Поколения временщиков
На модерации
Отложенный
Вячеслав Костиков: Россия «на скорую руку»
00:05 (сегодня)
Вячеслав Костиков Статья из газеты: АиФ №40. «Попробуй отними!»
Владимир Маяковский, объявленный Сталиным «лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи», сегодня мало востребован. Его слово почти не звучит ни по радио, ни на телевидении.
Равнодушие к поэту, ставшему поэтическим знаменем Страны Советов, неслучайно. Масштабы жизни и перемен, которые встают за строками его поэм, пугают новую элиту. Нынешняя эпоха на фоне творчества поэта кажется измельчавшей. Будущие историки столкнутся с невероятными сложностями в оценках нашего времени. За прошедшие двадцать с лишним лет новая элита не обозначила своего присутствия в истории России ничем, что было бы соизмеримо с масштабами перемен, запечатлёнными в поэмах Маяковского. Разве что масштабом воровства. Элитарные споры ведутся не о темпах развития, а о том, ползём мы вперёд или назад.
Читайте также: Владимир Маяковский: 5 фактов из жизни поэта революции >>
Между строк
А между тем стихи Маяковского (если их оценивать не только с точки зрения лирики) содержат в себе полезные гражданские подсказки.
Мой стих трудом
громаду лет прорвёт
и явится весомо, грубо, зримо,
как в наши дни вошёл
водопровод,
сработанный ещё
рабами Рима.
Строки про водопровод, «сработанный рабами Рима», звучат серьёзным упрёком в адрес новой элиты. Что обустраивает нынешняя власть, на какую перспективу работает? На своё краткосрочное благополучие или на будущее России? На что, например, рассчитаны законы, в изобилии принимаемые нашими законодателями? Все думают о произведённом сиюминутном эффекте, и мало кто — о качестве государственного строительства. Кого во власти беспокоит вопрос о том, сколько простоят построенные за последние 10-20 лет мосты, дороги, дома?
Случайно или закономерно то, что открываемые в присутствии высочайшего начальства новые мосты (дороги, стадионы, детские сады, жилищные комплексы и т. д.) чуть ли не на следующий день приходится закрывать для доделок или ремонта? Случайно ли то, что у новой марки отечественного автомобиля, предъявленной В. Путину, не закрывается дверь? Случайно ли, что одна за другой не взлетают ракеты, падают спутники, не включается ГЛОНАСС, загораются в доках подводные лодки? Или во всех этих «случайностях», которые власть так любит списывать на человеческий фактор, проглядывает система управления, специфика нынешней властной модели?
Стыдно признать, но у нас даже церкви строятся с «оскорбительно низким качеством». По словам председателя комиссии Союза архитекторов по культовым сооружениям Михаила Кеслера, из тысяч новых храмовых комплексов «нет ни одного, который мог бы встать наряду с архитектурными сооружениями прошлых веков».
Фото: АиФ / Андрей Дорофеев
Латальщики
Возвращающиеся из европейских городов русские туристы не перестают удивляться: почему в Париже, Лондоне, Вене, Риме не перерыты, как у нас, улицы и дворы? Почему там ежегодно не перекрашивают облезающие фасады, не ремонтируют без конца дороги, теплотрассы? Жители Рима с гордостью рассказывают, что многие семьи живут в домах, построенных 200, 300 и даже 500 лет назад. Строили на века. Почему мы, россияне, живём в состоянии постоянного ремонта, аврала, доработки? Проще всего было бы бросить упрёк «олигархическому режиму»: дескать, думает лишь о собственном выживании, а о России... только новые гимны поёт. Но давайте справедливости ради вспомним другой «режим», совсем недавний. Коммунистический. Вспомним, как народ активно тащил с работы всё, что мог. Многие, наверное, помнят прибаутку тех лет:
Тащи с завода каждый гвоздь:
Ты здесь хозяин, а не гость...
В этой связи полезно вспомнить и знаменитую хрущёвскую эпопею со строительством панельных пятиэтажек. Ностальгирующие по советской власти скажут: а что в них плохого? Скажут, что «хрущёвки» помогли решить острейшую жилищную проблему — расселить коммуналки. Но, видимо, неслучайно возведённые на скорую руку пятиэтажки вскоре стали именовать хрущобами, а сегодня власти вынуждены повсеместно осуществлять дорогостоящие программы по их сносу и расселению. Панельное наследие СССР стало труднейшей проблемой наших городов.
Текущий момент
Толстой и Маяковский: чем знаменит «дом старика Болконского»
Проблема строительства России «на скорую руку» возникла сразу же после захвата власти большевиками. Ленин за несколько месяцев до февраля 1917 г. вообще не верил в возможность революции в России (слишком отстала). Собирался уехать на ПМЖ в США. Ближайшие соратники Ленина, нацеленные на мировую революцию, тоже чувствовали себя в собственной стране гостями. Ресурсы, попавшие им в руки (в том числе золотой запас, музейные ценности и церковная собственность), щедро использовались для финансирования «революционного пожара» в Европе. Российские проблемы не решались, а латались, откладывались на отдалённое будущее. Вся политика была подчинена «текущему моменту». Большевизм как стиль государственного управления породил практику сиюминутных решений и плеяду временщиков. Почти весь трагический для России ХХ век был веком временщиков и авральщиков. В соответствии с этим направлением формировалась и элита. К сожалению, большевизм в государственном строительстве не изжит и поныне. Элита кишит временщиками. Решил в России личные проблемы — и на обустроенный Запад...
Не пора ли прекратить экономические и политические авралы? Россию нужно строить не с пятницы на субботу, не под очередной «валдай», а навсегда.
Комментарии