Чем большее распространение получает и интернет - тем большее распространение получают “грехи языка”: злословие, клевета, осуждение. Знаменитые лавочки у подъезда, на которых пожилые дамы, не имеющие лучших занятий, обсуждали жизнь своих соседей, приобрели планетарный масштаб, и пожилых дам на них вытеснили люди самых разных возрастов и сословий. Внимательное наблюдение за соседями сменилось на такое же наблюдение за поведением тех или иных людей в сети. Однако суть осталась неизменной - трата уходящего времени жизни на что-то пустое, во-первых, и негативный, осуждающий настрой, во-вторых.
Вы не услышите с виртуальных лавочек слова благодарности, одобрения или похвалы, утешения или поддержки. Вы не обнаружите чего-то хорошего - что кто-то совершил доброе дело, или высказал мудрую мысль. Вот грехи - реальные или предполагаемые - других людей будут выставлены на всеобщее обозрение, подчеркнуты, осмеяны, гневно заклеймлены, в отношении самого человека будет указано, какой он мерзавец и негодяй, с которым нельзя иметь дела приличным людям.
А Ленка из третьего подъезда проститутка! Мужиков водит, я сама видела! Какой водопроводчик, знаем мы таких водопроводчиков... А Петька с десятого этажа пьяница! Ну что, что всегда вежливо так здоровается, меня-то не обманешь! А Колька наркоман, он в аптеке шприцы покупал! Что, мать больная? Знаем мы, кто больной...
В сети происходит то же самое - причем в православной сети дела обстоят не лучше, а как бы и не хуже. Православные пожилые дамы обоего пола и любого возраста приобретают неиссякаемый источник осуждения - заповеди Божии, которым другие пользователи сети, особенно же православные миряне и священники не соответствуют.
А такой-то священник не имеет любви к ближнему! Вот пруфлинк - почитайте, что он говорит, урод! Ах, и как нам с ним можно находиться в одной Церкви! Прямо стыдно называться православными! Да он вообще, наверное, неверующий, карьерист-приспособленец! И пьяница, пьяница к тому же, вот про него рассказывали... И как священноначалие его терпит... Да священноначалие оно вообще... Мракобесы-черносотенцы! Клерикальная диктатура!
А другой священник - еретик! Точно еретик, православныя! Вот мне пересказывали его проповедь... Какие еще точные цитаты? Ясно же, что еретик, разве такие православные люди бывают... А знаете, кстати, какая его настоящая фамилия? Да мы догадывались! И как священноначалие его терпит... Да священноначалие оно вообще... Модернисты-экуменисты! Последние времена!
При этом, как и в доинтернетные времена, болтовня на лавочке представляется не чем-то пустым и греховным, а наоборот, исполнением гражданского и даже религиозного долга.
Обличением зла, вскрытием язв. Ну не имеет, подлец такой, любви к ближнему и послушания слову Божию, должны же мы его обличить, разоблачить, и всячески вывести на чистую воду. Пусть все видят, что мы-то люди принципиальные и нравственные!
При этом и Писание, и Предание считает такое поведение не просто не заповеданным, но и прямо греховным. Апостол пишет: “Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак.4:11,12)”
Это не осуждение и злословие, а обличение? Нет, именно злословие. Обличение - это, по самому значению слова, когда человеку говорят в лицо, а не за спиной. Но почему этот грех так упорен? У него есть одна причина - отсутствие мира с Богом. Осуждение других - попытка спрятаться от сознания своей осужденности. Заглушить беспокойство вечным “А вот он еще хуже! Не бейте меня, бейте его!”. Простое указание на то, что такое поведение глупо и грешно не лечит этого состояния именно потому, что не облегчает внутреннего беспокойства - в моих собственных отношениях с Богом что-то глубоко не в порядке.
Это исцеляется другим - Божиим прощением, которое надо принять покаянием и верой. Признать, что все мы - бедные грешники, не имеющие ни любви к ближнему (это, кстати, бросается в глаза), ни послушания слову Божию. Поверить, что Христос умер за наши грехи, и что ради Его крестной жертвы мы приняты и прощены. Как говорит апостол, “Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа (Рим.5:1)”. Тогда желание осуждать других отпустит.
Но более того, на это не останется времени - кого Бог принимает, тому Он тут же поручает какое-то важное дело, в котором человеку предстоит дать отчет. Каждый Христианин имеет свое поручение, как сказано в Писании, “И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры; [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, - в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием. (Рим.12:6-8)”
Кто-то призван помогать в храме, кто-то - служить больным и немощным, кто-то просто усердно молиться. Но можно быть уверенным в одном - никто не призван перемывать косточки другим членам Церкви.
Комментарии
Очередной "славянин", ревнитель подлинных ценностей выдуманных "русов", решив, что пора отрабатывать выделенные средства, поерзал по Инету в поисках компромата на Церковь, но не нашел ничего худшего, нежели сравнения некоторых христиан с бабушками у подъезда.
А где кровавые жертвоприношения, где тайные оргии? Где положенные на зарубежные счета миллиарды уведенных от паствы долларов? Где, наконец, целый подъзд жильцов, насмерть перееханных очередным обкуренным "попом" на Ферарри?
Плоховато работаете, наш диванный витязь, без огонька. Так, глядишь, и с довольства снимут.