Новая эра: Homo Internetus.
На модерации
Отложенный
Человек – общественное создание. Существование вне общества, вне общения – это лишь представление из кошмаров, или бесчеловечный эксперимент. Человеческое существо, в принципе, является таковым только до той поры, пока неразрывно связано с другими себе подобными. Будто бы в ковре сложного плетения: нить являет собой сложный, осмысленный узор, но вытяни её из ковра и она уже не представляет собой ничего, кроме обрывка нити.
Нам с вами чрезвычайно повезло: мы присутствуем при рождении эпохи, равной которой еще не было в истории человечества. Это более, чем превращение обезьяны в человека, если такое когда-то имело место. И эта эпоха определяется принципиально новым способом общения, способа выстраивания своего сознания, своего узора в общечеловеческом ковре. Первым лучом, зарей этой эпохи является глобальная компьютерная сеть. Всего несколько десятилетий назад кругозор человека определялся его ближайшим окружением, максимум – рабочими связями. Ныне в доли секунд его сознание встраивается в общую картину, рисуемую людьми, находящимися на другом конце Ойкумены.
Его узор уже не зависит только от данного участка ковра, но сливается в общий рисунок всей ткани мироздания. Это тот самый наглядный пример, который так хорошо иллюстрирует сформулированный Энгельсом и Гегелем закон перехода количества в качество.
Количество взаимодействия в новом, электронном, обществе неизбежно перерастает в качество, качество самого индивида, элементарной ячейки этого общества.
Личность, как таковая, перестает быть ограничена только физическим телом, искусственное, виртуальное пространство дает гораздо больше возможностей, нежели доступно при простом физическом общении. Роль личностных, душевных, качеств человека неизмеримо вырастает – никем не замечаемый неудачник-бизнесмен в реальной жизни, становится влиятельнейшим политиком, благодаря виртуальному пространству.
Интернет, если угодно, доказывает существование человеческой души.
Так или иначе, но личности, скрываемые под никнеймами, вполне материальны и могут оказывать вполне ощутимое влияние на других индивидов, или даже систему в целом.
Вместе с тем, интернет обнажает сущность человека. Выставляет его подлинную ценность. Значительно влиять на общество способны лишь индивиды, обладающие действительно значительными душевными силами, способные предоставить такую информацию, и в таком виде, что эта информация воспринимается как важная значительной частью сообщества.
Индивиды, не представляющие собой интеллектуальной, ментальной ценности для сообщества остаются аутсайдерами независимо от их положения в материальном мире. Со временем положение в материальном мире, безусловно, станет определяться степенью востребования в виртуальных сообществах.
Парадоксально и то, что регулирование виртуального сообщества становится все более затруднено физическими методами. Ценность виртуального общения такова, что вкусившие его готовы пойти на любые жертвы, дабы сохранить эту среду.
Новая среда, однако, порождает и новые отношения.
«Теперь нам уже точно известно, что детей, не имеющих доступа к новым медийным средствам, будут считать почти униженными, — убежден канадский исследователь, автор книги Digital Economy Дон Тапскотт. — Если позволить, чтобы в новой цифровой экономике действовали только рыночные силы, то они могут повлечь возникновение двуклассового общества с пропастью между теми, кто обладает информацией, и теми, кто не обладает ею. Будет происходить становление информационного апартеида, когда не обладающие информацией будут превращаться в тех, у кого отсутствуют знания, а со временем в тех, кто ничего не умеет».
Остается лишь резюмировать, что мы присутствуем при рождении новой, принципиально иной эпохи в истории человечества, когда душевные силы и способности человека будут играть решающую роль в определении его положения в обществе.
Комментарии
<time>Д