Есть ли потенциал? Разговор на тему Российской науки и реформы РАН
Итак, летняя атака на Российскую Академию наук, более походившая на блицкриг, провалилась. Реформа была отложена, а ее смысл был полностью изменен. Президент довольно резко осадил Ливанова со компанией, но эти люди не такие, чтобы просто так сдать свои позиции, и, получив отпор, правительство перешло к окопной войне, готовясь не мытьем так катанием продавить свою реформу, наплевав при этом с высокой башни как на царское слово, так и на мудрых мужей из РАН.

Имеет ли сегодня Россия научный потенциал? Что нужно для ее развития? Чем угрожает реформа РАН, и что нужно сделать для возвращения статуса Великой научной державы? Эти вопросы я задал одному из тех, кого по праву называют будущее Российской науки - тридцатичетырехлетнему кандидату технических наук, начальнику Бюро метрологии ОАО «Специального Конструкторского Бюро Измерительных Систем», а также доценту Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (СПб НИУ ИТМО) Александру Валерьевичу Прокофьеву.
- Безусловно, научный потенциал Россия имеет, - рассказал Александр Валерьевич, - причем, весьма неплохой даже по западным меркам. На уровне технологий и разработок мы, по крайней мере, не отстаём от ведущих стран Европы, США и Азии. В тоже время довольно сильно уступаем этим странам по внедрению этих разработок в производство.
Яркий пример – достаточно набрать в интернет-поисковике «колесо Шкондина» и он вам выдаст множество ссылок на изобретение российского учёного-изобретателя, которому уже американские компании проявили коммерческий интерес, в то время, как в России ему пришлось столкнуться с серьёзными трудностями с оформлением патента на своё изобретение. Стоит напомнить, что Нобелевскую премию за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто - и микроэлектронных компонентов была присуждена нашему соотечественнику Жоресу Алфёрову, вот только почему-то мы все используем мобильные телефоны, в которых нашло применение его изобретение, отнюдь не отечественного производства. Получается нонсенс – придумываем мы, а внедрение происходит за границей. И подобных примеров в нашей истории очень много.
Для развития российской науки необходима реформа не РАН, а всего образования, начиная с детского сада. Нужно отказаться от разрушительной западной модели образования и вернуться к советской модели, но с учётом накопленного опыта. Необходимо возрождение отечественной промышленности, реиндустриализация страны.
Не стоит, также, забывать о достойной оплате работников научной и учебной сферы, от простых воспитателей детских садов и учителей начальных классов до профессорско-преподавательского состава вузов. Нужно вновь поднять престиж учителей и научных работников, а для этого, естественно, нужно обеспечить достойную зарплату и социальные гарантии, не хуже, чем было в Советском Союзе. Это невозможно сделать без полноценной государственной стратегии развития образования и науки. Сейчас наметились некоторые положительные сдвиги в сфере поднятия престижа и финансирования учителей и научных работников, однако для возрождения той учебной и научной школы предстоит ещё много сделать.
Школы, которая не может существовать в навязываемой нам западной модели развития с её культом потребления и выращиванием «идеального потребителя».
Эта система не предполагает образования личности, она не учит людей думать, превращая человека в машину по производству и потреблению материальных благ. Уже сейчас можно наглядно убедиться во всей пагубности такой системы, глядя на уровень образования в странах «победившего культа потребления», таких, как страны США и ЕС. В США науку продвигают отнюдь не местные учёные, а приезжие. Могу точно сказать, что в центре знаменитой Кремниевой (Силиконовой) долины – городе Сан-Хосе штат Калифорния США живёт обширная русская колония, количество которой по разным оценкам колеблется от 40 до 80 тысяч человек. Там живёт мой дядя - он даже не утруждает себя изучением английского языка, поскольку не так уж и часто использует его в повседневной жизни, а все документы ему помогают заполнить русскоязычные родственники и друзья. Как тут не вспомнить шутку писателя-сатирика Михаила Задорнова: «Американское техническое образование – это, когда русскоязычные эмигранты из СССР преподают индусам и китайцам математику». Имеет ли смысл нам идти тем же путем? Думаю все понимают, что нет.
- О целях реформы РАН сложно судить, - продолжил рассказ Александр Валерьевич, - сам Ливанов недавно открещивался от своего соавторства реформы РАН и трудно понять, каковы именно его цели, что он, вообще, понимает в образовании и в Академии наук? Что касается прихода «эффективных менеджеров», то все мы сейчас являемся свидетелями прихода таковых дельцов по результатам реформы Министерства обороны, которое проводил «эффективный менеджер» Анатолий Сердюков. И уже надо быть крайне осторожным, чтобы не допустить повторения реформы а-ля Сердюков, но уже по отношению к отечественной науке.
Безусловно, реформы в РАН назрели, об этом уже немало сказано и написано, но доверять проведение реформы дилетантам, пришедшим со стороны, как во времена гайдаровских реформ и шоковой терапии - это окончательно угробить российскую науку. Где гарантии того, что отделение материальной базы от управления РАН не наплодит новых барышень с квартирами по 13 комнат? Где гарантии, что эти «эффективные менеджеры» не окажутся жуликами, кто и как будет контролировать их деятельность по управлению имуществом РАН? Какую пользу учёным принесёт такое реформирование? Пока на эти вопросы я не нашёл ясных и чётких ответов.
Сейчас нужно разработать стратегию развития отечественной промышленности и объединить научный и производственные потенциалы, подкреплённые соответствующим финансированием с надлежащим контролем расходования выделяемых бюджетных средств. Немало важно заставить российский бизнес финансировать свое производство. Не эксплуатировать остатки советской промышленности, полученные в ходе приватизации и реформ 90-х годов, а вкладывать деньги в свое развитие, создание и закупку современного технологического оборудования, финансирование научных проектов, НИОКР и тому подобное.
Без перечисленных выше мер возрождение отечественной науки, образования и промышленности невозможно. Естественно, можно бесконечно дискутировать по поводу путей развития, реализации реформы РАН, высшей и средней школы, но нужно, в конце концов понять, что отбрасывая опыт предыдущих поколений и бессмысленно копируя Запад, мы вряд ли приобретем много, зато рискуем потерять в науке все, что для нашей страны просто смертельно опасно.
Руслан Ляпин
19 сентября 2013 г.
Специально для информационного проекта
"Российские тенденции"
Комментарии
Не только никаких гарантий нет, но на 100% вся эта катавасия с реорганизацией РАН как раз и затеяна жуликами с целью еще больше усугубить положение учёных в РФ и совсем лишить их суждения значимости при дальнейших попытках разграбления страны программами "Чистая вода" и т.п.