Стратегический план "Аль-Каиды" и ближневосточные реалии: станет ли фантазия джихадистов былью?

На модерации Отложенный  

Стратегический план "Аль-Каиды" и ближневосточные реалии: станет ли фантазия джихадистов былью?Фото:Reuters

В свете сирийского кризиса мир активно обсуждает: что же предпочтительнее – армия Асада или "Аль-Каида". Дилемма выбора меж двух зол не сходит с повестки дня секретных служб, аналитических институтов, журналистских форумов и пресловутых "народных кухонь".

Ситуация на Синае также постоянно напоминает об угрозе "Аль-Каиды". Там боевики Всемирного джихада заняли прочные позиции, вынудив египетскую армию начать пару месяцев назад широкомасштабную антитеррористическую операцию.

Несмотря на то, что все это происходит у границ Израиля, по оценкам израильских военных специалистов угроза "Аль-Каиды" пока не вошла в разряд "острых". Как сказал на днях командующий северным военным округом генерал Яир Голан, угроза "Хизбаллы" и Ирана для Израиля гораздо сильнее, нежели угроза со стороны разрозненных группировок Всемирного джихада. А угроза со стороны ХАМАСа в Газе с его ракетным потенциалом доставляет Израилю больше хлопот, нежели заезжие джихадисты и завербованные ими боевики на Синае.

Всемирный джихад подает голос то здесь, то там, но пока ещё заглушается большинством не только на Западе, но и в арабском мире.

Тем не менее, за последние два с половиной года, прошедшие с начала восстаний в арабском мире, Всемирный джихад проник и обосновался в виде террористически ячеек в разных точках ближневосточного региона – на Синае, в Сирии, в Ливии, Тунисе и других. И хотя многих такое развитие событий застало врасплох, о нем ясно говорилось в "Стратегическом двадцатилетнем плане" "Аль-Каиды" на период с 2000-го по 2020-й годы, опубликованном ещё в 2005-м году. Однако следует признать, что реализации этих планов помогли не всегда зависящие от этой террористической сети события, которыми она просто умело воспользовалась, обернув в свою пользу, пишет Аарон Зелин из Вашингтонского института Ближневосточной политики на страницах World Politics Review.

К 10-летию терактов 9/11 он напоминает о нашумевшей книге иорданского журналиста Фуада Хуссейна "Аль-Завахири: Второе поколение Аль-Каиды" (“Al-Zarqawi: Al-Qaida's Second Generation”), вышедшей в свет ещё в 2005-м году. В ней автор приводит анализ составленного ещё в конце прошлого века 20-летнего стратегического плана "Аль-Каиды", состоящего из семи этапов.

Первый этап под кодовым названием "Пробуждение" пришелся на период 2000-2003 г.г. Целью терактов 9/11 было заставить США объявить войну исламскому миру и тем самым "разбудить" мусульман. Своей атакой "Аль-Каида" хотела достучаться до мусульман во всем мире, и ей это удалось. Как сказал один из представителей джихадистской группировки "Ансар аль-Шария" в Тунисе, "у многих проснулся интерес к этой теме, и даже если мы потеряли каких-то старых своих сторонников, у нас появилось много новых".

Этап второй: "Раскрыть глаза". Он пришелся на 2003-2006 г.г. В этот период "Аль-Каида" пыталась расширить масштаб деятельности через "покорение" новых арабских стран. Ирак должен был стать плацдармом и центром этой разветвленной сети. На этом этапе "Аль-Каиду" ждал переменный и относительный успех. Помимо Ирака, где обосновалась ячейка сети, ей удалось укрепиться в Йемене и в Алжире.

Третий этап прошел под лозунгом "Восстать и устоять" в период с 2007-го по 2010-й год.

Он сосредотачивался на "Левантийском регионе" с акцентом на Сирии, Турции и Иордании. В этот период "Аль-Каида" пыталась нанести удар по Израилю, но даже считанные ракеты, выпущенные её боевиками с Синая, никакого ущерба еврейскому государству не принесли. "Аль-Каида" не нашла поддержки и у руководства ХАМАСа в Газе, которое боролось с заезжими джихадистами как с любыми другими конкурентами. Так что этот этап стал для сети провальным.

Четвертый этап пришелся на период с 2010 по 2013 г.г. Ему аналитики "Аль-Каиды" предрекали падение "арабских тиранов" и "террористическую кибервойну" против американской экономики. И тут джихадистам повезло: их прогнозы оправдались, хотя самой "Аль-Каиде" даже не пришлось прикладывать к этому руку. Восстание арабских масс против своих правителей произошло в обход "Аль-Каиды" и не было вдохновлено ею. Однако, ей удалось воспользоваться ситуацией и обернуть её в свою пользу, в том числе, путем внедрения в социальные движения. Они выучили уроки неудач в Ираке и теперь сосредоточились на "привлечении масс" под прикрытием социальных служб и гуманитарных организаций.

К 2013-му году джихадистам удалось закрепиться в Сирии и на Синае.

Пятый этап запланирован на 2013-2016 годы. За это время "Аль-Каида" надеется установить Исламский халифат на фоне ослабления Израиля и западного влияния в исламском мире. Однако пока планы "Аль-Каиды" натыкаются на факты, свидетельствующие о том, что Израиль становится мощнее. Что же касается позиций Запада на Ближнем Востоке, то где-то они утрачиваются, но о закате западного влияния говорить слишком рано.

Шестая фаза называется "Тотальная конфронтация". Её стратеги "Аль-Каиды" обещают на период 2016-2020 г.г. Тогда, по их замыслу, должна начаться тотальная война с "неверными", плавно перетекающая в…

Седьмой этап под названием "Решительная и бесповоротная победа". На этом этапе мусульмане должны победить "неверных" и установить всемирный (или почти всемирный) халифат.

Аарон Зелин пишет, что последние два этапа больше похожи на несбыточную фантазию "Аль-Каиды". Запад действительно сталкивается с экономическими проблемами и утратой влияния, но они не столь глубоки, как хотелось бы стратегам Всемирного джихада, и носят временный характер. Израиль тоже ни по каким показателям "тонуть" не собирается.

Что касается самих джихадимстов, то у них нет никаких навыков управления государствами. Да и население арабских стран в большинстве своем не горит желанием жить в узких рамках шариата. Напротив, молодежь смотрит на Запад и "заглядывается" на свободу. Именно с этого стремления к свободе и начиналась в свое время "арабская весна".

Тем не менее, продолжающаяся нестабильность в регионе открывает джихадистам возможности для усиления своих позиций. "Аль-Каида", которая показала себя гибкой в том, что касается умения учиться на своих ошибках, вполне способна найти – и находит себе – новых сторонников. Это не та критическая масса, которая может обеспечить ей "окончательную и бесповоротную победу". Но и хоронить "Аль-Каиду" слишком рано. Она ещё долго будет будоражить регион и пытаться добиться поставленных ею ещё в прошлом веке целей.

Занятость мира и Израиля "более насущными" угрозами увеличивает шансы Всемирного джихада. И поэтому не стоит забывать о террористах "второго круга", даже сосредоточившись на борьбе с террористами "круга первого", ближнего. История учит, что попустительство наименьшему из двух зол в подобных случаях ещё никогда не приводило к долгосрочному миру и стабильности, а альянсы с одними террористами против других преподносили неприятные сюрпризы тем, кто их заключал.