Почему нельзя возродить нравственность
Кто-кто раньше лучше жил? Повторите. Встаньте. Кто это там встал? Макашов? А, ну вы-то жили, конечно…
В.С. Черномырдин
Пелевин в «Generation P» писал про кандидатов в американские президенты, что «если один про мост в прошлое заговорит, то другой через два дня обязательно про мост в будущее скажет». В российской ментальности образ второго моста, похоже, отсутствует. Будущее для нас – это прошлое, которого никогда не было.
Балы, красавицы, лакеи, юнкера
Слушаешь дебаты, читаешь дискуссии и удивляешься: почему нравственность постоянно предлагается возрождать, а к ценностям – возвращаться? Наше общество в большинстве своем отчего-то уверено: был, был когда-то золотой век, в котором степенно ходили по чистым улицам румяные и беспечные многодетные семьи, всюду царили справедливость и порядок, государство пеклось о гражданах, а искусство производило исключительно шедевры, не оскорбляя ничьих чувств.
Стиль и жанр этого потерянного рая весьма разнообразен и зависит в основном от возраста грезящих. Те, кому сейчас двадцать с небольшим, часто склонны считать им Советский Союз, где, по их мнению, все было так же, как сейчас, только гораздо лучше. С социальными гарантиями, бесплатными образованием и медициной, дружбой народов и победами в спорте. Люди постарше, хорошо помнящие совковые очереди, хамство, взятки и аборты без наркоза как главное средство регулирования рождаемости, склонны идеализировать дореволюционную Россию. О, прекрасный хрупкий мир, с его дворянскими усадьбами, домашними спектаклями, настоящей большой любовью, подлинным патриотизмом и подрагивающим на блюде аппетитным бланманже! А не снился ли вам приезд государя императора в город Кострому? Как же, было такое сновиденье!
Ускоренно двигаясь назад и перескакивая некоторые исторические вехи, можно со вкусом идеализировать допетровскую Россию, трепетно любить времена Ивана Грозного, тосковать по Византии, а особо оригинальные натуры могут обнаружить свой идеал в Руси языческой. Но суть любого варианта проста и пронзительна. Сначала все шло хорошо, своим особым путем. Была высокая нравственность и весьма полезные и приятные традиции. А потом налетели вихри буйные – и все пошло кувырком. Мораль пала, духовные скрепы расшатались и заржавели, высокие ценности забылись и заменились черной мерзостью. И вот теперь мы тоскуем, который век пытаемся возродить, однако происки врагов мешают.
Наши предки, ваши предки на одной качались ветке
Иногда кажется, что современный российский обыватель представляет себе прошлое в основном по кинофильмам, где герои, что в девятнадцатом веке, что в девятом, имеют белоснежные зубы, красивую одежду, чистую кожу и высокие моральные принципы. Но вот я, например, полностью отдаю себе отчет в том, что мои руки выглядят неплохо по той причине, что лет двадцать назад я перестала ими стирать. У меня есть стиральная машина, которой не было в доме моих родителей. И в подростковом возрасте мне самым жестким образом прививались навыки ручной стирки и правильного отжимания половой тряпки. Считалось, что все это просто обязана уметь делать любая барышня, иначе замуж не возьмут. Это были традиционные ценности, оказавшиеся совершенно ненужными два десятилетия спустя.
Когда-то люди не мыли рук. И это тоже было ценностью. Венский доктор Земмельвейс, призвавший к этому своих коллег-врачей в конце XIX века, подвергся настоящей травле. А как же возражало медицинское сообщество против наркоза! Операции на орущем от боли пациенте – вот что полезно, веками проверено, а потому в высшей степени нравственно. Но это еще что! Были времена, когда все верили, что Солнце в высшей степени традиционно вращается вокруг Земли, а еще раньше – что Земля плоская и покоится на трех высокоморальных слонах, в свою очередь опирающихся на панцирь добродетельной и чистой помыслами черепахи.
Представим себе доисторический диалог между приверженцем традиций дедушкой-каннибалом и его прогрессивным внуком. Внук говорит: «Не стану я, дедушка, кушать человечины. Такой вот я аутсайдер и либераст». Дедушка негодует: «Ну на что вы годитесь, молодое поколение? Ты подумай, не съешь мозг врага – будешь глупый. Не съешь его сердце – будешь трус. Так же все наше племя выродится!»
Поедем, красотка, кататься
Если бы машина времени существовала, тоскующим по прошлому непременно стоило бы отправиться в небольшой тур. Людям, переживающим из-за распространения СПИДа, полезно было бы посетить средневековый город, зараженный чумой. Пообщаться с его жителями, не имеющими ни микроскопов, ни медикаментов, а главное – элементарных знаний о том, что это за зараза и как она передается.
Сокрушающимся о низком боевом духе армии посмотреть на какую-нибудь знаменитую битву и задуматься над тем, что на протяжении всей истории человечества война считалась нормальным состоянием общества и естественным занятием для мужчины. И вспомнить, что конвенция о гуманном обращении с военнопленными была принята только в 1929 году. Никому не нравится Гуантанамо, но не нужно грезить о том, что раньше Гуантаномо было бы лучше. Его бы не было вообще, потому что пытки были делом обычным.
Женщинам, переживающим из-за распада института традиционной семьи, хорошо бы осознать, что их семья была бы чрезвычайно крепкой, если бы родители продавали их в нерушимый брак по своему усмотрению. И муж, от которого, кстати, вплоть до середины ХХ века нельзя было уйти официально абсолютно никак, вполне мог оказаться геем. А что до любви на всю жизнь, то любовь эта прекрасно удается, если продолжительность этой жизни невелика.
Ехал юноша незнакомым городом, увидел в окне красотку, влюбился. Через неделю умер на поле брани или от чумы. Или пусть даже женился на красотке. Через пару-тройку лет она умерла в очередных родах. А он – попозже. На поле брани или от чумы. Вот вам и любовь длиною в жизнь. Это, конечно, Средневековье, но и позже случались огорчения. Помнится, героя одного из чеховских рассказов, едущего с дачи в столицу, просили привезти гробик для соседского младенца. Да, рожали, конечно, всех. Потому что половина умирала в детстве.
Великий сценарист Тонино Гуэрра сказал: «Мы продлили человеческую жизнь и разрушили моногамный брак. Невозможно любить одного и того же человека пятьдесят лет». Вам не нравится? Так что станем делать? Отменять развод или умирать пораньше?
То, что многим представляется идиллическими нравами людей прошлого, чаще всего – лишь побочный эффект удручающих жизненных условий.
Не от мира сего
Конечно, всегда были отдельные личности, проявлявшие удивительные нравственные качества, совершавшие выдающиеся поступки, дарившие миру высокие идеалы. Но устремлены все они были в будущее, а не в прошлое. И часто отдавали себе отчет в том, что поймут их только будущие поколения. Современные представления о морали и нравственности на протяжении всей истории формировались аутсайдерами, а не традиционалистами. Абсолютная ценность жизни, свобода выбора, сострадание каждому… Попробуйте объяснить это не Франциску Ассизскому, а хотя бы его папе.
Раньше не было лучше, чем сейчас. Регрессы общества не в счет, они никогда не бывают абсолютными. Настоящее время всегда лучше прошлого, и именно прогресс рождает высокие моральные стандарты. И эти веками выпестованные стандарты мы почему-то пытаемся наложить на сформированную кинематографом благостную картинку исторического прошлого.
Современный среднестатистический россиянин желает вернуться в золотой век, сохранив при этом все свои права в настоящем и надежно оградившись от пугающего будущего. Чтобы айфон, как сейчас, но безвозмездно пожалованный добрым градоначальником. Чтобы антибиотики и хирургия с наркозом, но без абортов и эвтаназии. Брак по любви, но с пожизненной гарантией. Боевая армия без войн, сексуальная свобода без гомосексуализма.
Ах, как хочется вернуться
Тоска по прошлому, которого никто не видел, а увидев, едва ли согласился бы в нем жить, скорее всего – тоска по собственному детству. Когда все мы находились под кажущейся любому ребенку нерушимой защитой родителей и не знали, что в мире существует зло. Опасный миф о золотом веке, все еще реальный для многих из нас, – следствие неизлеченного инфантилизма.
Русские вообще склонны воспринимать мораль исключительно как систему простых запретов, причем в основном – сексуальных. Это тоже весьма по-детски. Сделайте нам как в пять лет, когда мы ни о чем таком не знали и жили спокойно и счастливо. По инерции верится, что и когда-то в прошлом, как в детстве, эта система была отстроена так идеально, что людей не терзали эротические фантазии или по крайней мере никому не приходило в голову пытаться их осуществить. Но и это – заблуждение.
Захоти сейчас какой-нибудь богач на манер аристократов прошлого устроить охоту на обнаженных поселянок в своем владении, так уж по крайней мере все «поселянки» останутся живы и даже получат неплохое вознаграждение. Совсем иначе заканчивались подобные увеселения во времена Салтычихи и маркиза де Сада. Кстати, в наши дни их обоих с легкостью избавил бы от бессонницы любой BDSM-салон с приличной репутацией.
Комментарии
Надо жить настоящим. Только надо соблюдать вечные критерии гуманизма, правила общежития и чтить Уголовный кодекс.
А главное, оставаться людьми.
лучше Моральный кодекс ст-ля ком--а от Феди Бурлацкого
Дело было в Подмосковье, на бывшей даче Горького. Шёл 1961 год. С группой консультантов ЦК КПСС я работал над программой партии ― с начала и до конца. Нашей группой руководил секретарь ЦК Борис Николаевич Пономарёв, а непосредственную работу осуществлял его зам ― Елизар Ильич Кусков, прекрасной души человек, остро пишущий и тонко чувствующий слово журналист.
Как-то утром, после крепкой вечерней пьянки, мы сидели в беседке и чаевничали. Елизар мне и говорит:
— Знаешь, Фёдор, позвонил «наш» (так он звал Пономарёва) и говорит: «Никита Сергеевич Хрущёв просмотрел всё, что вы написали, и советует быстро придумать моральный кодекс коммунистов. Желательно в течение трёх часов его переправить в Москву».
И мы стали фантазировать. Один говорит «мир», другой ― «свобода», третий ― «солидарность»… Я сказал, что нужно исходить не только из коммунистических постулатов, но и также из заповедей Моисея, Христа, тогда всё действительно «ляжет» на общественное сознание.
В Моральном кодексе Вы увидите столько ненависти, кровожадности, злобы, что хорошо понимаешь звериную сущность ленина-сталина- троцкого-суслова-жданова-молотова...
Я пробовал.
Теоретические выкладки на тему о человеческой заднице.
1. Без нашей задницы мы не могли вести и речи о конституционной свободе выбора места жительства и права передвижения. Всделе, мы передвигаемся только благодаря двум мышцам, на которых еще и сидим. 2. Многие полагают, что задница только и может производить нечистоты и портить воздух. Но эти упреки несостоятельны по той причине, что, во первых, зад всего лишь выделяет то, что поедает голова и потому сваливать все с больной головы на здоровую задницу -. Есть верх наглости 3. Половые органы, которые ой как трудно отделить от задницы, выполняют гораздо более важную роль, чем органы государственные. Ну и понятно, что программа Путина по демографии просто не может быть выполнена без этих самых органов ... Пропуская иные теоретические факты, даю мой ВЫВОД. Если Конституцию изложить через задницу, то в стране был бы порядок.
..........
Вот кое что.
ЗАДНИЦА УМНЕЕ ГОЛОВЫ.
http://massakalla.ru/?p=17305&cpage=1#comment-6117
Первое свойство заключается именно в том, что без нее – родной – мы не могли бы передвигаться. В самом деле, наша жопа – это, прежде всего, две больших мышцы, которые заставляют поднимать и передвигать наши ноги. Наша жопа выполняет наше конституционное право, изложенное в законе РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". Не было бы жопы, то мы не могли бы воспользоваться законом, принятым Думой РФ.
Второе свойство задницы. Как раз между ягодиц – в промежности – находятся наши половые органы. Я напоминаю, что мы существуем на белом свете именно и только потому, что мы рождены благодаря этим органам (не путать с государственными органами).
Третье свойство задницы. Мы сидим именно на ней – нашей жопе. Представьте себе, что мы могли бы только лежать или стоять, а сидеть не могли бы. Каким бы скучным стал наш мир!
И еще: наш зад – самая мирная часть тела. У задницы нет рук и потому жопа не дерется. Руки есть у глупой головы, а голова сочиняет лживые законы... У задницы нет ядерного оружия и прочего, что есть у государства.
Незаконное вменение вины. Нашу жопу в чем только не обвиняют. Многие полагают, что задница только и может производить нечистоты и портить воздух. Но эти упреки несостоятельны по той причине, что, во первых, жопа только лишь выделяет, выбрасывает часть того, что поедает голова и потому сваливать все с больной головы на здоровую задницу – есть верх наглости. Во вторых, ЭТО производят все люди. Итого, упреки в наличии такой грязи – есть хамство. Понятно, что если ухаживать за собой, то и задница будет чистой и приятной во всех отношениях. Но для этого уже нужны какие то бытовые удобства и деньги. Но то и другое зависит от головы, а не задницы.
Но перечисленные свойства задницы на этом не заканчиваются. Ибо, она – наша жопа – может преподать нашей же голове прекрасные уроки интеллектуальной деятельности, в том числе, уроки политической и правовой культуры нашим политикам, представителям власти РФ.
Я доказываю, что задница в которую я включаю и половые органы, в том числе член, гораздо умнее головы. И вот пример.
Всем известно императивное выражение Встать, суд идет! И все встают. Но встают только люди, ведомые глупой головой. А вот мужской половой член не встает. Возникает вопрос: а почему?
Член в отличие от человеческой головы, понимает, что Конституция РФ, как и принципы судопроизводства, не запрещает лгать; что цену жизни гражданина определяет суд, но не потерпевший; что государство не отвечает своим имуществом по долгам перед собственными гражданами; что народ не выбирает судей. Итд. Все перечисленное означает, что суд не встает перед народом, то есть, суд не уважает народ. Но тогда возникает закономерный вопрос: а почему граждане должны вставать перед судом? Вот потому половой член и не встает перед судом. Но член встает перед женщиной.
Вам еще привести примеры того, что половые органы важнее государства и его наук? Таких примеров много. Но сказать об этом лучше, чем Эразм Роттердамский, нельзя. Во первых, – говорит он – кому обязаны вы возникновением жизни, если не половым органам? Далее Эразм справедливо вопрошает: «Скажите, пожалуйста, разве голова, лицо, грудь, рука, ухо или какая другая часть тела из тех, что слывут добропорядочными, производят на свет богов и людей? Нет, умножает род человеческий совсем иная часть, до того глупая, до того смешная, что и поименовать-то ее нельзя, не вызвав общего хохота. Таков, однако, источник, более священный, чем все науки мудрецов и все живущее берет из него свое начало».
ВОТ ТАКИЕ ДЕЛА.
ГОЛОВА ДОЛЖНА УВАЖАТЬ ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ И ЗАДНИЦУ. НЕ ТАКАЯ УЖ ОНА ГЛУПАЯ, КАК ЭТО КАЖЕТСЯ НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД.
Задница без дырки – все равно, что Земля без Луны.
Я хорошо помню, что меня в детстве все стремились поцеловать в попку.... И радовались...
Так вот, времена меняются... Недавно одному я предложил поцеловать меня... Так он ...мне в морду..
А еще люблю женщин, море, пиво, шашлыки.
Чтобы эти мертвые по биологическим часам сморщенные мешки бродили меж нас, выкупая для себя оргазмы за деньги, и тем самым лишая жизненной среды молодых репродуктивных особей?
«Умри, старуха, ты омерзительна!»-может быть в этом есть резон?
Чего хорошего в пузатых и плешивых старикашках с дряблыми сморщенными задницами, покупающих себе молоденьких тёлочек? Кому они нужны, кроме производителей "Виагры"?
Короче, мочить всех не дожидаясь достижения пенсионного возраста! Сколько денег можно сэкономить.....
Росчерком пера.
Лучше бы он приказал долго жить!
Чуть что-сразу "да он пьёт!". И неважно даже что он пьёт, кефир или компот, всё равно уже "виноват"!
- Нельзя возродить то, чего не было!
Буду иметь в виду. Буду знать к кому обращаться в затруднительных случаях.
Можно бы еще добавить, что ми о золотом веке очень умело используется коммунистами и другими экстремистами.