Власть готова сократить социальные расходы ради проекта скоростной дороги Москва-Казань

На модерации Отложенный

Сокращение объемов отечественной экономики заставляет правительство выступать с инициативами сокращения социальных обязательств. При этом государство не намерено отказываться от ранее задуманных ранее имиджевых проектов вроде строительства высокоскоростной магистрали Москва-Казань. Несмотря на то, что их стоимость еще на этапе проектирования растет как на дрожжах. Учитывая опыт олимпийских строек в Сочи, где стоимость возводимых объектов во время строительства выросла в разы, можно предположить, что нашим гражданам придется отказаться почти от всех социальных благ ради осуществления мечты нашего руководства как-нибудь проехаться «с ветерком» по России.

Когда план дороги Москва-Казань был презентован обществу, стоимость одного километра оценивалась в 900 млн. рублей. После того, как первые лица государства дали добро на новый «проект века», цена выросла аж до 1,4 млрд. В результате, общая сумма выросла на 140 млрд. и составила 1 трлн. 68 млрд (почти 8% доходной части российского бюджета в 2013 году).

По задумке закоперщиков проекта, государство вложит 63% стоимости, а остальное дадут частные инвесторы. Но опыт и строительства объектов в Сочи, и развития туристического кластера на Северном Кавказе, и организации саммита АТЭС, и подготовка к Универсиаде в Казани показывает, что частник не горит желанием делать крупные вложения. Даже сроки окупаемости туристического кластера на Кавказе в 10-15 лет не выглядят для инвесторов привлекательными. Железная дорога при старой цене должна была окупиться за 40 лет. Можно предположить, что желающих сыграть на свое состояние с государством по меняющимся каждый день правилам в надежде увидеть процветание своих внуков мало кто захочет.

При этом, вряд ли руководство страны откажется от своей затеи. Деньги, очевидно, найдут за счет сокращения социальных гарантий. Недаром совсем недавно прозвучало предложение не продлевать действия закона о «материнском капитале» после 2016 года, а Минфин и Минрегионразвития постоянно плачутся, что денег нет ни на что. Даже Владимир Путин признал, что со своими «майскими указами», раздавая обещания, малость погорячился.

Хотя не факт, что, даже заставив полстраны голодать, власти удастся осуществить свой маниловский проект «моста через пруд». Уже несколько месяцев в стране наблюдается сокращение производства, а прогнозы на ближайшие годы не выглядят оптимистически. Причем сократится и добыча нефти – основной отрасли, наполняющей наш бюджет. К 2025 году, по прогнозу британского банка HSBC, Россия всерьез столкнется с проблемой оскудения старых месторождений.

Но самое интересное, для кого собираются построить новую скоростную дорогу. Сейчас поезд от Москвы до Казани идет от 11 до 15 часов, то есть одну ночь. Предполагается, что люди смогут преодолевать это расстояние за 3,5 часа. Экономию времени нельзя назвать критической. Вряд ли найдется много желающих заплатить за билет вместо нынешних 1-2 тыс. рублей намного больше. Руководство страны обещает, что проезд в 2018 году будет стоить 4 тысячи, но уже сегодня за проезд на сходное расстояние на «Сапсане» от Москвы до северной столицы стоит от 6,5 тысяч.

Еще менее вероятным представляется будущий массовый поток пассажиров из Владимира. Сейчас люди работают в Москве вахтовым методом за 15 тысяч рублей в месяц охранниками в магазине и тратят на дорогу в один конец три часа времени и 340 рублей денег. Неужели ради экономии одного часа они предпочтут заплатить две тысячи?

Получается, что новые скоростные дороги будут строиться не для трудящихся, а для неких абстрактных героев рекламных роликов. Такой в костюмчике господин входит в современный выбеленный поезд, открывает ноутбук, ловит беспроводной интернет, читает деловую прессу, а за окном мелькают покосившиеся избушки и каменные коробки разоренных предприятий. Господину приносят чашечку кофе, и он начинает думы о том, как обустроить Россию…

– На мой взгляд, строительство скоростных магистралей абсолютно ненужный проект, – говорит профессор Высшей школы экономики, эксперт по бюджетной политике и инвестициям Иван Родионов. – За деньги, которые хотят на него потратить, можно было весь период окупаемости носить на руках каждого жителя Казани. Сама эта идея поднять экономику за счет развития инфраструктуры бессмысленна. Этим средствам можно было найти другое применение. К примеру, снизить налоги для бизнеса. Тогда результат был бы более впечатляющим.

«СП»: – Насколько важно сократить несколько часов в пути между Москвой и Казанью?

– Строительство скоростной дороги можно расценить как подарок одним за счет других. Вообще, Москва-Казань – это не то направление, где ездит много народу. Я лично не согласен, чтобы мои налоги шли на проект, не понятно на кого рассчитанный. Этот проект я отрицаю полностью, даже не учитывая факта его удорожания. Сумма, которая называлась до этого, тоже выглядит чрезмерной.

«СП»: – Может, есть надежда, что строительство скоростных дорог поможет развитию и других крупных центров страны помимо Москвы?

– К сожалению, в экономике нельзя вкладывать, опираясь на надежды и мнения. Если не ясно, как вложенные деньги могут вернуться, то делать инвестиции бессмысленно.

У нас много других возможностей для развития. К примеру, можно дотировать строительство жилья, ведь при нынешних ценах оно совершенно недоступно нашим гражданам.

Конечно, инфраструктурные проекты помогают развиваться другим отраслям народного хозяйства. Но есть другие способы поднять нашу экономику, нежели строить такие железные дороги.

«СП»: – Чем же объяснить, что правительство готово пойти на сокращение социальных обязательств, постоянно говорит о недостатке средств, но готово пойти на такие траты, строя магистрали?

– Нелогичность поступков никак объяснить нельзя в принципе.

Просто складывается определенное мнение о тех, кто нами управляет. Нельзя пытаться одной рукой сделать что-то хорошее, а другой – что-то бессмысленное.

– У меня всё время в голове сидит вопрос, почему у нас средняя зарплата в 4 раза ниже, чем в Евросоюзе, почему не растет пенсия, но постоянно тратятся деньги на различные президентские и премьерские игрушки, – заместитель председателя Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, член фракции КПРФ Николай Арефьев. – То мы строим «Сколково», то на острове Русский возводим дорогущий дом приемов с огромными мостами, то скоростные дороги, то олимпийский комплекс. Если нам эти игрушки не по карману, то не надо на них и деньги тратить.

Сейчас бюджет страны не сверстывается никак. Экономика страны остановилась. Со второго полугодия пошла рецессия. Падает производство во многих отраслях. Доходность наших предприятий сократилась на 22%, значит, в следующем году денег в казне будет еще меньше.

И вдруг решают построить скоростную дорогу на Казань. Это что, пуп Земли? Не было необходимости даже связывать скоростной линией две столицы. Но сейчас мы видим полную бессмыслицу.

У нас, по данным Международной организации труда, 90% граждан нищие. Зачем тратиться на скоростную дорогу?

Сейчас нужно заниматься реальной экономикой. У нас только 13% ВВП составляет товарное производство, остальное – спекулятивный капитал. В Германии реальный сектор экономики занимает 86% ВВП, и эту страну все признают передовой. А Россия из передовых ушла в разряд развивающихся. Народное хозяйство может строиться только на производстве. Мы же крутимся вокруг инфляции, курса доллара, бивалютной корзины. Но для реальной экономики ничего не делаем. Чтобы производились товары, чтобы их можно было продавать в другие страны. На экспорт идут только нефть и газ. И опять при принятии бюджета все гадают, какая будет цена на сырье. А ведь уповать больше не на что: нет ни машиностроения, ни легкой промышленности. Алюминиевые заводы и те закрываются.

У нас порочная структура экономики. Расходование бюджетных средств также порочно. И мы не выберемся из ямы, пока будем тратить деньги на пустые проекты, когда не можем обеспечить людям бесплатные образование и медицину.

«СП»: – Возможно, новые дороги дадут импульс деловой активности людей в малых городах.

– Я помню высказывание Эльвиры Набиуллиной о малой перспективе для малых городов. Дескать, давайте всех переселим в мегаполисы. Наверное, эта идея сейчас и осуществляется. Но что получится? Будут три мегаполиса, а остальная территория – пустыня. Я считаю, что надо создавать условия для жизни людям там, где они родились и выросли.

Надо понимать, почему люди бегут с родных мест, почему много кавказцев в Москве, и все они недовольные. Возникают проблемы межнациональных отношений. Но в Дагестане официальная безработица 22%, а до 70% безработных там – молодежь. В трехмиллионной республике нет никакой работы, и люди превращаются в разбойников. Может, стоит проложить скоростную железную дорогу туда и всех перевезти в Москву? Но кем они здесь будут работать? Нишу уборки дворов заняли выходцы из Таджикистана, нишу ремонта квартир – из Молдавии. Кем будут работать дагестанцы?

Это вообще глупость строить транспортные магистрали для переселения людей. Инфраструктурные объекты надо строить там, где люди проживают. Не в столицу надо тащить людей, а развивать в провинции производство. Ведь у нас буксует и национальная политика, вопрос о которой неизбежно возникает в случае массовых переселений.

«СП»: – Зачем же тогда предлагают тратить немалые деньги на скоростные магистрали?

– На мой взгляд, здесь можно увидеть «олимпийскую идеологию»: создать что-то сверхъестественное, чтобы показать всему миру, какие мы «ах-ах».

Конечно, транспортную инфраструктуру надо развивать. Но что происходит в реальности за разговорами о высокоскоростных магистралях? Раньше отлично работал дешевый речной транспорт, а теперь его нет.

Только в этом году было закрыто 234 маршрута поездов дальнего следования. Это сделали только для того, чтобы построить ветку на Казань? А люди не могут нормально добраться до родных мест.

Раньше у нас в стране было 1360 аэропортов, а сейчас работают только 320. У нас сейчас из региона в регион не попадешь, не заехав в Москву. Смешно сказать, но из одного города Якутии в другой можно попасть на самолете только через столицу. Вот здесь надо решать проблемы с транспортом.

А скоростной поезд Москва-Казань никаких проблем не решит. Мы видим этот поезд на маршруте Москва-Петербург. Разве в нем ездят простые люди? Только чиновники. А трудящиеся вынуждены в пригородных электричках перебегать из одного вагона в другой, спасаясь от контролеров.

Скоростная линия – это такой проект, чтобы как можно больше строить и как можно больше украсть. Но затея эта не для простых людей.

Римский сенатор Катон заканчивал все свои речи ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОДЕРЖАНИЯ фразой: «Кроме того, я думаю, что Карфаген должен быть разрушен». По его примеру ВО ВСЕХ СТАТЬЯХ заявляю, что всем бывшим советским республикам требуется: ПРЕЖДЕ ВСЕГО 1. Конфедерация с республиками бывшего СССР со столицей в Киеве, А ТАК ЖЕ 2. Индустриализация 3. Справедливость.

Подробности:

http://maxpark.com/community/4572/content/1427398