Президент на Валдае: самые острые вопросы и ответы

На модерации Отложенный

Угроза применения силы — не панацея решения международных проблем, а в случае с Сирией  применение силы будет ударом по миропорядку. Об этом Владимир Путин заявил на заседании дискуссионного клуба "Валдай". Общаясь с его членами — политиками и экспертами, а также с представителями несистемной оппозиции, — президент ответил на самые острые вопросы. Помимо прочего, глава государства сообщил, что не исключает возможности амнистии для участников так называемого "болотного дела", и рассказал о том, как писал статью в The New York Times.

Это выступление Путина точно можно назвать программным. Но на этот раз речь не об экономике, не о новых законах. Президент публично говорит о национальной идее, о  национальной идеологии — то есть, о чем после распада Советского Союза если и рассуждали, то все время вскользь, словно стесняясь этого вопроса.

Отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности, было выгодно той квазиколониальной части элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы, и не связывала свое будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались, — заметил глава российского государства. — Практика показала, что новая национальная идея не рождается и не развивается по рыночным правилам. Самоустроение государства, общества не сработало".

Путин уверен: Россия, пережившая за последние 100 лет столько потрясений, сколько многие страны не переживали за всю историю, должна сосредоточиться на возрождении и сохранении своих исконных ценностей, на восстановлении человеческого потенциала, на том, что Солженицын называл сбережением народа.

"Мы только немного отступили от опасной черты утраты национального потенциала, — считает президент. — К сожалению, в истории нашей страны ценность отдельной человеческой жизни часто была не велика, слишком часто люди оставались лишь средством, а не целью, и миссией развития. У нас больше нет не только права, но и нет возможности бросать в топку развития миллионы людей. Нужно беречь каждого, именно образованные, творческие, физически духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие, будут главной силой России этого и последующего веков".

Сила России, по мнению Путина, и в бережном отношении ко всем традиционным конфессиям, в особом отношении к культуре разных народов. Во многих европейских государствах сейчас стало модно отказываться от истоков, от религии и даже от половой идентичности. Россия, по словам президента, не должна пойти по этому пути.

"Нужно уважать право любого меньшинства на отличия, но и право большинства, — подчеркнул Владимир Путин. — Право большинства не должно быть поставлено под сомнение".

Уже позднее, во время диалога с бывшим премьером Италии Романо Проди, тема получила неожиданное продолжение. "Берлускони судят за женщин, — отметил Владимир Путин. — Если бы он был гомосексуалистом, его б и пальцем не тронули".

Валдайскому клубу в этом году 10 лет. Юбилейное заседание, действительно, особое. С ведущими мировыми экспертами говорили министр иностранных дел, министр обороны, глава президентской администрации. Сегодня — многочасовая дискуссия с президентом Путиным. Такого формата, по словам политологов, в других странах просто нет.

В этом году организаторы пригласили на Валдай и тех, кто называет себя российской оппозицией. На таком мероприятии им явно нравится.

Пономарев во время выступления президента постоянно делает фотографии на мобильный телефон. Часть речи российского лидера о месте России в мире, о проблемах российского общества, безусловно, предназначалась тем, кто причисляет себя к оппозиционным деятелям.

"Не может быть сплошного пессимизма, нигилизма, нельзя постоянно в будущем пинать страну, типа футбол такой, — убежден президент. — Нужно избавиться от привычки слышать только идейных единомышленников, с порога, со злобы, а то с ненавистью отвергая любую другую точку зрения. Это значит, что либералы должны научиться разговаривать с представителями левых взглядов, и наоборот — националисты должны вспомнить, что Россия формировалась именно как многонациональное и многоконфессиональное государство с первых своих шагов, и что, ставя под вопрос нашу многонациональность, начиная эксплуатировать тему русского, татарского, кавказского, сибирского и какого угодно еще любого другого национализма и сепаратизма, мы встаем на путь уничтожения своего генетического кода, по сути, начинам уничтожать сами себя, суверенитет, самостоятельность, целостность России безусловные. Это те красные линии, за которые нельзя никому заходить".

Нельзя, по словам Путина, переходить за эти красные линии еще и потому, что таких примеров уже было немало в прошлом. "Слишком часто в национальной истории вместо оппозиции власти мы сталкиваемся с оппозицией самой России, — напомнил он. — И мы знаем, чем это заканчивалось: сносом государства как такового. Пора прекратить замечать в истории только плохое, ругать себя больше, чем это сделают любые наши недоброжелатели. Критика необходима, но без чувства собственного достоинства, без любви к отечеству, эта критика унизительна, и непродуктивна".

А, учитывая, что международную обстановку спокойной не назовешь, всем без исключения в России, по мнению Путина, необходимо быть патриотами. "Мир становится все более жестким, порой отвергается не просто международное право, но даже элементарные приличия, — продолжил президент. — Одновременно мы видим попытки тем или иным способом реанимировать однополярную унифицированную модель мира, размыть институт международного права и национального суверенитета. Такому однополярному унифицированному миру не нужны суверенные государства, ему нужны вассалы. В историческом смысле это отказ от своего лица, от данного Богом, природой многообразия мира. Россия с теми, кто считает, что должно действовать международное право, а не право сильного, не кулачное право, что каждая страна, каждый народ не исключителен, но уникален, конечно, самобытен имеет равные права".

Ключевой темой разговора, безусловно, сразу стала ситуация вокруг Сирии. Путин снова называет сценарий военной интервенции недопустимым и напоминает, что даже западные сторонники войны не могут точно сказать, понимают ли они, чем грозят такие действия.

Событием, кардинально изменившим развитие ситуации вокруг Сирии, конечно, стала недавняя статья Путина. Но как будет организован процесс постановки сирийского химического оружия под международный контроль? Газета "Коммерсант" сегодня написала о том, что в Сирию для этого могут быть отправлены российские военные и даже спецназ.

"Я про спецназ сразу говорить не стал бы, — говорит на это министр обороны РФ Сергей Шойгу. – Наверное, сегодня можно говорить о специалистах, которые могли бы заняться подготовкой самой по себе, операции по постановке под международный контроль, ну а дальнейшее — это по решению и утвержденному плану. Будет ли решение уничтожать на месте, будет ли решение вывозить или будет решение взять просто под контроль, под охрану и держать это все? Это большая, серьезная работа. Мы находимся только в начале пути".

Встреча давно исчерпала отведенное ей время, однако возможность задать вопрос предоставили практически всем желающим. Владимир Рыжков спросил про так называемых "узников 6 мая" — тех, кто привлечен к ответственности за массовые беспорядки на Болотной площади. Путин напомнил, что за избиение сотрудников правопорядка ответственность во всех демократических странах максимально жесткая.

Эксперты "Валдая" в кулуарах назвали эту встречу беспрецедентной и весьма полезной — и для понимания сегодняшней России международным сообществом, и для самой власти, которая выслушала самые разные точки зрения.