ЧТО ПРЕМЬЕРУ ХОРОШО, ТО НАРОДУ В ТЯГОСТЬ
Пометки на полях
Я не буду, наверное, оригинален, если скажу, что статья Дмитрия Анатольевича Медведева «Время простых решений прошло», опубликованная в «Ведомостях», напоминает поток неструктурированного сознания. Досконально статью анализировать не хочется; она, на мой взгляд, не является основательной работой. Вообще, ДАМ редко выступает по-крупному. Он обычно концентрируется на частностях, деталях, игрушках типа айфона. В способности мыслить глобально, метафизически, концептуально замечен не был. Однако данная статья явно претендует на концептуальный уровень, и мимо этого события пройти невозможно.
Сначала остановлюсь на замечаниях общего порядка. Прежде всего, поражает язык статьи. Лексика – из западных учебников «экономикс», какой-то птичий язык. В статье множество загадочных терминов, которые доказывают, что на «квадратном километре», где проходит жизнь наших «слуг народа», существует свой эзотерический язык, который простым смертным, говорящим на русском, или непонятен, или режет слух. «Устранение цифрового неравенства», «секьюритизация кредитов», «инструменты так называемой несвязанной поддержки» и т.д. К кому обращается премьер, к народу России? К президенту США Б. Обаме или к своим землякам по «квадратному километру»?
Поражает отсутствие логики. Абзацы статьи противоречат друг другу. Бросается в глаза элементарная неряшливость текста. «Для правительства принципиально важно, чтобы всё, о чем мы договорились с предпринимательским сообществом, было сделано. Это касается налогового и таможенного администрирования, обеспечения доступа к инженерной инфраструктуре и конкуренции». Где это видано, чтобы предприниматели добивались «обеспечения доступа к конкуренции»? Интересно, кто-нибудь эту статью читал перед отправкой в редакцию?
Целый ряд положений статьи ДАМа противоречит тому, что изложил президент РФ Владимир Путин в своей недавней «валдайской речи». Может, ДАМ собрался уходить в отставку и решил высказаться? Уж больно некоторые пассажи напоминают программные формулировки А. Навального, будто в составлении текстов участвовали одни и те же выпускники партшколы Вашингтонского обкома.
Автор статьи демонстрирует аутистическое мышление (мышление, которое не принимает во внимание реальные свойства, связи и отношения, предпочитая последним образы кататимных фантазий). Можно сказать, что аутистическое мышление – что-то вроде сновидения наяву. Эта аналогия со сновидениями здесь вполне уместна или даже очевидна. Предлагаю читателям еще раз просмотреть статью премьера для того, чтобы удостовериться: в тезисе об аутистическом мышлении никаких натяжек нет. Право же, закрадывается подозрение, что с помощью газеты «Ведомости» кто-то провел спецоперацию по дискредитации нашего премьера.
Теперь о некоторых принципиальных моментах статьи.
Первое. ДАМ является последовательным сторонником строительства капитализма. Приведу лишь одну цитату, которая подтверждает это: «Считаю, что защита частной собственности и конкуренции остаются нашими безусловными политическими приоритетами». Что ж, это его личный выбор. Зачем же говорить, что это наш выбор? Большинство граждан России крайне негативно относятся к этой модели общества, так как за два десятилетия в полной мере ощутили на себе его «достоинства». Тем более что речь идет о капитализме периферийном, который призван обслуживать капитализм стран золотого миллиарда с его транснациональными корпорациями и банками. Так что исполнительная власть у нас выполняет свои функции не в интересах народа России, а в интересах мировой финансовой олигархии.
Второе. В статье много откровенных искажений и подтасовок. Приведу лишь несколько примеров.
ДАМ пишет: «Правительство радикально расширило механизмы обратной связи с гражданским обществом и бизнесом при принятии важнейших решений в области экономической политики». Это очередная галлюцинация нашего премьера. Достаточно вспомнить, как представители предпринимательского сообщества протестовали в прошлом году против вступления России в ВТО. Власть их не хотела слушать. Даже на порог к себе не пускала. Я это говорю вполне осознанно, так как сам активно участвовал в противодействии присоединению России к ВТО.
Далее. «Банк России умеренно снижал курс национальной валюты и значительно расширил инструменты рефинансирования коммерческих банков». Может быть, набор инструментов он и расширил, но само рефинансирование – нет. То, что Банк России называет рефинансированием, на самом деле является предоставлением коротких ломбардных кредитов коммерческим банкам. Это не имеет никакого отношения к поддержке реального сектора экономики. Скорее, это признак того, что наша банковская система дышит на ладан – ЦБ предоставляет им кредиты «на одну ночь», для того чтобы покойник мог выглядеть как живой человек. А в целом Банк России как печатал рубли под валютные резервы, так и продолжает заниматься этим увлекательным делом. Неужели наш премьер не знает, что Банк России – это «валютный обменник» (на профессиональном языке банкиров – «валютное управление»)?
Еще утверждение: «Параллельно с осуществлением антикризисной политики мы продолжили реализацию приоритетных национальных проектов: началось обновление систем школьного образования…» Комментариев не требуется.
Нас уверяют: «Мы обеспечили стыковку практически всех программных документов по отдельным отраслевым направлениям – как между собой, так и с основными параметрами бюджетной политики. В результате правительство имеет сбалансированную стратегию действий на несколько лет вперед, зафиксированную в нескольких десятках государственных программ».
Премьеру, отвечающему за экономику, надо не документы стыковывать, а отрасли. Однако для этого нужен межотраслевой баланс экономики. А что это такое, мало кто знает даже в министерстве экономического развития. Если Медведев не может обеспечить «стыковку» своих мыслей на одной странице газеты, то надеяться на «стыковку» десятков программ не приходится. Разные министерства и ведомства, которыми управляет ДАМ, – это квартет из басни Крылова. В общем, никакой стратегии не просматривается. Ни премьер, ни министр экономики даже не в состоянии запомнить безумное количество программ, не то что состыковать их. Они даже на разных языках написаны (у каждого министерства свой неповторимый птичий язык).
Третье. Мы уже помянули, что статья переполнена взаимоисключающими положениями. Например:
«Мы прогнозировали сохранение темпов роста ВВП на уровне более 3%. В том числе рассчитывая на оживление в Европе (на ЕС приходится половина внешней торговли России). Но глубина долгового кризиса и падение конкурентоспособности многих европейских государств оказались столь значительны, что, судя по всему, реального устойчивого роста в Европе придется ждать еще несколько лет». Медведев продолжает завороженно ждать, когда начнется оживление в Европе и, наконец, окажет благоприятное влияние на экономическую ситуацию в нашей стране. Он явно на это рассчитывает. Однако при этом он не находит ничего лучшего, как процитировать американского экономиста: «Как недавно написал известный американский экономист Кеннет Рогофф, «рост – иллюзорная цель в периоды очень высокого уровня государственного долга». Неужели премьер не знает, что государственный долг продолжает неуклонно расти и в Америке, и в Европе, и вообще во всех странах золотого миллиарда? А если ДАМ так доверят Рогоффу, тогда зачем продолжает верить в экономический рост в мире? При этом ДАМ на протяжении всей статьи исходит из того, что мы от интеграции в мировое хозяйство отказываться не собираемся, и призывает к ускорению темпов экономического роста. Блуждание в трех соснах.
Премьер говорит, что надо создавать условия для развития малого и среднего бизнеса. Но при этом сам не замечает, что многие его инициативы будут душить этот самый бизнес. Например, он признает необходимость повышения обязательных страховых отчислений предприятиями малого и среднего бизнеса. Противоречие «преодолевается» с помощью словесной эквилибристики: «Речь идет не об увеличении налоговой нагрузки, а о должном уровне страхования работников малых предприятий. Они должны иметь такие же права, как и работники любых других организаций».
Еще пример: «Экономические вызовы, которые стоят перед нами сегодня, нельзя недооценивать... Нам необходимо… двигаться к... умному государству, основной ценностью которого является человек». Тут полная шизофрения. На протяжении всей статьи человек рассматривается как фактор производства, а не как его цель. Целью в той модели, которую пытается сохранить наш премьер, являются деньги, вернее прибыль. Медведев постоянно использует слово «бизнес» (а иногда «бизнесы»). Бизнес – деятельность, нацеленная на получение денег, богатства (других толкований термина в словарях и справочниках нет). ДАМ уходит от рассмотрения того, в каком обществе мы живем, но, судя по всему, его общественным идеалом является капитализм. При этом капитализм периферийного, колониального типа. Строить же колониальный капитализм мировой финансовой олигархии удобнее всего (об этом вслух не говорят) опираясь на «полезных идиотов».
Четвертое. В статье содержится масса предложений, которые при сохранении нынешней власти и духовно-нравственной атмосферы в обществе приведут к еще более тяжелым последствиям. Например: «Продолжим развитие инновационного центра в Сколкове и реализацию других инновационных проектов, технопарков». Что ж, от реализации такого предложения коррупция и «распилы» бюджета только возрастут. Так же настойчиво премьер уже несколько лет продолжает говорить о превращении Москвы в международный финансовый центр (МФЦ). Что это такое, толком неизвестно. Ему говорят: это здания, офисы, коммуникации, которыми будут пользоваться свои и иностранные буржуины. И наши олигархи готовы на этой идее погреть руки, получая из казны миллиардные суммы. МФЦ – афера примерно того же масштаба, что и Олимпиада в Сочи.
Пятое. В статье содержится призыв к построению постиндустриального общества (ПИО): «Нам необходимо в трудных, фактически кризисных условиях продолжать двигаться к постиндустриальной экономике». Фактически это призыв современного Герострата к окончательному разрушению реального сектора экономики. ПИО – общество, в котором будут одни услуги (судя по статье премьера, в первую очередь финансовые). А кто будет кормить, одевать и обогревать страну, кто будет обеспечивать армию оружием? Между прочим, сегодня даже США стали провозглашать задачу реиндустриализации. Государство стимулирует возвращение производств, которые в свое время выводились ТНК за рубеж. Видимо, «квадратный километр», на котором обитает Дмитрий Анатольевич, и есть то самое постиндустриальное общество. Он по доброте душевной хочет, чтобы так было во всей Российской Федерации (17 098 246 кв. км).
Шестое. Судя по некоторым фразам статьи, ДАМ полагает, что кормить, одевать и обогревать, а также вооружать Россию будут финансисты. Вот лишь один пример таких надежд нашего премьера: «Мегарегулятор готовит меры по защите пенсионных накоплений и расширению направлений их инвестирования». В каком измерении пребывает наше правительство? Разве ему неизвестно, что в мире началась массовая конфискация активов, в том числе банковских депозитов (под предлогом спасения банков), государственных облигаций (под видом реструктуризации долгов), акций (банальные банкротства корпораций) и т.п.? Вся мировая экономика уходит в минус. Защитить пенсионные накопления можно только путем инвестиций в реальный сектор экономики, причем своей, а не зарубежной. Судя по всему, нас хотят убедить, что можно закопать золотые на поле чудес в стране дураков и наутро вырастет дерево с множеством золотых на ветках.
Седьмое. У ДАМа вся экономика оценивается лишь показателем темпов экономического роста. Другие параметры – экономическая безопасность, экономическая эффективность, социальная результативность и пр. – у него уходят на третий план или вообще не принимаются в расчет. А упование на экономический рост – это разновидность религиозного сознания. Тем более что никакого реального прироста ВВП давно уже нет. Нынешний показатель ВВП измеряет «экономические пузыри». Нашему премьеру надо снять розовые очки официальной статистики ВВП и обратиться к физическим показателям – объемам производства стали, угля, зерна, грузообороту (тонно-километры), потреблению энергии в отраслях реального сектора экономики и т.д. Об этом лучше меня может рассказать бывший директор НИИ статистики В. Симчера (в своих публикациях он показал лживость современной официальной статистики).
Восьмое. Автор статьи «Время простых решений прошло» даже не улавливает новых веяний, которые уже захватили «цивилизованный» мир. Так, Западом объявлена война «банковскому социализму», принимаются меры к тому, чтобы государство больше не приходило на помощь банкам, как это было в ходе финансового кризиса, когда США и страны ЕС выдали банкам из казны триллионы долларов. ДАМ пишет: «На долю пяти крупнейших банков, прямо или косвенно контролируемых государством, приходится 56% депозитов граждан и 53% кредитного портфеля экономики в целом. Они имеют очевидные преференции со стороны государства, в том числе и государственных компаний, и пользуются его практически нелимитированной поддержкой. А почти тысяча банков не имеет возможности полноценно встроиться в систему государственной помощи». Тут ДАМ явно «не встроился» в ту новую волну, которая началась на Западе в связи с перестройкой финансово-банковской системы. А как мы знаем, он очень беспокоится о своем «реноме» на Западе. Мой совет премьеру: выступите публично с отречением от приведенной выше цитаты.
На будущее рекомендую лично мне посылать на вычитку свои публикации и доклады, поскольку его помощники и референты «мышей не ловят».
Еще одним из ключевых является следующее положение статьи: «Большинство перечисленных мер дадут значительный эффект только в среднесрочной перспективе. В данный момент ситуация в нашей экономике определяется неблагоприятными внешними условиями. А также грузом еще не решенных проблем».
Разберем его.
Во-первых, отдача ожидается лишь в «среднесрочной перспективе». Но ведь есть масса решений, которые надо принимать сегодня, а результат появится через неделю или месяц. Например, введение ограничений на трансграничное движение капитала. Или принятие решения о перерегистрации офшорных компаний, их возвращении в юрисдикцию России (на это достаточно одного месяца). ДАМ такие «краткосрочные» решения тщательно обходит стороной.
Во-вторых, ситуация в экономике нашей страны всегда определяется «внешними условиями». Следовательно, правительство страны не управляет экономикой. Единственное, что оно могло бы сделать полезного, это избавить российскую экономику от этих «внешних условий». Ряд мер должны быть срочными и могут дать немедленный эффект. Однако построение независимой от внешних условий экономики противоречит либерально-религиозным убеждениям ДАМа.
В-третьих, о «грузе нерешенных проблем». А кто этот груз создал, как не правительственная команда? Почему мы должны верить, что ДАМ может решить старые проблемы и избежать новых? Он сам признает, что его надо для начала снять с поста. А далее уже пусть подключаются правоохранительные органы. «В отличие от большинства развитых стран в России не сменилась политическая сила, стоящая у власти», – с гордостью сообщает читателям вождь «Единой России». Это гарантия того, что груз нерешенных проблем будет расти.
Д. Медведев сказал, что власть «готова нести ответственность». Уже давно накопилась куча всяких грехов и преступлений (ведь при его правлении возникла часть того самого «груза»). Однако думается, что дело не должно ограничиться административной ответственностью.
Премьер-министр призывает «добиться, чтобы государство не занимало неоправданно много места в экономике (долгосрочная цель состоит в построении небольшого, децентрализованного и эффективного госсектора)». Но ведь любому непредвзятому человеку понятно, что децентрализованный госсектор означает децентрализованное государство. Проще говоря, децентрализация госсектора будет означать окончательное разрушение единого государства. Мы еще, слава богу, не забыли призывы конца 80-х – начала 90-х годов прошлого века к «децентрализации СССР» и видим, чем это кончились.
И.Ю.КАТАСОНОВ
[03/10/2013]
|
Комментарии
И надежда уже померла. Остался только инстинкт самосохранения.