Сетевые лавочки и мир с Богом

На модерации Отложенный

Чем большее распространение получает и интернет - тем большее распространение получают “грехи языка”: злословие, клевета, осуждение. Знаменитые лавочки у подъезда, на которых пожилые дамы, не имеющие лучших занятий, обсуждали жизнь своих соседей, приобрели планетарный масштаб, и пожилых дам на них вытеснили люди самых разных возрастов и сословий. Внимательное наблюдение за соседями сменилось на такое же наблюдение за поведением тех или иных людей в сети. Однако суть осталась неизменной - трата уходящего времени жизни на что-то пустое, во-первых, и негативный, осуждающий настрой, во-вторых.
 
Вы не услышите с виртуальных лавочек слова благодарности, одобрения или похвалы, утешения или поддержки. Вы не обнаружите чего-то хорошего - что кто-то совершил доброе дело, или высказал мудрую мысль. Вот грехи - реальные или предполагаемые - других людей будут выставлены на всеобщее обозрение, подчеркнуты, осмеяны, гневно заклеймлены, в отношении самого человека будет указано, какой он мерзавец и негодяй, с которым нельзя иметь дела приличным людям.
 
А Ленка из третьего подъезда проститутка! Мужиков водит, я сама видела! Какой водопроводчик, знаем мы таких водопроводчиков... А Петька с десятого этажа пьяница! Ну что, что всегда вежливо так здоровается, меня-то не обманешь! А Колька наркоман, он в аптеке шприцы покупал! Что, мать больная? Знаем мы, кто больной...
 
В сети происходит то же самое - причем в православной сети дела обстоят не лучше, а как бы и не хуже. Православные пожилые дамы обоего пола и любого возраста приобретают неиссякаемый источник осуждения - заповеди Божии, которым другие пользователи сети, особенно же православные миряне и священники не соответствуют.
 
А такой-то священник не имеет любви к ближнему! Вот пруфлинк - почитайте, что он говорит, урод! Ах, и как нам с ним можно находиться в одной Церкви! Прямо стыдно называться православными! Да он вообще, наверное, неверующий, карьерист-приспособленец! И пьяница, пьяница к тому же, вот про него рассказывали... И как священноначалие его терпит... Да священноначалие оно вообще... Мракобесы-черносотенцы! Клерикальная диктатура!
 
А другой священник - еретик! Точно еретик, православныя! Вот мне пересказывали его проповедь... Какие еще точные цитаты? Ясно же, что еретик, разве такие православные люди бывают... А знаете, кстати, какая его настоящая фамилия? Да мы догадывались! И как священноначалие его терпит... Да священноначалие оно вообще... Модернисты-экуменисты! Последние времена! 
 
При этом, как и в доинтернетные времена, болтовня на лавочке представляется не чем-то пустым и греховным, а наоборот, исполнением гражданского и даже религиозного долга.
Обличением зла, вскрытием язв. Ну не имеет, подлец такой, любви к ближнему и послушания слову Божию, должны же мы его обличить, разоблачить, и всячески вывести на чистую воду. Пусть все видят, что мы-то люди принципиальные и нравственные! 
 
При этом и Писание, и Предание считает такое поведение не просто не заповеданным, но и прямо греховным. Апостол пишет: “Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого? (Иак.4:11,12)”
 
Это не осуждение и злословие, а обличение? Нет, именно злословие. Обличение - это, по самому значению слова, когда человеку говорят в лицо, а не за спиной. Но почему этот грех так упорен? У него есть одна причина - отсутствие мира с Богом. Осуждение других - попытка спрятаться от сознания своей осужденности. Заглушить беспокойство вечным “А вот он еще хуже! Не бейте меня, бейте его!”. Простое указание на то, что такое поведение глупо и грешно не лечит этого состояния именно потому, что не облегчает внутреннего беспокойства - в моих собственных отношениях с Богом что-то глубоко не в порядке. 
 
Это исцеляется другим - Божиим прощением, которое надо принять покаянием и верой. Признать, что все мы - бедные грешники, не имеющие ни любви к ближнему (это, кстати, бросается в глаза), ни послушания слову Божию. Поверить, что Христос умер за наши грехи, и что ради Его крестной жертвы мы приняты и прощены. Как говорит апостол, “Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа (Рим.5:1)”. Тогда желание осуждать других отпустит. 
 
Но более того, на это не останется времени - кого Бог принимает, тому Он тут же поручает какое-то важное дело, в котором человеку предстоит дать отчет. Каждый Христианин имеет свое поручение, как сказано в Писании, “И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры; [имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, - в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, [раздавай] в простоте; начальник ли, [начальствуй] с усердием; благотворитель ли, [благотвори] с радушием. (Рим.12:6-8)
 
Кто-то призван помогать в храме, кто-то - служить больным и немощным, кто-то просто усердно молиться. Но можно быть уверенным в одном - никто не призван перемывать косточки другим членам Церкви. 

 Сергей Худиев, блогер