В российской армии уровень коррупции – как в Уганде

 

Британское отделение организации Transparency International (TI) представило очередное исследованиео качестве парламентского контроля над работой оборонных ведомств. Результаты неожиданностью не стали: Россия уже в который раз оказалась в группе с высоким коррупционным риском в военной сфере. 

Антикоррупционная политика в области обороны, надо заметить, хромает в большинстве (85%) из 82 изученных государств. В группу с очень низким риском попали всего 4 страны – Австралия, Германия, Норвегия и Великобритания. Россия очутилась в четвертой группе из шести («высокий» риск) с компании с Непалом, Филиппинами, Угандой и Танзанией. Замыкают список страны с «критическими» рисками (антикоррупционный контроль практически отсутствует) – Иран, Ливия, Сирия, Йемен.

Совладать с расходами военных парламентам мешают лазейки в законодательстве, «вес» оборонного сектора и даже – форма правления:

«В исследовании делается предположение, что президентские системы более подвержены риску коррупции, чем непрезидентские. Заметно, что коррупция возрастает там, где значительную часть населения составляют военные: крупная армия обладает возможностью более значительно воздействовать на работу правительства с помощью лоббизма и саботирования действий парламента по контролю оборонного сектора».

Общая стоимость коррупции в оборонной сфере, согласно оценкам (позапрошлогодним, впрочем) TI, превышает $20 млрд.

Чтобы понизить коррупционные риски, организация советует странам предпринимать и без того понятные меры – контролировать закупки, расходы спецслужб и секретные статьи бюджетов, повышать прозрачность расходов и нанимать внешних аудиторов для их оценки.