, протоирей 

Теория Чарльза Дарвина в то время, когда она появилась, представилась очень естественной и понятной, она объясняла развитие всего многообразия живой природы. Тем более, теория была сформулирована Дарвиным во время кругосветного путешествия, когда он был в роскошных тропических лесах, на Галапагосских островах, где он видел столько замечательных живых существ разнообразной формы. Дарвину пришла мысль, что подобно тому, как человек отбирает, например, породу собак, лошадей, также в природе за счет естественного отбора происходит формирование самых разнообразных новых форм. Эта идея была подхвачена «на ура» массой людей, издания его книги разошлись очень быстро. Казалось, вот, найден механизм, который объясняет все многообразие живой природы. Но, как выяснилось впоследствии, и чем дальше, тем больше, далеко не все может объясниться вот этим естественным отбором: возникновение новых форм, новых видов и так далее. Хотя, несомненно, эволюция в природе происходит, особенно в последнее время это стало ясно, но механизмы гораздо сложнее, чем казалось Дарвину. Отбор, да, конечно, он есть, он имеет свое значение в процессе эволюции, но появление новых форм и видов остается загадочным. Таким образом, можно сделать вывод, что Дарвин открыл механизмы, которые сначала казались всеобщими, а сейчас кажутся одними из многих весьма загадочных.