В кого превратился Советский народ?

Это ведь уникально и ненормально. На вопрос: “Вы итальянка?” - итальянцы не скажут “НЕТ, я венецианец” и “НЕТ, я ломбарденка”. И американка в ответ на вопрос: "Вы американка?" – не скажет “НЕТ, я техащенка” и “НЕТ, я флоридец”. И Бельгийка на вопрос: Ты бельгийка? - не скажет “НЕТ, я фламандка”. И англичанин на вопрос: “Are you British?” не ответит “NO, I am Scottish”. И гражданин ФРГ на вопрос: “Sind Sie Deutscher?” или, не столь формально, “Are you German?” не скажет “Nein, Ich bin ein Bavarian”. Если же задать тот же самый вопрос гражданину России: “Вы русский?” (are you Russian?) примерно в пятидесяти процентах случаев услышишь ответ: “НЕТ, я татарка”. Или же “нет, я украинец”. Или “нет, я еврейка”. Или “нет, я чеченец” (чукча, дагестанец, якут, карел, адыг, бурят, ингуш - и далее по списку национальностей многонациональной России). Что только из Федерации глядя, кажется совершенно нормальным. Тогда как на самом деле - абсурд. Который не только озадачивает людей Европы, Австралии и Американского Континента, но и разрушает страну.

Как это получилось? Стихийно, не запланированно. Можно сказать по недомыслию и не от большого ума Бориса Николаевича Ельцина (специалистом по языкознанию не являвшегося даже в малейшей мере) с уничтожением СССР слово "русский" приобрело два значения: 1) гражданство (название государства) и 2) этническая идентификация граждан. Двусмысленность, грозящая катаклизмами! Границы между народами в Российской Империи не стерлись за пятьсот лет существования Российского Государства. Народы не слились, до неразличимости, в общий народ – к добру или его противоположности, просто констатация факта. И если в Советском Союзе название страны, равно как и название народа – Советский Народ – с “титульной национальностью” не смешивалось потому что название продумано было так, чтобы интернационально и равноправно звучать, в Российской Федерации это происходит постоянно и неизбежно. Что, если, задуматься, само по себе способно разрушить страну.

Как это произошло? Как возникло переименование государства? Да по простому. Можно скзать, от сохи. Без движенья хотя бы одной извилиной хотя бы в чьем-то мозгу. По должности Бориса Николаевича Ельцина, Президента Cоветской Республики, которая называлась Российская Федерация. То есть по чистой случайности! Российская Империя называлась “российской”, потому что в ней была главная нация, остальные ей подчилялись, что не скрывалось (отсюда “тюрьма народов”). Что во время империй было возможно (см например Австро-Венгрия). Однако все империи распались, все страны, по краней мере цивилизованные и развитые (к каковым Россия себя относит) скорректировали дискриминацию в названии государства. И только в названии РФ она, исчезнув на 70 лет, снова возобновилась. Советский Союз – по крайней мере формально – являлся объединением равноправных народов (как минимум тех, которые образовывали республики). И назван был Советский Народ интернационально-имперски, а не национально-имперски. Когда же Союз распался по воле инициатора Ельцина, Борис Николаевич не мудрствуя лукаво назвал образовавшуюся страну названием своей должности, на которую ранее избран был: Президент Российской Федерации. Да так и осталось. Совершенно не думая, к чему это приведет.

Впрочем, несуразицу с путаницей русских как граждан новообразовавшейся страны и русских как национальности Ельцин понял довольно быстро. А потому стал называть граждан придуманным им для этого термином: россиянами. Что во множественном числе стало привычным. Однако никто о себе не скажет: я россиянин, я россиянец (по аналогии с “я американец” и “я итальянец”) а также “я россияночка”. А понимают и идентифицируют себя “по старинке”: я якут, я еврей, я украинец, я кабардинец, ну и само собой разумеется также “я русский”. И это совершенно понятно. Потому что между гражданством и национальностью имеется путаница. Стирающая грань между ДА и НЕТ в ответ на вопрос:”are you Russian?” В результате чего между русским как гражданином своей страны и русским как нацией возникла опасная путаница – она же и пропасть.

Потому что всякий раз, когда на вопрос: Вы русский? (имея в виду гражданство) гражданин России отвечает НЕТ – а дальше неважно что, это само со себе предопределяет распад страны. И межнациональную напряженность.

Что ж сделать в этой сложившейся ситуации ( которую, кстати сказать, Президент Путин не создал, а приобрел “по наследству”)? Решений возможно четыре.

1. ликвидировать русский народ в том смысле, чтобы русскими стали все граждане многонациональной России. Чтоб вместо русских как этноса родился русский многонациональный народ всех граждан России. Чтобы лозунг “Россия для Русских” понималя в либерально-демократическом смысле: чтобы всем гражанам России – а стало быть русским коль скоро в России живут, независимо от того, адыги они, евреи, якуты или тувинцы – в России равно прекрасно жилось.Такое решенье, однако, является не только нереалистичным и неприемлимиым – абсурдным. Потому что русская культура с великой русской литературой, великой музыкой, великим балетом и пр. отличается от украинской, татарской, еврейской,чеченской и многих других культур многонациональной страны. И должна идентифицироваться, а не уничтожаться размыванием и смешиванием со всеми другими культурами. Возможно (не обижая ни одну нацию) тоже великими и замечательными – но другими. Как в коктейле. Который не то же самое, что, скажем, коньяк, являющийся одной из его компонент... Расширение понятия “русский” на всех граждан Российского Государства во всех смыслах слова “русский” включая культуру, возможно – но странно и оскорбительно для русской традиции. Потому что получится, что все остальные культуры в России останутся, а русская, смешавшись со всеми, исчезнет. И, скажем, Тарас Шевченко, Шолом Алейхем и Муса Джалиль будут писателями в той же степени русскими, как Чехов и Пушкин. Что, конечно, неправильно даже для самых разлиберальных сверхинтернациональных раздемократов.

2. Добиться с помощью пропаганды того, чтобы каждый гражданин России на вопрос: “Are you Russian?” ответил бы “Yes, I am Russian” Что также совершенно нереалистично звучит. И от двусмысленности при ответе на вопрос “Вы русский?” не избавляет.

3. Так может быть попытаться заставить людей всего мира называть граждан Росси не “russians” а “russianins”? Это не только нереалистично, но потешно. Вот что бывает, когда Президент (Борис Николаевич) не является специалистом в языкознании (каким при всех недостатках бесспорно был Иосиф Виссарионович). Назвал страну так, что национальность с гражданством разделить невозможно. Ну натворил!

4. Дать стране, которую Ельцин спонтанно назвал Российской Федерацией, другое наименование. Наиболее естественное наименованим представляется Евразийская Федерация. Или Российская Евразийская Федерация. Тогда, подобно тому как в бытность СССР спрашивали: “Are you Soviet?” станут спрашивать “Are you evrasian?” - и каждый гражданин Российской Евразийской Республики (или Евразийской Республики) уверенно скажет “ДА”. К тому же название Евразийская Федерация одним своим наименованием положит конец разговорам о сжатии “до Московского Княжества”. Название страны будет своего рода охранительной грамотой. Тем более что сам русский народ давно уже, смешавшись с другими народами СССР, стал евразийским. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на самые разнообразные в своей красоте лица российских (в действительности евразийских) красавиц. Кроме того, о том, что Россия Евразия ежедневно говорится и утверждается на множестве сайтов, по телевидению и в печати по всей России. Евразией называют Россию политики, историки, патриоты. Евразийской названа киноакадемия, располагающаяся в Москве, и множество других замечательных организаций. Поэтому добавление слова Евразийская к названию Федерации (или замена слова Российская на слово Евразийская) представляется самым естественным. К тому же не раздражающим никого.

Возможно есть и другие решения. Главное ясно: ситуация, при которой в России гражданство путается с национальностью одной из множества наций (которая составляет большинство населения но делает непоняной самоидентификацию остальных), сложившаяся стихийно, неправильна. Она должна быть разрешена. Пока не стала разрушительной для простирающейся на 11 часовых поясов многонациональной страны, не будучи разрешенной. 

Юрий Магаршак