День "независимости" зависимой Армении

 
21 сентября Армения отмечает свой государственный праздник - день независимости. Только вот праздновать явно нечего. Еще совсем недавно в Армении звучали бесчисленные заявления о "цивилизационном выборе в пользу Европы", "независимой и комплементарной внешней политике" и т.д., - и вдруг ее президент собственной персоной исполняет в Кремле этакий "финт ушами" и заявляет о готовности его страны вступить в создаваемый Россией Таможенный союз. Говорить после этого о "независимости" даже под армянский коньяк не получится.
 
Признаться, с таким вот сценарием "пиар на Европу, политика - на Москву" сталкиваться приходится нечасто. Только вот вряд ли исход армянского "еврофлирта" был таким уж неожиданным. Потому как не надо быть изощренным аналитиком, допущенным до сверхсекретной информации, чтобы уяснить для себя простую истину: Армения находилась - и продолжает находиться - в слишком сильной зависимости от России, чтобы позволять себе смелые внешнеполитические ходы. Москве уже давно "подарены", переданы в качестве уплаты долгов, отданы в пользование и т.д. железные дороги, сотовая связь, газовые сети, энергетика, включая Мецаморскую АЭС, Разданскую ТЭС и Воротанскую ГЭС - словом, все, что здесь вообще имеет смысл контролировать. И исход "хождения в Европу" был, в общем-то, предрешен еще в тот момент, когда в Армении впервые заговорили о своих "европерспективах". Точнее, "европрожектах".
 
Расчет делался на другое: максимально затянуть паузу, в течение которой Ереван "рассматривал предложения" о вступлении в Таможенный союз и подписании соглашения об ассоциации с ЕС, и таким нехитрым образом навязать своим партнерам этакий "приватный аукцион": кто предложит Армении более выгодные условия союза.
Но окончательное решение не высказывать до последней минуты.
 
Плюс ко всему теперь в Армении неизбежно потребуют и "платы за лояльность". Причем цена на газ и новый энергоблок АЭС окажутся, с точки зрения Еревана, "мелочами" - здесь рассчитывают на политические и территориальные дивиденды. И тут уже не стоит забывать, что в Армении террор считался и считается вполне допустимым "политическим инструментом". Который используют при каждом удобном случае, и прежде всего, когда добиться желаемого от "партнера" хочется, а рычагов и аргументов нет.
 
Так что не зря старики предупреждали: есть на свете люди, с которыми за стол лучше не садиться. Политическая элита нынешней Армении формировалась в весьма специфичных условиях. Первоначальный капитал ее представители сколачивали на грабежах азербайджанского населения в Карабахе, а затем приумножали в условиях оккупационного режима. Так что по ту сторону стола для переговоров, плавно переходящего в банкетный - вовсе не респектабельные политики, а бывшие "полевые командиры", которые еще недавно бахвалились своим соучастием в расправах над мирным населением, а отсчет своего "президентского" срока начинали с расстрела митингующих на улицах Еревана. И то, что они сменили камуфляж на пиджаки и даже повязали галстуки, еще ничего по сути не меняет.