Уран и плутоний
В отличие от США,Германия имела все предпосылки для создания атомной бомбы
Немецкие учёные значительной частью конечно же отрицали свою причастность к созданию атомной бомбы в Германии—но могли ли они сказать правду?...вряд ли
НАЧАЛО
На возможность создания атомной бомбы руководство рейха обратило свое внимание в 1938 году, после известных открытий Гана и Гейзенберга. Именно тогда группа выдающихся ученых направляет Генриху Гиммлеру письмо, в котором говорится:
«Рейхсфюрер! Недавние открытие в области деления уранового ядра позволяют с уверенностью утверждать, что вскоре оно послужит для создания оружия невиданной прежде мощи. Это оружие, если оно окажется в руках Германии, позволит сокрушить всех наших врагов; но если наши противники опередят нас, Третий рейх ждут неисчислимые бедствия.
Поэтому мы считаем исключительно важным дать этому оружию высший приоритет и направить все возможные средства на атомные исследования.»
РУКОВОДСТВО ПРОЕКТА
Общий контроль над всеми научно-исследовательскими, политическими, и материальными направлениями развития германского атомного проекта осуществлял главнокомандующий сухопутных войск рейха.
С самого начала работ по атомной энергии это был генерал-фельдмаршал Браухич, а с 19 декабря 1941 года — Адольф Гитлер.
Прямыми заказчиками и руководителями Уранового проекта были Имперское министерство вооружения и боеприпасов и Верховное командование армии. Проявляемый этими ведомствами пристальный интерес к ядерным исследованиям напрямую стимулировал финансирование и контроль над работами по овладению атомной энергией.
ОРГАНИЗАТОРЫ
Специальный отдел физики имперского исследовательского совета: руководитель государственный советник, профессор, доктор Абрахам Эзау .Управление армейского вооружения: генерал Лееб.
КАДРОВЫЙ СОСТАВ
В 1939-1941 годах нацистская Германия располагала соответствующими условиями для создания атомного оружия: она имела необходимые производственные мощности в химической, электротехнической, машиностроительной промышленности и цветной металлургии, а также достаточные финансовые средства и материалы общего назначения. Научный потенциал также был очень высок, и имелись необходимые знания в области физики атомного ядра.
Такие всемирно известные учёные, как О. Ган, В. Гейзенберг, В. Герлах, К. Дибнер, К. Ф. фон Вайцзеккер, П. Дебай, Г. Гейгер, В. Боте, Г. Гофман, Г. Йос, Р. Дёпель, В. Ханле и В. Гентнер, Э. Шуман и многие другие, обеспечивали значительные успехи атомного проекта.
УРАН
Германия обладала единственными в Европе урановыми приисками в Судетах.
Итак, с сырьем полный порядок. С его обогащением тоже не было проблем, имелось, как минимум, три технологии выделения изотопа уран-235 из массы сырья, причем по эффективности они значительно превосходили американские.
Вдобавок немцы захватили уран из бельгийского Конго—но этот уран был лишним…из-за избытка своего у немцев
США едва ли к середине 1944 года могли приобрести хотя бы 50 кг урана….
Одну из них разработал ученый-ядерщик барон Манфред фон Арденне.
После окончания войны он добровольно пошел на сотрудничество с Советским Союзом, уехал в нашу страну и впоследствии получил две Сталинские премии, которые давали лишь за самые выдающиеся достижения и только гражданам СССР.
Фон Арденне стал одним из немногих иностранных ученых, кто ее получил.
ЗАВОД АУШВИЦ
Завод по обогащению урана — огромное производство, которое пожирает массу электроэнергии и воды, там требуется много рабочих рук. Скрыть такую махину невозможно, особенно в Германии, которую самолеты-разведчики союзников регулярно «прочесывали».
Но вот в Аушвице (немецкое название польского города Освенцим) начинается строительство огромного завода по производству синтетического каучука.
Строит концерн I.G. Farbenindustrie AG, на собственные деньги. Дармовой рабочей силы навалом, рядом протекают три реки, имеются хорошие подъездные пути.
К тому же Освенцим и предприятия вокруг него не бомбят, но вовсе не из соображений гуманизма — их инвесторами были американские капиталисты.
Завод построен, но ни одного килограмма каучука он так и не выдал, хотя постоянно расходовал прямо-таки чудовищное количество электричества. В I.G. Farben плакались: мы разорены, проект убыточный, требовали от властей компенсировать финансовые потери.
В общем, ломали комедию.
А в 1944 году, незадолго до того, как Освенцим освободила Красная армия, завод эвакуировали в неизвестном направлении.
Более чем странное предприятие, скорее всего, и было тем местом, где немцы обогащали уран, да и до приисков от него было рукой подать.
Статистика производства металлического урана в Германии (фирма «Дегусса», Франкфурт) в период войны:
1940 г. — 280,6 кг (в лаборатории)
1941 г. — 2459,8 кг (на заводе)
1942 г. — 5601,7 кг (на заводе)
1943 г. — 3762,1 кг (на заводе)
1944 г. — 710,8 кг (на заводе)
В 1944 году компания начала производство металлического урана в Берлин-Грюнау
декабрь 1944 г. — 224 кг
январь 1945 г. — 376 кг
февраль 1945 г. — 286 кг
РАЗРАБОТКА
До 1942 года нигде в мире не было лучшей технологии обогащения урана, чем в рейхе.
Около 70 немецких учёных, занятых ядерными исследованиями, начали работы по разделению изотопов урана методом центрифугирования.
Несколько групп исследователей выполнили предварительные опыты с урановым "котлом". Это показало, что запуск реактора - лишь вопрос времени и ресурсов.
Немецкие учёные работали в режиме секретности под руководством рейхсминистра почты Вильгельма Онезорге. Он был ярым сторонникомисследований в области ядерной физики и курировал исследовательский центр в Мирсдорфе под Берлином - "Ведомство по особым физическим вопросам".
Онезорге заключил договор с учёным Манфредом фон Арденне, который слыл блестящим экспериментатором. К работе подключился руководимый им научный центр в берлинском районе Лихтерфельде.
Выделять изотопы урана и тем самым добывать "начинку" для атомной бомбы - это и был путь создания "чудо-оружия". Для этого нужен ядерный реактор.
Недалеко от Берлина существовали экспериментальные установки рейхсминистерства почты, на которых можно было получать уран-235.
Проблема заключалась в том, что за час работы установки можно было получить приблизительно 0,1 грамма урана, за десять рабочих часов в день, на трёх установках - 3 грамма. За год свыше 300 граммов. Этого было недостаточно для создания атомной бомбы.
Тогда немецкие атомщики пришли к идее ядерного взрыва малой мощности. Критическую массу можно было снизить путем сочетания расщепления ядра с ядерным синтезом.
При применении подобных хитростей можно было изготовить боеспособную бомбу, для которой потребовалось бы лишь несколько сот граммов высокообогащенного атомного вещества.
Уран-235 можно было обогатить и обратить в плутоний…
В августе 1941г.авторитетный атомщик Хоутерманс написал статью «К вопросу о начале цепной реакции деления ядер» где он первым из немецких ученых подробно описал цепную реакцию под действием быстрых нейтронов, а также рассчитал критическую массу U-235, то есть наименьшую массу, при которой может протекать самоподдерживающаяся цепная ядерная реакция (от 10 до 100кг.
американцы пришли к тем же примерно цифрам лишь в ноябре 1941-го).
Но в первую очередь его интересовал плутоний, использование кото-ого делало ненужным разделение изотопов урана.
УРАН И ПЛУТОНИЙ
Как известно, использование атомной энергии человеком началось с урана -235, который был и остается важнейшим видом ядерного горючего. Можно было бы иметь гору природного урана, но не использовать нисколько заключенной в нем энергии, если бы в нем не содержался делящийся изотоп уран -235. Этот изотоп хорошо делится нейтронами любых энергий. Однако в природном металле его очень маловсего 0,7%.
Остальные 99,3% составляет изотоп уран -238, который делится только быстрыми нейтронами. Зато уран -238 отлично поглощает промежуточные нейтроны с энергией от 1 до 10 эв.
И тут начинаются чудеса.
Если с помощью замедлителя графита, тяжелой или обычной воды и других веществ замедлить до этой энергии выбрасываемые при делении ядер изотопа урана -235 быстрые нейтроны, то, захватив такой медленный нейтрон, ядро атома урана -238 приходит в сильно возбужденное состояние и, распадаясь, превращается в конечном итоге в плутоний, период полураспада которого равен уже 24,40 года.
Самое замечательное то, что он становится как бы двойником урана -235 также делится и быстрыми и медленными нейтронами.
А это позволяет в ходе выгорания урана -235 одновременно превратить малую толику практически неделящегося урана -238 в делящийся плутоний -239.
Параллельной программой исследований руководил военный инженер Курт Дибнер под наблюдением выдающегося немецкого физика Вальтера Герлаха, руководителя германского "Уранового клуба" .
Главным теоретиком Uranverein являлся Вернер Гейзенберг.
К 1944 году в работах по созданию атомной бомбы участвовали также Управление по вооружению (Heereswaffe-namt) и СС.
ГЕЙНЗБЕРГ
В начале апреля 1941г. состоялось очередное совещание ведущих ядерщиков Германии.На совещании докладывал Гейзенберг как научный руководитель Уранового проекта.
Гейзенберг доходчиво изложил содержание понятия «ядерные превращения», остановился на перспективах, подчеркнув, что «исследования за предыдущие три года не дали возможности высвободить для технических целей то большое количество энергии, которое сосредоточено в атомном ядре».
Были предложены варианты применения атомной энергии и обсуждена перспектива получения взрывчатого вещества.
О путях извлечения урана-235 он сказал, что «еще не достигнут окончательный прогресс»; о плутониевом варианте — следующие слова:
«Я хотел бы в этом месте упомянуть, что по положительным результатам, полученным в последнее время, кажется, не исключается, что сооружение уранового реактора и способ, указанный Вайцзеккером, однажды могут привести к получению взрывчатого вещества, которое превзойдет по своему действию все известные до сих пор в миллион раз».
Доклад произвел сильное впечатление.
Фельдмаршал Мильх сказал:
«Скажите, профессор, каков будет примерный размер бомбы, способной уничтожить миллионный город?
Дело в том, что в. отместку за бомбардировку Кёльна неплохо было бы стереть с лица земли Лондон. Одно меня тревожит: сможет ли наш бомбардировщик поднять громадную бомбу?»
Гейнзберг:
«Она будет не больше ананаса»
Эти слова вызывают восторженный и тревожный ропот в зале.
Мильх спрашивает снова:
«А наши враги тоже работают над этим оружием?»
Гейзенберг:
«... Необходимо, если воина с Америкой продлится еще много лет, считаться с тем, что техническая реализация энергии атомного ядра однажды может сыграть решающую военную роль.»
Мильх сказал:
«Ну, до этого мы разобьем их всех наголову. Теперь скажите, профессор, когда Германия получит обещанное вами новое оружие?»
Гейзенберг сказал:
«Нужно учесть ограниченность экономических возможностей. Германии... До сих пор не найдено эффективных способов разделения изотопов урана... Создание самоподдерживающейся реакции упирается в проблему чистого металлического урана и особенно тяжелой воды. Нет, нет, о бомбе в ближайшие месяцы и думать нечего, для изготовления атомной бомбы потребуются годы!»
Такая неопределенность не устраивала Шпеера: он вынудил Гейзенберга точнее высказаться о сроках.
Гейзенберг ответил, что научное решение не будет трудным, но решение производственно-технических проблем должно занять не менее двух лет, и то при условии, если каждое требование ученых будет выполняться.
С такой перспективой можно было согласиться, ибо срок был невелик.
ИНЫЕ ОЦЕНКИ
В своем первом письме руководителям ядерных разработок начальник отдела ядерной физики имперского исследовательского совета А. Эзау писал:
«После того как работы, проводившиеся Управлением армейского вооружения, сдвинулись с места в принципиальном решении поставленной задачи, я вижу нынешнюю задачу в продолжении опытов и увеличении действенности опытных установок.
Принимая во внимание современное напряженное положение и достигнутые результаты, я буду вынужден, однако, потребовать еще большей целеустремленности, чем прежде...».
8 мая 1943 г. руководитель планового управления имперского исследовательского совета В. Озенберг в связи с получением соответствующих разведывательных, данных из США докладывал Герингу, что и в Германии проводится работа над созданием урановой бомбы.
В ОДНОМ ШАГЕ ОТ БОМБЫ
В конце мая 1944г. профессор Герлах кратко пометил в служебном отчете:
«Вопрос производства ядерной энергии отличным от расщепления урана путем решается на самой широкой основе». Короче говоря в лаборатории Дибнера готовились к термоядерному синтезу.»
Подробности работы сохранил лишь шестистраничный отчет—«Опыты возбуждения ядерных реакций с помощью взрывов»
Он в итоге выглядел так:
«На полигоне войск СС в Куммерсдорфе было проведено несколько опытов по инициированию термоядерных реакций посредством подрыва кумулятивных зарядов обычного взрывчатого вещества.
В последнем полый серебряный шар диаметром 5см. наполнили тяжелым водородом и обложили со всех сторон взрывчаткой. Серебро должно было сохранить следы радиоактивного излучения, вызванного термоядерными реакциями.
Взрывчатка воспламенялась одновременно с разных сторон. Серебряный шар под действием взрыва сжимался со скоростью 2500м/с. температура и давление достигали громадных величин. Опыт несколько раз, но следов радиоактивного излучения так и не обнаружили.»
Впоследствии специалисты, оценивая опыт, считали, что размеры шара были слишком малы.
ДАЖЕ СКЕПТИК БОР ЗНАЛ ЧТО ГОВОРИЛ
Нильс Бор,не веривший в создание бомбы,после того как эмигрировал в Англию написал Гейзенбергу письмо….оно так и не было доставлено адресату,но говорило о многом.
«Дорогой Гейзенберг … я помню каждое слово наших бесед… вы в туманных выражениях сообщили: под вашим руководством в Германии делается все для того, чтобы создать атомную бомбу»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Немецкий урановый проект шел полным ходом….и то что якобы он не был приоритетом у немцев—всего лишь миф
Комментарии
И благодаря жертвам Красной Армии в 1945 - мир избежал ядерной атаки Гитлера.
ваше мнение?
У американце -летающая крепость
...Кстати...
...Поставьте фильм: "Последняя подводная лодка"...
...***...
...И посмотрите!!!
...С чего в США началась "Охота на ведьм"!!!
...И как раз с еврейских атомщиков! (Точно как наши "На-На" технологи! Денег в зелени распиливших! А "Бомбу" так и не давших! Но янки люди суровые! За деньги они сурово спрашивают...)...
...Это по теме...
ракету американцы так и не создали.
требовалась гарантированная доставка, приведенное Вами не летало - гарантировано.
Но немцев бы начали уничтожать ТОТАЛЬНО!
Не зря же американцы так стремились заполучитт именно немецких специалистов...
От американских специалистов пользы было как от козла молока(извиняюсь за грубость)
Просто немцы сделали это раньше чем все думают
В сентябре 1941 года мы увидели, что перед нами прямая дорога к созданию атомной бомбы.
Вернер Гейзенберг. http://www.rusngo.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2953:qq---&catid=266:2012-12-21-09-28-27&Itemid=315&lang=ru
и не вижу проблем с графитовым реактором у немцев на подобие обнинского, который вначале хотели построить в Лыткарино, до сих пор корпус стоит на берегу Москвы.
Наверное ребятки из АЛСОС от скуки решили прогулятся...
Это пожизненная награда за бомбу!
Технический гений немцев в эпоху нацизма это что-то немыслимое, им немного не хватило...
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
школа с золотой медалью, МИФИ -красный диплом.
завидуйте!
это говорит Ваше подсознание по Фрейду!
лечиться Вам надо!
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Технический гений немцев в эпоху нацизма это что-то немыслимое, им немного не хватило.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Она имела поддержку европы,юж.америки,значительной части африканских ресурсов и даже экон.поддержку США
Причем Американский капитали инвестировал и в ходе войны
Комментарий удален модератором
Но даже без американцев ресурсов было в избытке
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором