Кооперация вместо наёмного труда - российский опыт (продолжение 1)
На модерации
Отложенный
"Всё живое в мире обязано заботиться о развитии, о расширенном воспроизводстве. Материальное производство - не исключение. Поэтому мы определили долю дохода, которую каждый работник отчисляет на развитие производства. Таким образом, доход каждого работника делится на две части: "накопление" и "потребление". Из части "потребление" каждый работник оплачивает все материальные затраты (в том числе и амортизацию), услуги специалистов и обслуживающего персонала. Остаток является его личным доходом. Доход специалистов и обслуживающего персонала определяется в процентах от части "потребление" после вычета материальных затрат.
Доля администрации определена в процентах от части "накопление".
Появились и новые проблемы. Около 30% работников оказались банкротами. Это были первые банкроты в СССР. Но вкус к самостоятельной работе оказался настолько силён, что, несмотря на огромное давление со стороны местных властей (напомню, это был конец 1985 года), собрание решило работать по этим принципам и дальше. Здесь необходимо отметить ещё одно принципиальное отличие от "реформ" в России. Банкроты не выбрасываются "за борт", по нашему решению в течение двух лет убытки банкротов покрываются из страхового фонда, а затем погашаются из имущественного пая работника (об этом чуть дальше). Но дважды банкротом не становился никто. Люди быстро поняли, что это не шутки, а реальная экономическая ответственность за результат своей деятельности.
А дальше началось самое интересное. Годами мы не могли заставить людей думать об экономике предприятия, теперь же не было отбоя от вопросов. Первыми забеспокоились те, кто лучше работал и чья доля в инвестициях, соответственно, была больше. "Если результат труда - моя собственность, то и средства, идущие на развитие производства - мои. Но я вложил 5000 рублей, а мой сосед - 700. Я хочу видеть свои деньги" - говорили они. Тогда мы завели личные счета на каждого, где записывали суммы, инвестированные конкретным работником. Тогда появились другие вопросы. Если у меня на инвестиционном счёте 10000 рублей, которые используются в производстве и дают доход, то почему я не вижу этого дохода?". Эта проблема была решена.
Заетм в повестку дня стали земельные паи. Дивиденды на земельные паи выплачиваются каждому жителю территории по праву рождения как совладельцу земли, а дивиденды на имущественные паи - пропорционально доле в общественном капитале.
Были сформированы страховые и резервные фонды из части "накопление". Остаток части "накопление" (инвестиции) распределили в долях между всеми участниками производства - непосредственными товаропроизводителями, специалистами, обслуживающим персоналом и администрацией. Это ещё один важный момент.
Некоторые "борцы за права рабочих", стремясь сделать их хозяевами, предлагают нанимать администрацию. Получается как в фильме "Свой среди чужих...": "Бая ругаешь, а сам баем хочешь стать.
И бить своих батраков будешь. Будешь, будешь. Это, брат, диалектика". Мы отменили наёмный труд для всех, а не просто поменяли хозяев и рабов местами. Поэтому все действительно равны в правах и в отношении к создаваемому продукту, а, следовательно, и к инвестициям.
Следующий этап в развитии нашего союза начался с вопросов уже не работников, а пенсионеров. "Вы получаете дивиденды на свой капитал, а разве нашего труда нет в этом хозяйстве? Ведь мы начинали с сохи и лопаты, а вы сейчас на какой технике работаете". Отвечая на вопросы действительно поставленные жизнью, а не высосанные из пальца, мы на третьем году работы должны были ответить на вопрос: чья же у нас собственность? Люди способны решить любые проблемы, но направление поисков решения определяется наличием или отсутствием совести. Есть совесть - тогда возникают ответы, исключающие несправедливость. Решили мы и эту проблему. Подняли все архивы с момента организации колхоза в 1936 году, посчитали прирост основных фондов за каждый год, выяснили, кто и сколько работал, создавая этот прирост. Распределили его между работниками пропорционально вкладу каждого. Просуммировали по годам и расписали по личным счетам. Таким образом распределили капитал между всеми, кто его создавал. Если человек умер, его доля доставалась его наследникам.
Тут есть одно очень важное следствие. Поскольку каждый работник, используя прошлый труд, овеществлённый в основных фондах, в первую очередь восстанавливает стоимость самортизированного имущества, то тем самым восстанавливает используемый капитал, а, значит, и прошлый труд своих предшественников. Следовательно, сколько бы лет ни прошло, личный инвестиционный счёт каждого будет состоять из собственного капитала и капиталов своих предков. И всегда можно сказать: вот мой вклад в наше богатство, вот - моего отца, вот - деда, прадеда...
Тут наступил завершающий этап с точки зрения формирования структуры нашего союза. К нам обратились врачи, учителя и другие жители, не работающие в основном производстве. "Почему мы живём вместе, а живём по-другому? Не можем ли и мы жить также?".
Конечно, можете. Давайте обсудим, какую долю дохода каждый работник готов выделить на образование, медицину, милицию..., как будем оценивать результат вашего труда и какова мера ответственности каждого. С тех пор мы и живём все вместе по принципам, которые мы сформулировали так:
- каждый гражданин является собственником своего труда;
- все граждане являются совладельцами природных ресурсов по праву рождения;
- каждый гражданин является собственником своей доли в общественном капитале".
Продолжение следует.
Комментарии
http://maxpark.com/community/6007/content/2219103
-------------------------------------------
http://maxpark.com/community/6007/content/2219167
Думаю, общими усилиями - прорвёмся!!
Жаль только, что автора представленного выше замечательного доклада уже нет в живых. Он умер в 2001-м. Великий был человечище!
Светлая ему память.
Что стало с его детищем, "Шукты" - хорошо бы выяснить. Такие великие дела пропадать не должны!
С уважением, В.М.
http://www.stihi.ru/2009/09/28/3082