До выборов новосибирского мэра осталось 336 дней. Интрига развивается.

На модерации Отложенный

Бурное за год до события начало предвыборной борьбы за кресло новосибирского мэра можно трактовать двояко. Первое: город с энергией нарастающего crescendo хочет освежить общественно-политическую сферу бытия. Второй вариант: очевидные бенефициары вышли на старт или фальстарт, либо решились на задержку старта.

Показателем первого предположения является отмена городскими депутатами второго тура на мэрских выборах. С давно забытым энтузиазмом политически активная общественность Новосибирска выразила зрелый консолидированный протест против изменения городского Устава. Это было настолько неожиданно для депутатского большинства, до сих пор принимавшего любые решения в тишайших водах заросшего тиной болота, что внеся–таки в нервной обстановке злополучную поправку, депутаты в своих интервью не перестают оправдываться. Их доводы настолько неубедительны, что вызывают здоровый скепсис в головах, даже не очень озабоченных этой темой. К примеру, один из законотворцев-инициаторов в качестве аргумента в очередной раз ссылается на опровергаемую оппонентами якобы экономию бюджетных средств. «Вот когда,- говорит он, мы ловим расхитителя бюджета за нецелевое использование одного миллиона – это правильно, а когда целых одиннадцать бросаем на выборы – это что? Тоже правильно?» Смеяться и плакать хочется от таких аргументов: в мозгу депутата обыкновенное воровство эквивалентно расходам на обеспечение конституционных прав граждан. Другой довод не менее парадоксален. Депутат менторски объясняет обществу, что второй тур - это политический рудимент, так как случается исключительно редко, да и побеждает в нем, как правило, фаворит первого голосования. Спору нет – надобность во втором туре действительно возникает очень редко. Так по какому поводу тогда беспокойство? Ну, и давайте всем без исключения удалять здоровые аппендиксы! Предусматриваемый законом «второй тур» - это не воспалившийся и опасный для жизни городского Устава аппендикс, а гарантия подтверждения или уточнения выбора избирателей в хаотическом первом туре. Правда этот же депутат пообещал вернуть «второй тур», если возникнет необходимость. Какая-такая будет «необходимость» - на этот вопрос, полагаю, ответ у него еще не сформировался. Но невольно в голове возникает аналогия с метаниями «туда-сюда-обратно» в   федеральном законодательстве: выборы по спискам – возврат к одномандатным округам, отмена – возвращение губернаторских выборов, и то же самое с графой «против всех». История с поправкой спровоцировала волну самовыдвиженцев из народа, резво пытающихся сколотить команду и привлечь спонсоров, что тоже говорит о растущей потребности перемен.

Но сердцем загадки, несмотря на пополняющийся список фигурантов, безусловно, является выдвижение или отказ от выдвижения действующего главы города В. Городецкого. Именно от этого обстоятельства зависит потенциал предстоящей кампании. Кулуарные разговоры ширятся, но окончательно все прояснится не скоро. Но обращают на себя внимание некоторые детали. Бытующее мнение, что «второй тур» отменен «под Городецкого» не выдерживает критики. Кому меньше всего помешало бы повторное голосование, так это как раз ему: во втором туре действующий мэр одержал бы уверенную победу. Более того, не станет искушенный политик лично представлять перед законодателями такую сомнительную инициативу за год до выборов, если сам намерен в них участвовать.

Примерно так поступил недавний наш президент Медведев, когда самоубийственно инициировал президентскую шестилетку, заведомо зная, что сам он о ней и мечтать не может. Еще одна деталь – В. Городецкий фактически уже объявил о предстоящем сокращении социальных расходов. В предвыборную страду политики такими обещаниями избирателей не потчуют.  Все это наводит на мысль, что В. Городецкий уже решил для себя этот вопрос. Но, опять же, как опытный политик он не намерен делать скоропалительных заявлений. Тем более, не факт, что не возникнут форс-мажорные обстоятельства, в которых бросить город в, чьи попало, руки ему не позволит выработанное за 14 лет чувство ответственности. Поэтому неопределенность сохраняется.

Пройдемся по короткому пока списку реальных претендентов. Илья Пономарев. До сих пор «варягов», претендующих на выборные первые посты ни в Новосибирской области, ни в ее центре Новосибирске не случалось. Пономарев – первопроходец. Многие готовы охарактеризовать этот фактор со знаком минус, я же, напротив, вижу в этом выгодность стартового положения. Дело в том, что сегодня огромному городу – чуду ХХ века – свойственна, переходя на технический язык, усталость конструкции. И если в предыдущем избирательном цикле Новосибирску еще подходил привычный «ямочный» формат управления, то сейчас конструкция буквально пронизана микротрещинами, грозящими фатальным обрушением. И, исходя именно из этих соображений, кандидатура Пономарева может оказаться для города приемлемой не столько даже из-за возрастной привлекательности, сколько благодаря свежему комплексному подходу к развитию потенциала современного мегаполиса. И критика с позиций корпоративного землячества может не найти отклика у большинства горожан.

В неловком положении оказались традиционно сильные в городе коммунисты. В их рядах накоплен немалый политический опыт. Есть и опытные профессионалы. Но нет того самого «свежего дыхания», которое может смести напрочь замшелую риторику о «восстановлении народного хозяйства». А символом такой форточки может стать как раз оппонент из «варягов», к тому же еще и вполне себе «левый». В сложившейся ситуации, чтобы не потерять лицо, коммунисты и решились бросить на амбразуру самого сильного своего игрока, игрока уже федерального значения, А. Локтя.

Это и есть та неловкость положения, которую они себе сами создали на последнем пленуме. Маловероятно, что, сделавший успешную политическую карьеру в партии, А. Локоть решится остановить ее непыльный рост ради рискованной попытки выиграть пост хозяйственного мэра. Но теперь без потери лица ему от этой точки уже не отъехать: слово не воробей. Правда, он не сам его произнес…

Понятно, что список претендентов будет и пополняться, и обновляться. Некоторые из уже заявившихся лиц незаметно исчезнут, не набрав скорости, кто-то впишется в марафон. Но пока в контурах выборного процесса главным игроком остается интрига.