Newsland.com – место, где обсуждают новости.
Социальный новостной агрегатор №1 в Рунете: самое важное о событиях в России и в мире. Newsland.com - это современная дискуссионная платформа для обмена информацией и мнениями.
В режиме 24/7 Newsland.com информирует о самом важном и интересном: политика, экономика, финансы, общество, социально значимые темы. Пользователь Newsland.com не только получает полную новостную картину, но и имеет возможность донести до аудитории собственную точку зрения. Наши пользователи сами формируют информационную повестку дня – публикуют новости, пишут статьи и комментарии.
- Буквально на второй день после нашего прилета в Египет каирская газета «Аль-Ахрам» вышла с сенсационным сообщением на английском языке: «На авиабазе Каир-Вест появились новые самолеты!» Правда, вездесущие репортеры назвали их Х-500 или «Foxbat», однако помещенная тут же фотография МиГа в воздухе не оставляла сомнений, о чем идет речь. Египетские журналисты приписали ему и скорость М=3,2, хотя фактически предельная скорость на МиГ-25 в то время соответствовала М=2,83. Пришлось мне отвечать Главному штабу ВВС в Москве на вопрос, кто дал «добро» на полеты и как оказался снимок, якобы нашего самолета в местной газете. Мой ответ был краток: «Мы еще не летали, снимок сделан, очевидно, во время демонстрационного показа авиатехники на аэродроме Домодедово 9 июля 1967 года».
Этот демонстрационный показ был устроен в Домодедово в честь 50-летия Октябрьской революции. Вместе с двумя самолетами с изменяемой геометрией крыла, самолетом вертикального взлета и посадки и многими другими над головами огромного количества зрителей пролетела и четверка новых Е-155Р-3. Пилотировали их Г. Вахмистров, И. Лесников, В. Петров и Г. Горовой. Комментатор тогда объявил, что этот истребитель-перехватчик способен действовать в любых метеоусловиях и летает со скоростью в 3 раза превышающей звуковую. Несомненно, это была правда, хотя продемонстрированный самолет представлял собой разведчик. Поначалу пресса приписала новый самолет А.С. Яковлеву, но через несколько месяцев он был «переименован» в МиГ. И опять неудачно: еще пару лет он проходил в газетах и журналах мира как МиГ-23.
Первый же полет на опытной машине Е-155Р-1 был выполнен 6 марта 1964 г. шеф-пилотом ОКБ А.И. Микояна Александром Федотовым. В 1967 и в 1973 годах на ее дальнейшей модификации Е-266 была установлена целая серия мировых рекордов скорости, высоты и скороподъемности (всего 25, в том числе - 3 абсолютных - А.П.). В доводку машины внес достойный вклад и мой давний товарищ Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР, кандидат технических наук генерал-майор авиации в отставке Александр Щербаков.
С первых дней нашего пребывания на египетской земле стало ясно, что за нами внимательно и постоянно наблюдают (и не кто-то один!). С каждым днем, особенно с началом полетов, это все более подтверждалось. Вполне вероятно, что израильтяне знали, что самолет МиГ-25, кроме разведки, в варианте разведчика-бомбардировщика, мог выполнять и другие задачи, и поэтому проявляли такой большой интерес к нашему отряду. Бдительность пришлось усилить.
Рассказывает полковник в отставке Николай Борщев:
- Вспоминаю случай, когда сделал свой первый вылет наш командир Александр Бежевец. Сидим вечером с ребятами, отмечаем боевой вылет, работает радио-«брехунец», так его мы между собой называли. И вдруг на чистом русском языке израильтяне передают: «Сегодня два советских самолета типа «МиГ-23» (почему-то?!) с египетскими опознавательными знаками нарушили воздушное пространство Израиля. В следующий раз они будут сбиты». Видимо, агентура им сообщила кое-какие данные о наших истребителях. Решили запугивать нас. Потом «кнут» кончался и начинался «пряник»: «Тот, кто перегонит русский самолет в Израиль получит виллу на побережье Средиземного моря и миллион долларов на личный счет». Ох, и посмеялись мы, что так дешево ценят они нас. Ведь, когда в 1969 году мы были на переучивании на Горьковском заводе, то инженер нам говорил, что только один фонарь на МиГ-25 30 «Волг» стоит (по тем временам машина стоила 9,5 тыс. рублей). Делался-то он из стратегического сырья, которое отдельными компонентами закупалось за рубежом. Когда самолет разгонялся до трех скоростей звука, остекление фонаря разогревалось до 300 градусов и при прикосновении к нему можно было получить ожог. Вся же машина, выполненная на 80 процентов из стали, на 8 процентов из титана и на 11 процентов из алюминиевых сплавов, стоила громадных денег. Дешево ценил нас противник...
В шифровке из Москвы нам было дано указание взлетать парой самолетов с минутным интервалом между ними. Я сказал тогда Семену Ильичу Харламову, что это время большое, так как в этом случае фактическое расстояние между машинами в воздухе достигало бы огромных размеров - 40 км. Если израильтяне «раскусят», то смогут сбивать нас поодиночке. Но нарушить директиву Генштаба не осмелился даже главный военный советник В. Окунев. И тогда я всю ответственность взял на себя, заявив С. Харламову, что, мол, он, якобы, «ничего не знает», а мы будем летать с интервалом 25-30 секунд.
Когда взлетала наша пара разведчиков, тактический фон в воздухе над аэродромом Каир-Вест создавала вся наша авиация: Ан-12, Ту-16, Су-7, МиГ-21. При этом истребители выполняли задачу прикрытия. Мы делали разворот и с резким набором высоты буквально «прошивали» воздушное пространство и уходили на маршрут над территорией противника.
Указание министра обороны на счет Тель-Авива мы старались выполнять. Но однажды, когда я уже летел над Средиземным морем, у меня накопилась в автоматической бортовой аппаратуре ошибка в пеленге. На правом развороте смотрю - меня тянет к Израилю. Высота большая - 24 километра. Вот уже Тель-Авив, до него всего 29 километров. Я перевел самолет в горизонтальный полет и посмотрел вниз. Под крылом как на ладони лежала «земля обетованная». Пришлось сделать еще один доворот, изменить ложную траекторию полета.
Когда мы представили нашему командованию и египетскому руководству первые аэрофотоснимки, то все они удивились блестящему их качеству, а также широте открывшейся большой панорамы. На снимках, помимо Египта, были запечатлены весь Израиль и даже Иордания. Четко просматривались на Синайском полуострове опорные пункты, доты, вкопанные в землю танки, сеть коммуникаций, отдельные автомашины и т.д. Аппаратура радиотехнической разведки помогала вскрыть РЛС ПВО, зенитные позиции, аэродромы и другие объекты на территории Синая, а затем и Израиля.
Как мы и ожидали, все попытки израильских перехватчиков «Фантом» и «Мираж», которые не могли достичь необходимую высоту и занять надежную позицию для атаки, а также ЗРК «Хок» (с максимальными высотами поражения целей в пределах 13,7 - 17,7 км) оказать противодействие нашим МиГ-25 были тщетными. Разведчики шли намного выше зон досягаемости истребителей и зенитно-ракетных комплексов противника. Единственное, чего мы опасались, так это наличия у Израиля американских ЗРК «Найк-Геркулес» с большой высотой поражения целей (до 30 км). Особенно эти опасения усилились после того, как на своем втором заседании по проблеме советских МиГов израильский кнессет в очередной раз принял резолюцию о том, что «Израиль, дескать, не позволит русским безнаказанно летать над их территорией». В сочетании со сведениями генерала В. Окунева о двух батальонах «коммандос» противника, готовящихся серьезно действовать против нашего отряда, эти заявления вызывали тревогу за безопасность авиационной техники и личного состава. К счастью, слухи о появлении новых ЗРК у израильтян не подтвердились.
Тем не менее мы строго придерживались соблюдения режима строжайшей секретности в деятельности отряда...
Через некоторое время должны были начинаться полеты на Израиль. Доложили Гречко. Он, как член Политбюро ЦК КПСС, связался с высшим партийным руководством, и только после этого было получено «добро» на первый вылет.
Что началось твориться в воздухе, можно было наблюдать только по ИКО. Пытаются подлетать к МиГ-25 израильские истребители, не достают, шум в эфире стоял невообразимый. «Хоки» тоже до 22 тыс. метров не доставали, хотя группировка у противника была сильная...
Разработали маршрут через Тель-Авив. Вновь докладываем министру. А он в ответ: «Какова вероятность сбития?» Говорим, что мизерная. ЗРК «Хок» только до 16 тыс. метров максимум достает, а «Найк-Геркулес» выявлен не был. Если последние и были, то где-то на севере страны. Гречко посмотрел на карту и не разрешил этот полет, сделав пометку карандашом в обход израильской столицы.
После второго нашего вылета израильтяне стали охотиться за МиГ-25. Мы получили разведданные, что они подтянули свои зенитные ракетные установки ближе к Суэцкому каналу и намерены были поставить дополнительно какие-то другие системы. Но вся эта охота для противника закончилась безрезультатно. Не помогли ему и пуски «Хоков». Наши МиГи оказались Израилю не по зубам и на 100 процентов выполнили все поставленные перед ними задачи...
... На всем протяжении Синая, в длину и в ширину, противником была оборудована сеть дорог, обеспечивавших переброску сил, проведение атак и контратак, взаимодействие и возможность осуществления маневра между различными секторами. На возможных направлениях действий израильских войск и на разных глубинах были оборудованы и передовые пункты хранения.
Всю эту систему обороны противника вскрыли советские летчики отдельного авиаотряда. Не случайно 90 процентов вражеских объектов на Синайском полуострове были уничтожены ВВС Египта уже в первые часы войны, начавшейся в 14.00 6 октября 1973 года. Кроме того, наши разведчики добыли для генеральных штабов вооруженных сил АРЕ и СССР ценнейшие сведения и о тыловой инфраструктуре, сети коммуникаций, ПВО и аэродромах, о портах собственно Израиля. Это позволило египетскому командованию реально оценить оперативные возможности израильтян для наращивания своих сил и подтягивания резервов на оккупированные территории.
Родина высоко оценила героизм и мужество, проявленные нашими авиаторами в ближневосточном небе и при испытаниях новейшей машины МиГ-25. Звания Героя Советского Союза были удостоены Владимир Гордиенко (26 апреля 1971 г.), Александр Бежевец (3 апреля 1975 г.) и Николай Стогов (16 февраля 1982 г.; через два с лишним месяца, 28 апреля, заслуженный летчик-испытатель СССР погиб в авиационной катастрофе. - А.П.). Остальные летчики были награждены орденами Красной Звезды. Отдельный авиационный отряд был признан единственной отличной частью группировки советских войск в Египте. Всего же в руководстве, обеспечении и в непосредственном выполнении задач авиаотряда приняли участие 12 действующих, в том числе 3 - дважды, и 4 будущих Героя Советского Союза.
Успешная и эффективная работа «двадцать пятых» в боевых условиях подтвердила их исключительные возможности и была зачтена в программу войсковых испытаний. Создатели самолета и руководство ВВС получили доказательства надежности и перспективности новой машины.
(В материале использованы данные открытых источников информации).
Андрей ПОЧТАРЕВ, «Красная звезда», 17.08.2002