Два проекта

Отто Гана можно с полным основанием назвать проводником идеи создания атомного оружия

Именно Ган, знаменитый немецкий физик и радиохимик, открыл в 1938 году совместно с другим крупным ученым Фрицем Штраусманом - деление уранового ядра, фактически дав старт работам по созданию ядерного оружия.

Среди многих забытых работ этого учёного,есть статья в немецком журнале "Теоретическая физика" за 1938 год

ЧЕМБЕРЛЕН НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕТ

Статья Гана была посвящена обзору атомных разработок в разных странах мира.

Собственно говоря, обозревать было особо нечего: везде, кроме Германии, ядерные исследования находились в загоне. В них не видели особого смысла.

Премьер Британии Чемберлен сказал:

"Эта отвлеченная материя не имеет никакого отношения к государственным нуждам", -

премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен, когда его попросили поддержать английские атомные исследования бюджетными деньгами.

"Пусть эти ученые очкарики сами ищут деньги, у государства полным-полно других проблем!" -

Так считало в 30-е годы большинство мировых лидеров. За исключением, конечно, нацистов, которые ядерную программу как раз финансировали.

"США НЕ СМОГУТ НИЧЕГО СОЗДАТЬ"

Но отнюдь не пассаж Чемберлена, заботливо процитированный Ганом,был самым важным в его статье

Англия вообще не слишком интересует О.Гана. Гораздо интереснее было то, что Ган написал о состоянии ядерных исследований в Соединенных Штатах Америки.

А написал Ган буквально следующее:

"Если говорить о стране, в которой процессам деления ядра уделяется наименьшее внимание, то следует, несомненно, назвать США.

Разумеется, сейчас я не рассматриваю Бразилию или Ватикан. Однако среди развитых стран даже Италия и коммунистическая Россия значительно опережают США. Проблемам теоретической физики по ту сторону океана уделяется мало внимания, приоритет отдается прикладным разработкам, которые могут дать немедленную прибыль.

Поэтому я могу с уверенностью утверждать, что в течение ближайшего десятилетия североамериканцы не смогут сделать что-либо существенное для развития атомной физики."

США безнадёжно отставали...

БРИТАНИЯ ПРОСИТ США ПОМОЧЬ...

В конце 1941 года англичанам стало известно, что немцы бешеными темпами развивают свои атомные исследования.

Стала ясна и конечная цель этого процесса - атомная бомба.

Английские ученые-атомщики были достаточно компетентны, чтобы представить себе, какую угрозу несет новое оружие.

У Британии просто не было ресурсов для того, чтобы вступить с немцами в ядерную гонку. Отставание и так было большим, а в самое ближайшее время оно грозило стать безнадежным.

И тогда англичане пошли единственным путем, который сулил хоть какую-то выгоду. Они решили обратиться к американцам, которые располагали необходимыми ресурсами и могли швырять деньги направо и налево. Британцы готовы были поделиться своими достижениями, чтобы ускорить процесс создания общей атомной бомбы.

ПРЕЗИДЕНТ ДАЁТ ДОБРО

Надо сказать, что американцы к такому подарку отнеслись поначалу скептически.

Военное ведомство в упор не понимало, зачем ему тратить деньги на какой-то маловразумительный проект.

Какое там еще новое оружие? Вот авианосные группировки и армады тяжелых бомберов - это да, это сила. А ядерная бомба, которую и сами ученые представляют себе весьма смутно, - это всего лишь абстракция, бабушкины сказки.

Пришлось британскому премьеру Уинстону Черчиллю напрямую обратиться к американскому президенту Франклину Делано Рузвельту с просьбой, буквально мольбой, не отвергать английский подарок.

Рузвельт вызвал к себе ученых, разобрался в вопросе и дал добро.

АТОМНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАХОДИЛИСЬ В ....ЗАГОНЕ

В каком же загоне находились у США атомные исследования, если они так долго и упорно отказывались сотрудничать с британцами

Ган был совершенно прав в своей оценке американских ядерщиков - ничего солидного они собой не представляли.

Только в сентябре 1942 года было принято решение о начале работ над атомной бомбой. Организационный период занял еще некоторое время, и по-настоящему дело сдвинулось с мертвой точки лишь с наступлением нового, 1943 года.

От армии работу возглавил генерал Лесли Гроувз (впоследствии он напишет мемуары, в которых подробно изложит официальную версию происходившего), реальным руководителем был профессор Роберт Оппенгеймер.

КАДРОВ ДЛЯ РАБОТЫ НЕТ

Когда Оппенгеймеру предложили навербовать специалистов, выбор у него был крайне невелик. Хороших физиков-ядерщиков в Штатах можно было пересчитать по пальцам искалеченной руки.

Поэтому профессор принял мудрое решение - набрать людей, которых он знает лично и которым может доверять, вне зависимости от того, какой областью физики они занимались раньше.

Так и вышло, что львиная доля мест была занята сотрудниками Колумбийского университета из округа Манхэттен (кстати, именно поэтому проект получил название Манхэттенского).

Но и этих сил оказалось мало. К работе пришлось привлечь британских ученых, буквально опустошив английские научные центры, и даже специалистов из Канады.

В общем Манхэттенский проект превратился в некое подобие Вавилонской башни, с той только разницей, что все его участники говорили худо-бедно на одном языке.

Однако это не спасало от обычных в ученом сообществе свар и склок, возникавших из-за соперничества разных научных групп.

И вот весь мир пытаются убедить, что в этой дружной обстановке большого террариума американцам удалось за два с половиной года создать атомную бомбу.

А немцам, которые весело и дружно корпели над своим ядерным проектом пять лет, этого не удалось.

Чудеса, да и только.

Впрочем, даже если бы никаких склок не было, такие рекордные сроки все равно вызывали бы подозрение.

Дело в том, что в процессе исследования нужно пройти определенные этапы, сократить которые практически невозможно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно что никаких предпосылок к созданию атомной бомбы у США не было.