КУРИЛЫ – ПРАВА НА СОБСТВЕННОСТЬ

На модерации Отложенный

Вот уже много лет Япония предъявляет России претензии на острова Курильского архипелага – Итуруп, Кунашир и Малую Курильскую гряду, состоящую из острова Шикотан и группы мелких островков, носящих у японцев общее название Хабомаи. Считая их своей законной территорией, Токио ссылается на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 г. Острова же достались России по результатам второй мировой войны, что закреплено рядом международно-правовых документов. Разногласия по поводу их государственной принадлежности являются главным препятствием к заключению мирного договора.

Как известно, на состоявшейся в 1951 г. международной конференции в Сан-Франциско Япония отказалась от претензий на Южный Сахалин и Курильские острова. Между тем, с самого начала многие японские консерваторы были недовольны территориальными уступками, о которых договаривались в Сан-Франциско. Но так как в сан-францисских документах не указывалось, в чью пользу Япония отказалась от островов, японцы стали выдвигать требования о созыве международной конференции, надеясь, что каким-либо образом им удастся не только вернуть утраченные территории.

В 1956 г. советское правительство, идя навстречу пожеланиям Токио в целях нормализации двусторонних отношений, в совместной советско-японской декларации выразило готовность передать Японии остров Шикотан и архипелаг Хабомаи, но при условии вывода войск США с японской территории. Причем эта передача может состояться только после подписания мирного договора, а вовсе не является условием для его заключения. Однако под угрозой со стороны Вашингтона превратить японский остров Окинава, где до сих пор находятся американские войска, в американскую колонию, Токио стал требовать возвращения не только островов Шикотан и Хабомаи, но и островов Итуруп и Кунашир, причем безо всяких условий. Более того, японским правительством было заявлено, что Япония никогда не отказывалась от прав и на Итуруп с Кунаширом. В результате Москва отвергла требования Токио относительно Итурупа и Кунашира, и тех пор, несмотря на постоянное давление со стороны Японии, стороны к переговорам по решению территориального спора не возвращались.

Между тем, в отношении данных островов вопрос не должен даже обсуждаться.

Во всех материалах, изданных в Японии во времена второй мировой войны на картах Министерства иностранных дел, в сан-францисских заявлениях бывшего премьер-министра С.Есида и в его мемуарах, а также в газетах ясно говорится, что Итуруп и Кунашир входили в число Курильских островов, от которых отказалась Япония.

Есть мнение, что это была искусная уловка Вашингтона, имевшая целью ввергнуть Москву и Токио в конфронтацию на многие десятилетия. Именно проблема Курил позволила ему вовлечь Японию в глобальную стратегию США и, отводя японский национализм от себя, направить его против СССР.

Японии же был нужен враг для облегчения усилий по восстановлению страны после поражения в войне, воссоздания экономики, достижения независимости, что и было достигнуто благодаря американской военной помощи в обеспечении безопасности.

Однако согласно исторической логике и международному праву современное состояние границы между странами не должно подвергаться сомнению. Территориальные претензии и высказывания японской стороны о принадлежности им южных Курильских островов на основании Симодского трактата от 7 февраля 1855 г., от которого Япония отказалась в 1904 г. нападением на Россию, некорректны. Выдвигаемые Японией права на собственность южных Курильских островов выдают агрессивность ее внешней политики, обосновывающей домогательства этой страны тем доводом, что до 1945 г. острова принадлежали ей. Таким подходом Япония ставит вопрос не только о территориальном пересмотре итогов второй мировой войны, но и акта об ее полной и безоговорочной капитуляции. Подобное стремление непременно может повлечь за собой пересмотр существующих границ, сложившихся в итоге второй мировой войны. При этом территориальные претензии японской стороны оказывают влияние на взаимоотношения двух стран, накладывая негативный отпечаток на все сферы сотрудничества, усложняют ведение бизнеса и инвестиционной деятельности, плохо влияют на имидж государства. Поэтому наследникам самураев следует пересмотреть старые способы решения имеющихся проблем и направить свои взаимоотношения с Россией в новое русло.